Александр Кейт

Источник

Глава XIII. Египет

Египет был один из древнейших и могущественнейших царств, и разыскания путешественников все еще посвящаются исследованиям несравненных памятников его могущества. Никакой народ, ни древних, ни новейших времен, никогда не воздвигал таких огромных и долговечных памятников. В то время как следы других древних монархий едва могут быть открыты между покрытыми плесенью развалинами их городов, искусственные горы, видимые на пространстве тридцати миль – пирамиды египетские, устояли всем опустошениям времени. Династия египетских царей имеет преимущество в отношении древности перед всякой другой. Никакая страна никогда не могла предъявить такого длинного ряда царей. Ученость египтян обратилась в пословицу. Число их городов881 и многолюдство их страны, как повествуют древние историки, почти превосходит всякое вероятие. Природа и искусство соединились, чтобы сделать ее самой плодоносной областью. Она называлась житницей мира. Она была разделена на несколько царств, и их могущество часто распространялось над многими соседними странами882. Однако, несмотря на то, что её величие и слава были известны еврейским пророкам, они не устрашились объявить, что Египет сделается «низким царством, и никогда более не возвысится сколько-нибудь над народами. И буквальное исполнение каждого пророчества представляет ясное доказательство, что каждое из них божественного происхождения.

Египет был предметом многих пророчеств, которые исполнились в древние времена, и он по настоящий день отмечен особой печатью, коей пророчество запечатлело его судьбу.

«И там они составят царство скромное. Оно будет ниже других царств, и уже не станет возвышаться над народами; и я сделаю их малозначащими, чтоб они не господствовали над народами883. И падут помощники Египта. И будет пуст среди опустошенных земель, и города его будут находиться в числе городов запустелых. И предам землю в руки злым, и рукой иноземцев опустошу землю и все наполняющее ее. Так говорит Господь Иегова. И из земли египетской не будет уже начальствующего884.

Египет совершенно подчинился власти персов около трехсот пятидесяти лет до христианской эры. Он был впоследствии порабощен македонянами и был управляем Птолемеями в продолжение двухсот девяноста четырех лет, пока около тридцати лет до Иисуса Христа, он не сделался провинцией римской империи. Он долго находился в зависимости от римлян, и сперва платил дань Риму, а потом Константинополю. Он перешел в 641 году до Р. X во власть сарацин. В 1250 г. мамелюки низложили их правителей и похитили власть над Египтом. Образ правления, самый странный и самый поразительный какой когда-либо существовал на земле, был установлен и поддерживаем. Каждый последующий правитель, которого облекали верховной властью, был избираем из чужестранцев и рабов: ни сын прежнего правителя, ни уроженец Египта не наследовал престола, но глава избирался из нового поколения ввезенных рабов. Когда Египет сделался данником турок в 1517 г., мамелюки удержали за собой много власти, и каждый паша был притеснитель и чужестранец. В продолжение всех сих столетий каждое покушение освободить страну, или избрать государя из земли египетской, оказывалось тщетным и часто роковым для честолюбца. Хотя факты относительно Египта и составляют слишком разительные и приметные для глаз черты в истории мира, чтобы допустить возможность противоречия или сомнения, однако ж, несмотря на то, описание судьбы этой страны и образа правления её предоставим свидетельству тех, в авторитете коих ни один неверующий не усомнится. Гиббон и Вольней опять наши свидетели относительно этих фактов.

«Лишившись двадцать три столетия тому назад своих природных владетелей, плодоносные поля Египта сделались последовательно добычей персов, македонян, римлян, греков, арабов, грузин и, наконец, поколения татарского, известного под именем оттоманских турок. Мамелюки, купленные как рабы и употребляемые как солдаты, в скором времени завладели властью и избрали начальника. Если их первое водворение было странным происшествием, то и продолжительность их пребывания в нем не менее необычайна. Они заменяются рабами, приводимыми из их первобытной страны. Система угнетения проводится методически. Все, что видит или слышит путешественник, напоминает ему, что он находится в стране рабства и тирании885. Более несправедливого и более нелепого учреждения невозможно было выдумать, нежели то, которое осуждает природных жителей на вечное рабство, под произвольным владычеством чужестранцев и рабов. Но таково было состояние Египта около пятисот лет. Знаменитейшие султаны из багаритской и боргитской династии происходили сами от татарских и кавказских выходцев, а двадцать четыре бея или военные начальники имели всегда преемниками не сыновей своих, а слуг886. Вот слова Вольнея и Гиббона; а что предсказывали древние пророки? «И предам землю в руки злым, и рукой иноземцев опустошу землю и все наполняющее её. Так говорит Господь Иегова. И из земли египетской не будет уже начальствующего». Пророчество присовокупляет, «что они составят царство скромное». По прошествии двух тысяч четырехсот лет со времени этого пророчества, поноситель религии, но очевидец фактов, так описывает то же самое место: «В Египте нет среднего сословия, нет ни дворянства, ни духовенства, ни купцов, ни фермеров. Всеобщий вид бедности, проявляющийся во всем, что путешественник встречает, выказывает ему хищничество угнетения и недоверчивость, тяготеющую над рабством. Глубокое невежество жителей равномерно препятствует им постигать причины их несчастия, или принять необходимые меры к его отвращению. Невежество, обхватив все классы, распространяет свое действие на все роды нравственного и физического знания. Ни о чем ином не говорят, как только о внутренних смятениях, общественных бедствиях, денежных вымогательствах, палочных побоях и убийствах. Само правосудие наказывает смертью без соблюдения формальностей»887. Другие путешественники описывают самые гнусные пороки и изображают нравственный характер народа в высшей степени испорченным. Знаком опустошения страны может служить то, что бедные хижины составляют ныне единственные жилища там, где находятся в изобилии развалины храмов и дворцов. Египет окружен владениями турок и арабов, и пророчество буквально справедливо, говоря, что он находится среди опустошения: – «и будет пуст среди опустошенных земель, и города его будет находиться среди городов запустелых». Систематическое угнетение, насилие и грабительство, которое столь долго преобладали, и цена, платимая за власть и могущество каждым турецким пашой, лишили страну всего того, чем она была полна, и до сих пор еще показывают как она, с одной стороны, «была опустошаема руками чужестранцев», а с другой–"продаваема в руки злых».

«И оскудеют воды в море, и река высохнет и иссякнет. И загноятся реки, водопроводы египетские обмелеют и высохнут; камыш и тростник увянут. Луга при реке, по берегам реки, и все посеянное при реке иссохнет, развеется и не будет888. И реки сделаю сушей и продам землю в руки злым889 и пр. – «Сын человеческий, скажи фараону, царю египетскому и народу его: кому ты равняешься в величии своем? Воды растили его, бездна питала его вокруг сада своего, она обходила реками своими и каналы свои пускала ко всем деревам полевым. Оттого рост его превысил все дерева, поля, и сучьев на нем не было много, и ветви его простирались далее больших вод, когда он раскинулся. Он красовался высотой роста своего, длиной ветвей своих, ибо корень его был у великих вод. Я отверг его. Лежишь среди необрезанных, с убитыми мечем. Это фараон и все множество его, говорит Господь Иегова»890.

Далекое уклонение рек, или древних протоков Нила от их течения, иссякание каналов, а, следовательно, и источников, которые распространяли плодородие по Египту, могут быть отнесены к непосредственным и самим существенным причинам опустошения, коему подверглась наибольшая часть Египта. Где только на берегах Нила производится орошение и где маленькие речки текут около растений и наделяют водой все полевые деревья, там изумительная роскошь растительности может, конечно, удивить европейца, и болезненные оранжерейные растения нашего холодного и сравнительно бессолнечного климата принимают здесь гигантские размеры. Хота эти богатые полосы редки, но подвижные песчаные холмы, (из которых виднеются засыпанные песком пни и верхние ветви деревьев, как знак еще продолжающегося разрушения), в некоторых местах, как, напр., в Розете, угрожают погибелью подобно осужденному преступнику, который поставлен на берегу моря во время прилива. Над большей частью Египта опустошение совершенно исполнило свое дело. Рукава Нила теперь занимают гораздо меньшее пространство, чем прежде. На западной стороне Египта, как видно по плану Гита (Heath), древнее русло реки Нила, теперь сухое и называемое туземцами Беллома, отстоит на восемьдесят миль от ближайшего рукава этой реки. Промежуточное пространство, большей длины, нежели ширины, обозначено как обширная песчаная равнина, и длинный канал, который отчасти пересекает его, теперь сух, за исключением времени наводнения. Вдоль морского берега земля ровна и не имеет деревьев. А на восточной стороне Египта, нелузианский рукав Нила засорен, и равнину, в которой он протекал, за исключением немногих стоячих прудов, невозможно ныне отличить от песчаной степи, теперь со всех сторон ее окружающей. В промежуточном пространстве и даже в несравненно более тесных границах, занимаемых ныне рукавами Нила, видны русла высохших рек и каналов, и степь покрывает многие обширные области, которые некогда давали Египту право считаться наряду с первейшими из царств. Проезжая дельту Египта, путешественник видит ныне одну пустыню, за исключением окрестностей Розетты и Дамиетты и нескольких жалких деревень, и где прежде было изобилие воды и роскошная растительность, там ныне меха для воды составляют необходимую принадлежность путешественника и могут быть наполняемы только после восьми или десяти часов пути, иногда из гнилого колодца, из которого скот в Англии не захотел бы пить. Нет сомнения, что степь распространилась над значительной частью некогда плодоносной земли Египта. Где реки отведены далеко, и ручьи иссякли, там земля опустошена повсюду.

Новейшие путешественники в Египте, как и в других странах, видят и подтверждают теперь чудесное исполнение пророчеств.

«Долго, – говорит лорд Линдсей, – смотрели мы на сцену вокруг нас (с храма карнакского в Фивах) – крайнее, ужасное опустошение! В самом деле, в Диосполе сделалась расселина. Башни второго или восточного предхрамия не что иное, как груды камней, свалившиеся – как пророчество и новейшие путешественники описывают Самарию – во двор с одной стороны и в обширные сени с другой; гигантские колонны были заносимы, подобно тростнику перед могучей лавиной и пр. – Возвратясь к большему обелиску и сев на изломанную колонну, я провел несколько приятных минут, предавшись размышлению об окружавших меня развалинах, столь видимо пораженных рукой Бога во исполнение пророчеств, которое описывают. Но Аммон сценой опустошения, каковой я его тогда и видел. Десница истинного Иеговы, Аэль-Амуна, Бога истины, действительно исполнила приговор над всеми богами Египта, но, в особенности, над идолом этого огромнейшего из храмов земли; безмолвие царствует в его дворах, народ в Но истреблен, Патрос опустошен, земля Хама все еще нижайшее из царств, столь верно слово пророчества, столь видимо его исполнение! Мы употребили целый день на посещение Мемфиса и пирамид Дашаура и Сакары. Холмы и плотины, несколько изломанных камней и две колоссальные статуи, отрытые несколько лет тому назад нашим другом Кавилиа, суть единственные остатки древней столицы нижнего Египта. Мы ехали верхом целые мили через рощи пальм и акаций, возделанные поля и песчаные пустыни, где, как мы знали, должно быть, место Мемфиса, но всякий другой след его древнего величия исчез. Мемфис, действительно, опустошен»891.

«Так говорит Господь Иегова: истреблю идолов и уничтожу лжебогов в Мемфисе. И опустошу Патрос и брошу огонь на Цаон и совершу суд над Но. И пролью ярость мою на Син, крепость Египта, и истреблю народ в Но. И брошу огонь на Египет: вострепещет Син, и Но должен будет рушиться. Юноши Она и Бубаста падут от меча, и все прочее пойдет в плен. И в Тафнисе померкнет день, когда сломлю там ярмо Египта и прекратится в нем гордое могущество его. И совершу суд над Египтом и узнают что я Иегова!»892

Хотя Геродот и считает города Египта тысячами, однако, все те, которые существовали во времена пророков, лежат давно в развалинах. Египет, быв в древности чрезвычайно богат и многолюден, теперь, исключая тех мест, где он отчасти еще наводняется Нилом и возделывается, гол и безлюден. Его два больших города, Каир и Александрия, граничат со степью. И за исключением Розетты и Дамиетты и нескольких жалких деревень, не встречаешь ни одного города, проезжая нижний Египет от Александрии до Эль-Ариша, или от одного конца до другого Фивы, некогда знаменитые своими ста воротами, могут быть названы по великолепию их остатков столицей развалин. Мумии, столь обильные в Мемфисе, остаются, хотя город и исчез, но дворцы и храмы давно уже рассыпались и обратились в груды камней. Гелиополь имеет теперь единственный еще стоящий обелиск, как бы для того, чтобы провозгласить, что холмы вокруг него были некогда «городом солнца». Одна улица со своей центральной площадью города Александрии, построенного после времен пророков, занимала большее пространство, нежели новый город893. В Бубасте, ныне Тель-Басте, есть высокие холмы и несколько остатков древнего городка Пашта. Многие другие холмы в различных местах дельты, обозначают места древних городов. Автор, в поспешном своем путешествии через Египет, слышал о развалинах в различных местах и проезжал мимо развалин Доана, о котором, кроме общего опустошения, коему долженствовали подвергнуться города Египта, пророк сказал, «и брошу огонь на Доан». Так как Господь в древности творил чудеса в полях Доана, то и город этот представляет теперь в развалинах своих доказательство своего древнего величия и знаки своей пророческой судьбы Остатки Доана, до сих пор мало известные, могут быть очерчены с большей подробностью.

Сан, или как произносят арабы на месте, Доан, маленькая, занимающаяся рыбной ловлей деревня, в которой одни жилища состоят из глины, а другие из кирпича, есть единственный представитель этого места фараоновой славы. В его непосредственном соседстве, возвышаясь значительно над равниной, находятся развалины древнего города. Они вообще, где не завалены песком, состоят из больших груд обломков, образовавшихся из земли, изломанных кирпичей и черепиц в большом изобилии. Главнейшие остатки, все развалившиеся и лежащие почти прямыми линиями, кажется, принадлежали одному и тому же ряду больших и публичных зданий. В отдаленном конце деревни высокие песчаные холмы скрывают от взора всякие развалины или жилища, если они когда-либо, как по всей вероятности полагать надо, здесь существовали. Два обломка от обелисков, один в двадцать семь, а другой в шестнадцать футов длиной, видны на песке. На расстоянии шестидесяти ярдов лежат на земле более двадцати больших глыб гранита, видимо, составлявшие часть древнего строения, и почти столько же, в некотором расстоянии от них. Кроме сих последних, есть здесь изломанные обломки обелисков, покрытые мусором, и каменная фигура или изображение в сидячем положении, в одиннадцать футов вышиной, которая, покоясь на блоке в пять футов высоты и в четыре ширины, лежит почти горизонтально, с опущенной вниз головой, как будто лижет пыль. Около тридцати шести ярдов дальше, по тому же направлению, есть три изломанных обелиска, и верхняя часть одного из них, которая отломлена, имеет двадцать четыре фута в длину и лежит горизонтально, между тем как нижняя часть, состоя из двух других обломков, углубилась в песок. Другой обелиск, лежащий вблизи, расколот посередине, и, хотя он и имеет около тридцати футов в длину, однако, очевидно, что только часть его видна, ибо и самая узкая его видимая часть имеет четыре фута в диаметре. Третий, без всякого сомнения, в неоконченном состоянии. И это есть знак, между прочими доказательствами, что Господь мщением своим поразил Египет внезапно. На расстоянии в пятьдесят ярдов, лежат рядом друг с другом два другие обелиска, а на небольшом пространстве от них, в одном месте, лежат от семидесяти до восьмидесяти величайших глыб гранита (некоторые из них имеют шесть футов длины и четыре в ширину), из коих большая часть скрыта в земле. Обломки развалин лежат на обширном протяжении, и между ними находится много «стекловатых» кусков, ясно указывающих, что Господь ниспослал огонь на Доан.

Могут ли быть слова менее двусмысленны, могут ли быть какие-либо происшествия удивительнее, нежели эти пророчества относительно Египта? Длинный ряд его царей начинается с первых веков мира, а конечное пресечение его было предсказано гораздо раньше, чем он прекратился. Попытка, некогда сделанная неверующими, чтобы доказать по числу монархов и продолжительности их царствований, что Египет был царством, предшествовавшим Моисеевой эре потопа, сообщает этим предсказаниям относительно Египта самый поразительный вид. И опыт двух тысяч лет, в продолжение коих Египет никогда не был без природного своего государя, казалось, исключал возможность этих предсказанных событий, которое, однако ж, вполне подтвердились опытом последних двух тысяч лет. Хотя он часто и угнетал Иудею и соседние народы, однако же, еврейские пророки предсказывали, что его собственный скипетр исторгнется от него и что эта страна царей (ибо многочисленность как современных, так и последовательных его монархов может оправдать это название) никогда не будет иметь природного государя и что она будет опустошена руками иностранцев. Они предсказывали, что она будет царством низким, ниже всех царств, что она будет сама опустошена и окружена опустошением, и что она никогда более не возвысится над народами. Они описывают её позорное порабощение несмотря на то, что её прошлое и настоящее состояние имеет сходство не более отдаленное с прежним величием и гордостью её могущества, чем бренность её хижин имеет ныне сходство с прочностью её несокрушимых пирамид. Пророчества, осуществившиеся таким образом, доказывают без всякого толкования, что они должны быть откровением Всеведущего Правителя вселенной894.

Обозревая пророчество относительно Ниневии, Вавилона, Тира и Египта, не должны ли мы прийти к тому выводу, что судьба этих городов и стран, как и земли иудейской и соседних областей, доказывает истину всех пророчеств относительно их, и что эти пророчества, подтверждаясь событиями, свидетельствуют сильнейшим образом в пользу истины христианской религии? Опустошения были делом человека и производились врагами христианства, и были бы все те же, хотя бы и не существовало ни единого пророческого изречения. Одно лишь предсказание об этих, во всех их частностях бесконечно превосходящих человеческое предвидение фактах, есть дело Бога. И разрушение сих государств, служа доказательством истины каждой йоты этих предсказаний, есть, таким образом, чудесное подтверждение и доказательство вдохновения Св. Писания. По странной случайности, неверующие избрали для проявления своего могущества это самое поле, где они, не вызвав лживого духа, как им хотелось, из развалин, могли бы читать исполнение пророчеств почти на каждом шагу. Вместо того, чтобы опровергнуть истину религии, очевидно, что, чем больше эти развалины, тем сильнее свидетельствуют они в пользу пророчеств Св. Писания; по крайней мере, не на этой твердыне веры может быть водружено знамя неверия. Каждый факт, рассказанный Вольнеем, есть свидетельство против всех его ухищрений, и он осуждается собственными своими устами. Может ли быть какое-либо преднамеренное обольщение еще яснее и больше чем то, которое старается презреть все эти пророчества и создать доказательство против истины христианства из тех же самых фактов, которыми пророчества были приведены в исполнение? Или, может ли какое либо доказательство божественного вдохновения быть убедительнее и яснее, нежели все эти чудесные предсказания в соединении с их точным исполнением.

* * *

881

Двадцать тысяч. (Герод. кн. 2. гл. 177).

882

Marshami Can. Chron. рр. 239, 242.

883

Иезек. 29:14, 15.

884

Иезек. 30:6, 7, 12, 15

885

Volney’s Travels, vol. 1. pp.74, 103, 110, 198.

886

Gibbon’s History, vol. 11. с. 59. р. 164.

887

Volney’s Travels, vol. 1. pp. 190, 198.

888

Иса. 19:5–7.

889

Иезек. 30:12.

890

Иезек. 31:2, 4, 5, 7, 11, 18.

891

Lord Lindsay’s Travels, vol. 1. pp. 183–189.

892

Иезек. 30:12–19.

893

Wilkinson's Thebes, p. 347.

894

Египет, впрочем, неравно возвысился при настоящем умном, но деспотическом паше до такой степени политического значения и могущества, до которых он не достигал в продолжение многих прошедших веков. Но этот факт не только не опровергает истины пророчества, но может, напротив того, в непродолжительном времени, служить объяснением другого предсказания, которым утверждается, что как бы он ни был низок и уничижен в течение многих столетий, однако, он будет иметь, несмотря на то, силу достаточную для оказания «помощи или покровительства, во время восстановления евреев в Иудее, которые будут искать помощи для себя в силе Фараоновой и доверять, «тени Египта». Другие пророчества относительно его ожидают своего исполнения. Но, какова бы ни была его настоящая сила, он только «тень Египта». (Ис. 30: 2; 31: 11. «Вся земля будет радоваться и Египет будет не во веки смиренным царством. И поразит Господь египтян язвой великой и исцелит их цельбой, и обратятся к Господу, и услышит их и исцелит их цельбой. В день будет Израиль третий во Египтянех и во Ассириинех благословен на земли» и пр., (Иса. 19: 19–25).


Источник: Кейт, Александр. Доказательства истины христианской веры, основанные на буквальном исполнении пророчеств, истории евреев и открытиях новейших путешественников / [А. Кейт]; Пер. с 38-го изд. бар. Отто Эльснера. - Санкт-Петербург : тип. А. Моригеровского, 1870. - [6], II, 530 с.; 20.

Комментарии для сайта Cackle