Апокрифы о апостоле Фоме
Апокрифы о апостоле Фоме – цикл переведенных с греческого произведений, состоящий из «Евангелия Фомы» и сказаний о деяниях и о смерти апостола. Греческие тексты апокрифов изданы в кн.: Thilo I. C. Codex apocryphus Novi Testamenti. Lipsiae, 1832, p. 275–315; Tischendorf C. 1) Acta apostolorum apocrypha. Lipsiae, 1851, p. 190–242; 2) Evangelia apocrypha. Lipsiae, 1876, p. 140–163.
Апокрифическое «Евангелие Фомы», славянский перевод которого относится ко времени не позднее XIV в., в славянских индексах запрещенных книг именуется «Евангелие от Фомы» (иногда с добавлением слов «еритици списали») или «Детство Христово». Отрицательное отношение церкви к А. вызвано, возможно, тем, что мальчик Исус изображен в нем, с одной стороны, обладающим даром творить чудеса (исцелять, оживлять слепленных из глины птиц), а с другой – властным и жестоким, сурово наказующим своих обидчиков.
«Евангелие от Фомы» встречается в рукописях редко: древнейший известный список его – болгарский (БАН, 13.3.17). Известны сербские списки (ГИМ, собр. Хлудова, № 162 и список, по которому памятник издал Ст. Новакович), болгарский, опубликованный П. А. Лавровым, а также русские: ГБЛ, собр. Ундольского, № 1253 и поздний, в том же собрании, № 1244, и украинские, перечисленные в статье В. П. Адриановой. По наблюдениям М. Н. Сперанского, Хлудовский список и список Ундольского № 1253 восходят к одному оригиналу.
Сказания о деяниях и смерти апостола известны в нескольких видах. «Деяние святаго апостола Фомы» (нач.: «В то время, в не же беша вси апостоли в Иерусалиме...») повествует о его проповеди в Индии и о том, как Фома, взявшись построить дворец для индийского царя, созидает его в царстве небесном. Этот текст читается в ВМЧ под 5 октября (издан Лавровым по болгарскому списку XVII в.). Сходны по сюжету и две проложные памяти: одна краткая (нач.: «Святый апостол Фома послан бысть во Индию учити слову божию...») и пространная (нач.: «Сей парфеном и миденом, персином и индеяном слово божие проповедав...»). Известно также «Мучение святаго апостола Фомы» (нач.: «Жена Муздея царя слышавши о божественном Фоме...»).
Изд.: Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872, с. 320–326; Jagić V. Novi prilozi za literaturu biblijskih apocrifa. 5. Djela svetoga apostola Tome. – Starine. U Zagrebu, 1873, kn. 5, s. 95–108; Novacović St. Apokrifi jednoga srpskog ćirilovskog zbornika XIV vieka – Ibid., 1876, kn. 8, s. 48–55, 69,74; Библиографические материалы, собранные А. Н. Поповым... – ЧОИДР, 1889, кн. 3, с. 3–4, 61–71; Сперанский М. Н. 1) Славянские апокрифические евангелия: (Общий обзор). М., 1895, с. 10, 36–55, 99–105, 127–134; 2) Южнорусские тексты апокрифического евангелия Фомы. – ЧИОНЛ, 1899, т. 13, с. 169–190; Яцимирский А. И. Апокрифическое евангелие ап. Фомы в славянских списках. – В кн.: Яцимирский А. И. Из славянских рукописей: Тексты и заметки. М., 1898, с. 93–154; Архангельский А. С. Из истории южнославянской и Древнерусской апокрифической литературы: Два любопытных сборника Софийской народной библиотеки в Болгарии. – ИОРЯС, 1899, т. 4, кн. 1, с. 102–110; Лавров П. А. Апокрифические тексты. СПб., 1899, с. XVII–XXI, 111–118; Франко. Апокрифы, т. 3, с. XXXVII–XII, 95–125; Адрианова В. Евангелие Фомы в старинной украинской литературе. – ИОРЯС, 1909, т. 14, кн. 2, с. 1–47; Santos Otero A. de. Das kirchenslavische Evangelium des Thomas. Berlin, 1967 (Patristische Texte und Studien, Bd 6); Grabаr В. Glagoliski oldomace Pseudo-Tomika evangielja. – Slovo. Zagreb, 1969, t. 18–19, c. 213–232.
M . А. Салмина