Житие Исидора Юрьевского
Житие Исидора Юрьевского – сохранившийся в двух редакциях рассказ о мученической смерти 8 января 1472 г. священника Исидора и 72 юрьевских жителей, которые были брошены под лед в результате столкновения с епископом и латинствующими властями г. Юрьева. В исторических источниках (как в русских летописях, так и местных немецких хрониках) сведений об этом событии не содержится, что дает некоторым исследователям повод сомневаться в подлинности описанных событий.
Краткая редакция, автор которой неизвестен (название: «В той же день (8 января. – Л. С.) страсть святого священномученика Исидора, прозветера новаго, пострадавшего за Христа во граде Юрьеве от безбожных немец, и иже с ними пострадавших святых мученик седмидесят и трех», нач.: «Той святый священномученик Исидор живяше в латынех во граде Юрьеве в русском концы с православными крестьяны...»), была создана, по мнению И. Фетисова, вскоре после описанного события, но не ранее 1474 г. (К литературной истории..., с. 219). Список ее датируется XVI в. (Лихачев Н. П. Инока..., с. IX). Вторая, распространенная редакция (название: «Месяца генваря в 8 день. Страдание святаго священномученика Исидора Новаго и иже с ним пострадавших за Христа 72 мученик, во граде Юрьеве Ливонском от немец поганых. Списано священноиноком Варлаамом смиренномнихом по благословению митрополита Макария московского и всея России»; нач.: «В лета 6980 (1472) попущением божиим на христианы, разсвирепевшимся безбожным латыном...) написана известным биографом Псковских и Новгородских святых Василием (в иночестве Варлаамом) между 1558 и 1563 гг. с благословения митрополита Макария. Это произведение представляет собой созданную на основе краткой редакции «витиевато изложенную повесть с введением и послесловием, проникнутую антилатинской тенденцией и горячей ненавистью к латинянам» (Фетисов. К литературной истории..., с. 218). Гибель мучеников оказывается в редакции Василия-Варлаама результатом сознательного, заранее обдуманного гонения на священника Исидора со стороны латинян г. Юрьева. Источники, которыми пользовался автор Полной редакции, и его литературные приемы рассмотрены И. И. Фетисовым (К литературной истории...). Списки Ж. указаны в работах А. С. Будиловича, И. И. Фетисова, Н. П. Барсукова, Н. П. Лихачева.
Обе редакции изданы, краткая – Н. П. Лихачевым, полная – по разным спискам А. С. Будиловичем и И. И. Фетисовым.
Изд.: Будилович А. С. О русском Юрьеве старого времени в связи с житием священномученика Исидора и с ним сопострадавших 72 юрьевских мучеников // Сб. учено-лит. о-ва при имп. Юрьев. унив. Юрьев, 1901, т. 4, с. 5–144; Лихачев Н. П. Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче. СПб., 1908 (ПДП, № 168), примеч. 3, с. IX–XI; Перетц В. Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Киев 30 мая – 10 июня 1915 г. Киев, 1916, с. 158–176 («Занятия И. И. Фетисова»).
Лит.: Муравьев А. Н. Жития святых российской церкви. СПб., 1857, с. 19; Ключевский. Древнерусские жития, с. 252, 259; Барсуков. Источники агиографии, стб. 230–231; Филарет. 1) Русские святые, чтимые всею церковью или местно. СПб., 1882, с. 15–17; 2) Обзор, с. 154; Голубинский. История канонизации, с. 574; Фетисов И. И. К литературной истории повести о мученике Исидоре Юрьевском // Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского. Л., 1928 (СОРЯС, т. 101, № 3), с. 218–221.
Л. В. Соколова