отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Житие Иоасафа Каменского

Житие Иоасафа Каменского – литературный памятник, созданный, по Н. П. Барсукову и И. Некрасову, в конце XV в., а по В. О. Ключевскому не ранее 1547 г. и посвященный местно чтимому святому вологодского края. В научной литературе (Н. Коноплев, Н. П. Барсуков, А. Кадлубовский) отмечалась зависимость данного Ж. от Сказания о Спасо-Каменном монастыре Паисия Ярославова и от агиографических памятников (житий Евфросина Псковского, Макария Калязинского, Стефана Махрищского, Феодора Ярославского и др.). В. О. Ключевский весьма критически оценивал Ж. как исторический источник. В тексте Ж. Иоасаф называется князем Андреем Дмитриевичем, сыном Дмитрия Васильевича Меньшого и внуком Василия Васильевича Ярославского. В Сказании же Паисия Ярославова и в Житии Александра Куштского Иоасаф – внук великого князя Василия II Темного; согласно Ж., князь Андрей Дмитриевич постригся в монахи после смерти жены и родителей, а по Сказанию, его пострижение совершено еще в 12-летнем возрасте. В Ж. скончавшийся в возрасте 24 лет Иоасаф прославляется как целитель – в пяти посмертных чудесах, в предисловии, похвале и в службе. В Ж. описывается явление Христа в келью Иоасафа и его беседа с ним, молитва Иоанну Златоусту, созерцание рая. Присутствует здесь и мотив искушения Иоасафа дьяволом в виде ангела. А. Кадлубовский склонен видеть в Ж. апологетику внутреннего подвижничества и нестяжательства. И. Коноплев убедительно показывает компилятивность Ж. и противоречивость в изложении истории его создания. В списках Ж. (XVII–XVIII вв.) авторская позиция выражена в обычной этикетной форме самоуничижения: «...понеже извития словесем не вем, ни решения притчам не навыкох, ни от философов граматики учихся, яже си и риторская никогдаже прочитах...». В рук. ГПБ, Солов. собр., № 227, сер. XVII в. приводится «списателево имя», зашифрованное в «вычурной анаграмме» тайнописи (не разгадана, опубликована дважды: 1) Описание рукописей Соловецкого собрания, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Казань, 1885, ч. 2, с. 303; 2) Коноплев. Святые Вологодского края, с. 57). Нередко в сборниках XVII–XVIII вв. списки Ж. сопровождаются Сказанием Паисия Ярославова. Текст Ж. не опубликован.

Лит.: Савваитов П. Описание Вологодского Спасо-Каменного монастыря. СПб., 1860; Некрасов И. Зарождение национальной литературы в северной Руси. Одесса, 1870, ч. 1, с. 42–43; Ключевский. Древнерусские жития, с. 275; Барсуков. Источники агиографии, стб. 36–37; Коноплев Н. Святые Вологодского края. М., 1895, с. 56–59; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 268–273; Описание Вологодского Спасо-каменского Духова монастыря / Сост. в 1860 г. П. Савваитовым, испр. и доп. в 1885 г. Н. Суворовым. Вологда, 1905, с. 16–18.

О. А. Белоброва


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Ленинград (С.-Петербург) : Изд. «Наука», 1987-. / Вып. 1-3.

Комментарии для сайта Cackle