отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Житие Иоанна Казанского

Житие Иоанна Казанского – произведение XVI в., по жанру скорее являющееся мартирологом, хотя признаки этого жанра представлены в нем в неразвернутом виде. Ж. написано не позднее 50-х гг. XVI в., датировка определяется ранним из сохранившихся списков. Рассказ краткий, по своему сюжету очень прост: татары убили пленника по имени Иван после того, как он отказался отречься от православной веры. Любопытными являются некоторые конкретные детали, указывающие на то, что рассказ, возможно, связан с какими-то реальными событиями и был составлен лицом, побывавшим в Казани. Описание событий в нем приурочено к 24 января 1529 г. Под этим числом рассказ включен в минеи четьи Синодальные, Чудовские, Тулупова. О пленнике Иване сказано, что он родом из Нижнего Новгорода, а служил в Казани у князя Али-Шукуря. Имя князя Али-Шукуря известно по русским летописям, там есть упоминание о том, что сына этого князя убили в Казани в 1531 г. (ПСРЛ. СПб., 1904, т. 13, ч. 1, с. 57). Заканчивается рассказ сообщением, что похоронили мученика «на старом кладбище руском». Некоторыми натуралистическими подробностями в описании смерти героя рассказ напоминает повесть «О преставлении старца Антония Галичанина». Как в случае с этой повестью, ранние списки рассказа о мученике Иване известны по волоколамским рукописям. Самым ранним из них является список Нифонта Кормилицына, озаглавленный «О святем мученице Иване, иже за Христа мучен во граде Казани» (рук. ГПБ, Q.XVII 64, описана в кн.: Пославния Иосифа Волоцкого / Подг. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л., 1959, с. 101–107). Нифонт Кормилицын как видный представитель духовенства участвовал в походе на Казань в 1550 г., описание которого помещено в той же рук. Q.XVII.64. Вероятно, с его именем надо связывать появление рассказа о «казанском мученике» в литературной среде иосифлян; из рукописи Нифонта переписан текст рассказа в сборнике Мартина Рыкова (ГБЛ, Волок. собр., № 520). Каких-либо конкретных фактов о причастности Нифонта к созданию этого произведения не установлено, хотя не исключено, что именно он вывез его из Казани или даже сам его написал.

Установить публикации текста и исследований, посвященных Ж. Иоанна, «мученика казанского» не удалось, не считая перечисления списков, сделанного Барсуковым. Следует упомянуть еще об одном списке (ЛОИИ, собр. Лихачева, № 294), который имеет заглавие «Сказание великаго и славнаго чюдеси, еже бысть во граде Казани».

Лит.: Барсуков. Источники агиографии, стб. 243; Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 222.

Р. П. Дмитриева


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Ленинград (С.-Петербург) : Изд. «Наука», 1987-. / Вып. 1-3.

Комментарии для сайта Cackle