отв. ред. Д. С. Лихачев

Источник

Житие Андрея Юродивого

Житие Андрея Юродивого – переведенный с греческого памятник, повествующий о любимом слуге византийского вельможи, скифе, принявшем христианство и многому обучившемся. Но Андрей «обуял», и хозяин изгнал его. В центре сюжета Ж. – рассказ о поступках и эсхатологических пророчествах Андрея Юродивого, тематически зависящий от пророчеств Даниила. В свою очередь это Ж. оказало влияние на апокрифическое «Откровение» Мефодия Патарского.

Славянский перевод Ж. получил широкое распространение в древнерусской литературе. Старшие из известных нам списков относятся к кон. XIV – нач. XV в. (ЦГАДА, ф. 381, № 182) и к XV в. (ГИМ, Синод. собр., № 924/152 и 925/153; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 780; собр. МДА, № 684; ГПБ, Q.I.1143; Солов. собр., № 500/216; 501/214; 502/215 и др.), однако в прологах (см. Пролог) начиная с XIII в. выписки из Ж. читаются под 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 16 и 25 октября. В сборниках читаются фрагменты из Ж. – сказания о видении Андрея и Епифания, «како видеста на въздусе святую богородицу» (нач.: «Страшно и чюдно видение честною святцю Андрея и Епифания...»), «о святем Андрее, како ся ему створи Христа ради похабьство» (нач.: «При Лве цари велицем бе мужь в Коньстянтинеграде...»), «Слово о святем Андрее Уродивем» (нач.: «По явлении же первем в другую нощь блаженный Андрей...»), «Слово святаго Андрея о тате гробнем» (нач.: «В Констянтинеграде преставися дщи некоего боярина...»), «Слово о святем Андрее, како виде богатаго умерша» (нач.: «Святому Андрею ходящу на духовное свое дело...»). Рассказ Ж. о видении богоматери Андрею и Епифанию во Влахернской церкви явился основой целого цикла русских памятников, посвященных празднику Покрова (см. Слово на Покров).

Изд.: Срезневский И. И. 1) Разбор сочинения К. Невоструева «Слово св. Ипполита об антихристе...». – В кн.: Отчет о пятнадцатом присуждении наград графа Уварова. СПб., 1874, с. 359–360; 2) Сведения и заметки, № 87; ВМЧ, октябрь, дни 1–3. СПб., 1870, с. 42–45, 80–237, 239–240, 792; октябрь, дни 4–18. СПб., 1874, с. 796, 1047; октябрь, дни 19–31. СПб., 1880, с. 1885–1886.

Лит.: Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879, с. 87–96, 104, 105, 135–140; Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русских литературах: Исслед. и тексты. М., 1897, с. 175, 186–188, 190, 194, 196–204; Яцимирский А. И. Из истории апокрифов и легенд в южнослав. письменности. – ИОРЯС за 1909 г., 1910, т. 14, кн. 3, с. 140–143; Панченко А. М. Юродство как зрелище. – В кн.: Лихачев Д. С., Панченко А. М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976, с. 104–183 (то же в кн.: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984, с. 81–116).

О. В. Творогов


Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) ; Отв. ред. Д.С. Лихачев. - Ленинград (С.-Петербург) : Изд. «Наука», 1987-. / Вып. 1-3.

Комментарии для сайта Cackle