Домид, псковский священник, книгописец
Домид (кон. XIII – нач. XIV в.) – псковский священник, книгописец псковского Пантелеймонова монастыря, в 1307 г. переписавший Апостол-апракос (пергаменная рукопись, устав, в 4°, на 180 л., ГИМ, Синод. собр., № 722). На 180 л., в правой колонке помещена запись, из которой мы узнаем имя писца (оно дано в конце приписки тайнописью), имя заказчика рукописи – игумена псковского Пантелеймонова монастыря Изосимы, который «вда» эту книгу в свой монастырь, время написания книги. Наибольший интерес, однако, представляет центральная часть записи, в которой Д. в следующих словах говорит о событиях 1307 г.: «Сего же лета бысть бой на Русьской земли: Михаил с Юрьем о княженье Новгородьское. При сих князех сеяшется и ростяше усобицами, гыняше жизнь наши в князех которы и веци скоротишася человеком». Впервые обратил внимание на эту фразу К. Ф. Калайдович, отметивший сходство ее с тем местом «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве»), где говорится об усобицах Олега Святославича Черниговского: «Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждь-Божа внука, в княжих крамолах веци человеком скратишась». Н. М. Карамзин в примеч. 227 4-го тома своей «Истории» также отметил сходство приписки к Апостолу 1307 г. с соответствующим отрывком из «Слова». В настоящее время существует пять точек зрения на характер соотношения записи Д. с текстом «Слова о полку Игореве». 1. Имея в виду междоусобную распрю между Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским, достигшую своего апогея в 1306–1307 гг., Д. отметил это в своей записи цитатой из «Слова о полку Игореве». Д. несколько переработал текст «Слова», заменив выражение «жизнь Даждь-Божа внука» оборотом «жизнь наша» (это следует объяснять как тем, что Д. – монастырский писец и человек XIV в., так и тем, что он имел в виду судьбу свою собственную и своих соотечественников). Кроме того, «текст записи дает несколько более архаичные формы, чем текст “Слова”» (Якубинский. О языке, с. 73), что объясняется временем записи Д.: тот список «Слова», по которому было сделано первое издание 1800 г., датируется временем не ранее XVI в., а Д. должен был располагать списком «Слова», написанным во всяком случае не позже конца XIII – самого начала XIV в. Такая точка зрения на характер соотношения текста «Слова» и записи Д. принята большинством исследователей «Слова». 2. Ф. И. Буслаев высказал предположение, что и фраза в «Слове» о междоусобиях Олега Гориславича и слова Д. о междоусобной борьбе князей в 1307 г. восходят к единому источнику – «эпической поговорке из быта земледельцев». 3. В определенной степени к точке зрения Буслаева примыкает и мнение А. Мазона, который видел в тексте «Слова», и в записи Д. отражение якобы широко распространенной фразеологической формулы, клише. На основании этого Мазон считал, что запись Д. не может свидетельствовать о древности и подлинности «Слова о полку Игореве». 4. М. Н. Тихомиров полагает, что источником для автора «Слова» и для Д. послужило одно и то же письменное произведение – сочинение Бояна об Олеге Гориславиче (по мнению Тихомирова, произведения Бояна могли быть известны в Киевской Руси в письменном виде). «Запись в “Апостоле”, – пишет он, – могла быть выписана не из “Слова о полку Игореве”, а из произведения Бояна. Этим может быть объяснено отсутствие в записи “Апостола” слов о внуках Даждь-Бога, которые характерны для “Слова о полку Игореве” с его сложной мифологией» (Тихомиров. Боян и Троянова земля, с. 182). 5. А. А. Зимин, пытавшийся доказать позднее возникновение «Слова о полку Игореве», считал, что фраза, совпадающая в «Слове» с припиской Д. к Апостолу 1307 г., была вставлена в текст «Слова о полку Игореве» А. И. Мусиным-Пушкиным, использовавшим для этого приписку Д. Необоснованность такого предположения была подробно рассмотрена В. П. Адриановой-Перетц и Ф. Я. Приймой. Г. Н. Моисеева на основе документальных данных показала, что в кон. 80-х – нач. 90-х гг. XVIII в., когда, по мнению А. А. Зимина, А. И. Мусин-Пушкин мог использовать Апостол 1307 г. для вставки в текст «Слова» перефразированного отрывка из записи Д., этот Апостол был Мусину-Пушкину неизвестен (в построениях А. А. Зимина большую роль играет предположение, что Мусин-Пушкин в кон. 80-х–нач. 90-х гг. XVIII в. имел в своих руках Апостол 1307 г.). Уже в начале XIX в. некоторые скептики (М. Т. Каченовский, О. И. Сенковский) усомнились в подлинности записи Д. Для такого рода сомнений нет никаких оснований. Об этом свидетельствуют палеографические данные и прослеживаемая до конца XVIII в. история рукописи (характерно, что А. А. Зимин подчеркнул, что «подлинность этих приписок (к Апостолу 1307 г. – Л. Д.) не вызывает никаких сомнений», – Зимин. Приписка, с. 60).
Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1817, т. 4, примеч. 277, с. 401; Калайдович К. Ф. Биографические сведения о жизни, ученых трудах и Собрании российских древностей графа А. И. Мусина-Пушкина. – Зап. и тр. ОИДР, 1824, ч. 2, с. 41; Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. М., 1855, т. 1, отд. 1, с. 292–294 (№ 45); Савва. Указатель для обозрения Московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. 2-е изд. М., 1858, с. 216; Буслаев Ф. И. Исторические очерки рус. нар. словесности и искусства. СПб., 1861, т. 1, с. 99–100; Срезневский. Памятники, с. 171; Покровский А. А. Древнее псковско-новгородское письменное наследие. М., 1916, с. 142 и 240; Мazоn A. Le Slovo d’Igor. Paris, 1940, p. 132–133; Якубинский Л. П. О языке «Слова о полку Игореве». – Докл. и сообщ. Ин-та рус. яз. АН СССР. М.; Л., 1948, вып. 2, с. 73–74; Тихомиров М. Н. Боян и Троянова земля. – В кн.: Слово о полку Игореве: Сб. исслед. и статей / Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950, с. 181–182; Обсуждение одной концепции о времени создания «Слова о полку Игореве». – ВИ, 1964, № 9, с. 121–140; Адрианова-Перетц В. П. Было ли известно «Слово о полку Игореве» в начале XIV в. – РЛ, 1965, № 2, с. 149–153; Щепкина М. В., Протасьева Т. Н., Костюхина Л. М., Голышенко B. C. Описание пергаменных рукописей Государственного исторического музея. Ч. 1. Русские рукописи. – АЕ за 1964 г. М., 1965, с. 165–166; Зимин А. А. Приписка к псковскому Апостолу 1307 года и «Слово о полку Игореве». – РЛ, 1966, № 2, с. 60–74; Прийма Ф. Я. О гипотезе А. А. Зимина. – Там же, с. 75–89; Моисеева Г. Н. Новые материалы по истории Апостола 1307 года с цитатой из «Слова о полку Игореве». – РЛ, 1983, № 4, с. 128–132.
Л. А. Дмитриев