Головин-Скряба Иван Иванович
Головин-Скряба Иван Иванович (в монашестве Иона) (нач. XVI в.) – представитель московского служилого рода Ховриных-Головиных, автор послания Иосифу Волоцкому.
Полемика Иосифа Волоцкого в начале XVI в. с его прежними друзьями – боярами – связана с резким изменением социально-политических позиций «воинствующих церковников» после отказа великокняжеской власти в 1503 г. от секуляризационной политики и расправы над еретиками в 1504 г. В 1507 г. Иосиф вступил в конфликт с удельным князем Федором Борисовичем Волоцким – сыном покровителя Иосифа князя Бориса Волоцкого: князь Федор покушался на монастырское имущество; Иосиф заявил о переходе монастыря из-под власти волоколамских князей к великому князю Василию III. Великий князь согласился взять монастырь под свою власть, но епархиальный архиерей Волоколамска новгородский архиепископ Серапион, в наказание за такой самовольный переход, отлучил Иосифа от церкви: в свою очередь, митрополит Симон за этот поступок лишил в 1509 г. сана и отлучил самого Серапиона. Возникла острая полемика, в ходе которой Иосиф писал послания двоюродному брату Г. – С. И. И. Третьякову-Ховрину, отцу Г.-С. Ивану Владимировичу Головину (оно не дошло до нас), Б. В. Кутузову и, по-видимому, еще другие послания.
Послание Г.-С. Иосифу, написанное 18 января 1511 г., было одним из откликов на послание волоцкого игумена И. И. Третьякову и И. В. Головину. В послании Третьякову Иосиф просил его поговорить «с своим дядею с Ываном с Володимировичем да и сь его сыном с Ываном, занеж тот божественым писанием искуснейша многих человек». По словам самого Г.-С., послания Иосифа вызвали в нем «борения помыслов»; до Иосифа доходили даже слухи, будто Г.-С. говорил: «Толко аз напишу противу того, и все списки Иосифовы будут ложны». В послании И. В. Головину Иосиф привел «свидетельства», обличающие «погрешения» его сына; волоколамский игумен грозил, что если Г.-С. не «престанет» «от тех речей», он будет против него «писати».
Послание Г.-С. написано как ответ на эти угрозы Иосифа Волоцкого. Внешне Г.-С. держится чрезвычайно почтительно; он просит «пользовать» себя, «страннаго и окааннаго», «днесь и заутра», отрицает достоверность приписываемых ему дерзких слов против Иосифа. А. А. Зимин высказал мнение, что в этом послании Г.-С. «после получения послания волоцкого игумена становится его пламенным последователем» (Послания Иосифа Волоцкого, с. 273), однако «смирение» Г.-С. в его послании скорее формально, чем действительно; в нем сквозит ирония. На угрозу Иосифа и дальше «писати» против него Г.-С. с достоинством ответил: «а есть ти что на мя писати, не престай, преподобне, бога ради, на мя писати». «Аз бо грешный не уничижаю, ни злословлю кого...», – писал Г.-С., многозначительно указывая на то, что хотя бы и «зело грешен», но, однако, «никим же отлучен» от «соборней апостольской церкви» (это был явный намек на отлучение Иосифа Серапионом). Таким образом, послание Г.-С. Иосифу, хотя не столь яркое, как послания Вассиана Патрикеева и самого Иосифа, является любопытным памятником церковно-полемической литературы начала XVI в.
Изд.: Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882, ч. 1, с. 17–21; Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959, с. 334–336.
Лит.: Хрущов И. П. Исследования о сочинениях Иосифа Санина. СПб., 1868, с. 235–236; Ржига В. Ф. Из полемики «иосифлян» и «нестяжателей» // Изв. АН СССР. Отд. гуманит. наук, 1929, № 9, с. 813; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. XV – нач. XVI в. М.; Л., 1960, с. 442–443; Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972, с. 126.
Я. С. Лурье