П
Палладий [1721–1789] – епископ рязанский, муж ученый и просвещенный, сочинил много весьма изрядных поучительных слов, которые собраны и напечатаны в одной книге в Москве 1763 года и весьма много похваляются.
Палицын Аврамий [ум. 1625] – келарь Троицкого Сергиевского монастыря,26 писал летопись о царствовании царя Иоанна Васильевича, проименованием Грозного, кратко и не весьма порядочно; но избрание царя Михайла Феодоровича описал со всеми обстоятельствами. Слог его в сей книге больше витиеватый, нежели сходный со историческою правдою.27
Палицын Варлаам – сочинил краткую «Российскую летопись» с 859 года по 1562 год. Сия книга рукописною хранится в императорской библиотеке.
Памва-Беринда Кирилл [ум. 1632] – протоиерей, сочинил лексикон славенский, который и напечатан в Кутенском монастыре 1653 года.
Платон [1737–1812] – архиепископ тверской и кашинский, святейшего правительствующего синода член, архимандрит Троицкия лавры, придворный проповедник и его императорского высочества учитель богословии. Муж острый, ученый, красноречивый и искусный в некоторых европейских языках. Он сочинил «Богословию» для употребления его высочества; издал в свет седьмь книг поучительных своих слов, сочинил книжку «Увещание противу раскольников» и еще несколько других нравоучтельных и полезных писем. «Богословия» его много похваляется за ясность и чистоту слога, которыми он украсил сию важную материю; а поучительные его некоторые слова равняются некоторыми людьми с Феофановыми. Вообще же в сочинениях его слог чист и приятен, мысли избранные, изображения сильны и поражающи; чего ради и почитается он у нас красноречивейшим и в числе наилучших наших проповедников. Притом же имеет он особливое от прочих дарование сказывать свои проповеди приятно и с таким пленяющим искусством, что всегда и всех слушателей преклоняет к своему намерению.
Перекрестович Даниил – сочинил книгу «Дары духа святого»; а напечатана она в Чернигове 1688 года, о других его сочинениях никакого известия нет.
Перепечин Александр [1745–1801] – поручик при императорском Московском университете, писал стихи, из коих некоторые напечатаны в московском ежемесячном сочинении «Доброе намерение», изданном 1764 года; также и две торжественные оды и одна эпистола напечатаны особо в Москве в разных годах.
Пермский Михайло [ум. 1770] – родился в Санктпетербурге и обучался в Александроневской семинарии; потом послан был в Англию, где и был при домовой российского министра церкви дьячком, и обучась там совершенно аглинскому языку, возвратился в 1760 году в Россию и был студентом в Московском университете. В 1765 году взят он был в морской кадетский корпус и определен учителем аглинского языка. В сие время сочинил он «Аглинскую грамматику», которая и напечатана при оном корпусе 1766 года. Потом, в 1769 году определился он в банковую контору для вымену государственных ассигнаций регистратором и умер 1770 года. Он много перевел с афинского на российский язык полезных сочинений.
Петров Василий [ум. 1766] – митрополит черногорский и скендерский, сочинил историю о Черногорской земле в 1754 году. Сия книга рукописною хранится в императорской библиотеке.
Петров Василий [1736–1799] – титулярный советник и при кабинете ее императорского величества переводчик, много писал стихов, из которых «Ода на карусель», поэма «На победы российского воинства», оды «На победы российского флота при Хиосе в Морее» и «На прибытие его сиятельства графа Алексея Григорьевича Орлова», также письмо к г. генерал-майору и кавалеру Потемкину, так, как и другие его оды, эпистолы, надписи и случайные стихи некоторыми много похваляются и напечатаны в разных годах в Санктпетербурге. Он перевел с латинского на российский язык Виргилиевой «Енеиды» первую песнь, которая также напечатана. Вообще о сочинениях его сказать можно, что он напрягается итти по следам российского лирика; и хотя некоторые и называют уже его вторым Ломоносовым, но для сего сравнения надлежит ожидать важного какого-нибудь сочинения и после того заключительно сказать, будет ли он второй Ломоносов или останется только Петровым и будет иметь честь слыть подражателем Ломоносова.
Петров Василий [ум. после 1787] – был в Московской Академии студентом и писал стихи, из коих некоторые напечатаны в московском ежемесячном сочинении «Доброе намерение», изданном 1764 года. Ныне он диаконом.
Петрункевич Платон [1700–1757] – архимандрит Рождественского монастыря, человек ученый и просвещенный, много сочинил изрядных поучительных слов, а напечатаны из них только три слова 1742 года в Москве.
Питирим [ок. 1665–1738] – епископ нижегородский и алаторский, жил в начале XVII века. Он сочинил книгу «Пращица духовная» противу лжедиакона Александра и его последователей. Сия книга содержит в себе 240 вопросов и столько же ответов, касающихся до разных членов православныя кафолическия веры, также до многих церковных преданий. Она напечатана в Москве 1752 года. Сочинитель сей особливого достоин и почтения и благодарности за неоспоримые и ясные доводы противу лжеучителей и может почитаться за один от прочих столпов церковных.
Приклонский Василий – лейб-гвардии офицер в отставке. Из сочинений его напечатано только несколько разговоров в царстве мертвых в ежемесячном сочинении «Полезное увеселение», изданном 1761 года в Москве.
Погорецкий Петр [1740–1780] – медицины доктор, сочинил примечания на врачебную Шрейберову книгу; также перевел книгу «Опыт о трезвой жизни» и несколько статей из Энциклопедии весьма изрядно.
Поликарп [ум. 1182] – архимандрит Печерского монастыря, трудился в сочинении «Патерика, или Отечника печерского».
Поликарпов Феодор [167(?)–1731] – муж искуснейший в греческом, славенском и латинском языках; был прежде справщиком, а потом директором на печатном московском дворе; много писал стихов, из которых многие напечатаны в разных книгах. Он сочинил букварь и трехъязычный лексикон, напечатанные в Москве, первый 1701, а последний 1704 года. Стихи его среднего российского стихотворства.
Полоцкий Симеон [1629–1680] – был прежде иеромонахом, жил в XVII веке и писал много стихами; но известными остались только: «Псалтырь», преложенная им в стихи, напечатана в Москве 1680 года, в которой особливого примечания достойно то, что и святцы, или месяцеслов церковный, состоящий только в именах святых, почитаемых в церкви на каждый день, сочинен также стихами. «Вертоград многоцветный», превеликая рукописная книга, сочинена 1668 года; «Орел российский», в солнце представленный, содержит в себе похвальное сочинение царю Алексею Михайловичу, 1668 года; «Глас последний ко господу царя Алексея Михайловича, к царевичу Феодору Алексеевичу, с наставлением, как в России царствовать; ко всем особам царского рода, к патриарху, к архиереям, к боярам и властям, к воинству и ко всем сынам Российского царства, с их ответами; а напоследок с присовокуплением двенадцати плачей о кончине помянутого царя»; писана 1676 года. Все сии книги сочинены стихами. Есть еще сочинения его две прозаические книги: «Обед духовный» и «Вечеря духовная»: обе напечатаны в Москве, первая 1681, а другая 1683 года. В прочем должно объявить к чести сего писателя то, что он был учителем российской грамоты и богословии Петру Великому: он сочинил и предсказание о рождении сего императора. Стихи сего Полоцкого суть среднего российского стихотворства, которого состав при нем точно, по мнению г. Тредияковского, и утвердился. Во всех сочинениях его видна острота его разума, искусство и дух стихотворческий. В книге «Глас последний» достойно примечания, что он по приличию всем дал характеры, а может быть, и подлинные поставил и расположил ее как разговорами. Он умер в Москве и погребен в Заиконоспасском монастыре в нижней церкви.
Поповский Николай Никитич [1730–1760] – был при императорском Московском университете профессором красноречия и магистром философии, умер 1760 года; был человек острый, ученый и совершенно искусный в стихотворстве. «Опыт о человеке» славного в ученом свете Попия перевел он с французского языка на российский с таким искусством, что по мнению знающих людей гораздо ближе подошел к подлиннику и не знав аглинского языка, что доказывает как его ученость, так и проницание в мысли авторские. Содержание сей книги столь важно, что и прозою исправно перевести ее трудно: но он перевел с французского, перевел в стихи, и перевел с совершенным искусством, как философ и стихотворец; напечатана сия книга в Москве 1757 года. Он преложил с латинского языка в российские стихи Горациеву эпистолу о стихотворстве и несколько из его од; также перевел прозою книгу о воспитании детей, состоящую в двух частях, славного Лока: сей перевод по мнению знающих людей едва не превосходит ли и подлинник. Он сочинил несколько речей, читанных в публичных собраниях; но напечатана из них только одна в «Ежемесячных академических сочинениях» 1755 года; и также писал торжественные оды. Вообще стихотворство его чисто и плавно, а изображения просты, ясны, приятны и превосходны. Умер он не старее 30 лет от рождения, к сугубому сожалению любителей российского стихотворства; ибо лишилися в нем одного из лучших стихотворца и смертию его лишилися таких сочинений и переводов, которые по достоверным известиям делали бы честь покойному. Он перевел было большую половину Тита Ливия, много Анакреонтовых од и сочинил многие собственные стихотворные пиесы; но за несколько дней до смерти своей, к великому сожалению, всех их сжег, почитая не довольно исправными к изданию в свет и опасаяся, чтобы друзья его по смерти не напечатали их. Должно думать, что любочестие его в рассуждении сего столь было велико, что он не иначе хотел издавать свои переводы и преложения в стихи, как только превосшедшими подлинников; а свои сочинения тогда только, когда бы сравнялися они с наилучшими европейскими писателями: ибо изданные им в свет книги напечатаны по великому только усилию таких особ, коим не мог он отказать.
Попов Никита [1720–1782] – надворный советник, человек острый, ученый и просвещенный, будучи при императорской Академии наук профессором, сочинил несколько торжественных слов, из коих напечатано одно в 1751 году в Санктпетербурге; также упражнялся и в сочинении календарей, или месяцесловов.
Попов Михайло [1742 – ок. 1790] – коллежский регистратор при Комиссии о сочинении проекта нового уложения, написал довольно весьма изрядных стихотворных и прозаических сочинений и сообщил немало переводов. Из стихотворств его известны песни, выданные два раза особливою книжкою; мелкие сочинения в разных еженедельниках 1769 года; из прозаических описание славенского баснословия, напечатано 1768 года; роман «Славенские древности» в 3 частях, 1770 и 1771 годов; он также сочинил комическую оперу «Анюту» в 1 дейст. стихами и прозою малую комедию «Отгадай, или Не скажу»; но они еще не напечатаны. Из переводов его печатных известны: комедии «Недоверчивый» и «Девкалион и Пирра», напечатаны в Санктпетербурге 1765 года; две повести: «Аристоноевы приключения» и «Рождение людей Промифеевых», 1766 года, и «Вадины сказки» 1771 года; но он имеет гораздо больше неизданных в печать, из которых «Баснословный словарь» отдан уже был для напечатания в морской кадетский корпус, но там оный утрачен. Вообще сочинения его весьма изрядны, а особливо его песни и опера заслуживают великую похвалу; то же должно сказать и о переводах его, которые за чистоту слога и проч. много похваляются по достоинству.
Порошин Семен [1741–1769] – будучи от армии полковником, умер в 1770 году. Сей был человек просвещенный и писал стихи, из коих некоторые, весьма изрядные, напечатаны в ежемесячном сочинении «Праздное время» 1760 года; он же перевел с великим успехом первые две части «Аглинского философа» и другие некоторые книжки.
Порфирий Крайский [169(?)–1768] – епископ белградский, человек ученый и просвещенный, много сочинил весьма изрядных поучительных слов; а напечатаны из них только два слова 1742 года в Москве. Проповеди его похваляются знающими людьми.
Посошков Иван [1652(?)–1726].– Из сочинений его осталась одна только книга «О скудости и богатстве», хранящаяся рукописною в императорской библиотеке.
Потемкин Павел Сергеевич [1743–1796] – двора ее императорского величества камер-юнкер, лейб-гвардии Семеновского полку капитан и ордена святого Георгия кавалер 4 класса, много написал изрядных стихотворных сочинений, из которых стихи на морское при Чесме сражение; поэма на победу над турками под предводительством верховного визиря; эпистола на взятие Бендер; эпистола ж к его сиятельству графу Григорью Григорьевичу Орлову и другие случайные стихи напечатаны в Санктпетербурге 1770 и 1771 года. Он сочинил трагедию, взяв содержание оной из российской истории: но она в свет еще не издана; также перевел он с французского на российский язык I часть «Новой Елоизы» и другие некоторые пиесы из сочинений славного Жан-Жак Руссо, кои и напечатаны все в Москве в разных годах.
Прокопович Феофан [1681–1736] – архиепископ новогородский. Родился в Киеве 1681 года июня 8 дня от гражданина того города и наречен при крещении Елисеем. В юных летах, лишившись родителей, жил под смотрением своего дяди Феофана, бывшего ректором киевских училищ, и обучился у него российской грамоте и латинскому языку. По смерти дяди своего продолжал он учение в киевском училище и обучался стихотворству, риторике и философии. Усмотрев же, что в киевском училище не может он в тех науках дойти до совершенства, и имея к достижению сего стремительное побуждение, отправился в Литву для исполнения своего желания. Там нашел он новое препятствие: ибо в польские училища греческого исповедывания люди не были допущаемы. Сие учреждение принудило его назвать себя униатом и постричься в монахи: что и исполнил он в городе Битеве в Базилианском монастыре. Вскоре после пострижения отправился он в город Володимер, в Волынском уезде, и там в училище при катедральном тамошнего униатского епископа монастыре обучал юношество стихотворству и риторике. Феофан, находясь в сем училище, столько прославился учением, что многие ученейшие люди приезжали к нему для собеседования. Вскоре потом избран он был провинциалом Базилианского ордена, яко способнейший из всех монахов, и отправлен в Римскую академию, куда обыкновенно молодые и способнейшие монахи посылаются для совершенного изучения философии и богословии. Не докончав же там философского учения, пошел он из Рима чрез Венецию, Цесарию и Польшу под именем путешественника и, прибыв в греко-польский Почаевский монастырь, в воеводстве Волынском, пострижен был игуменом того монастыря Исаевичем в греческие монахи и наречен Самуилом. Из Почаевского монастыря поехал он в Киев по приглашению митрополита Варлаама Ясинского, и там по имени своего дяди переименован он был Феофаном и определен сим митрополитом в Киевскую академию учителем стихотворства. В сию должность вступил Феофан с 1 сентября 1704 года и продолжал до июня месяца 1705 года. В сие время сочинил он правила славенского и латинского стихотворства и красноречия, состоящие в 3 книгах, которые и поныне хранятся рукописными в библиотеке Киевской академии. Когда император Петр Великий прибыл в Киев для заложения Киевопечерской крепости, тогда Феофан, яко учитель риторики, говорил сему императору поздравительную речь.
В сентябре месяце 1707 года произведен был Феофан префектом Киевской академии и учителем философии, в котором звании и пробыл он два года. В 1709 году, после Полтавской баталии, говорил другую поздравительную речь Петру Великому, а в 1711 году по именному указу сего императора взят был Феофан в турецкий поход; а по возвращении из того похода пожалован он был игуменом в Киевопустынониколаевский монастырь и ректором киевских училищ.
В 1715 году император Петр Великий, по отставлении патриаршеского достоинства желая исправить порядок и церковное правление, призвал Феофана в Москву и поставил псковским епископом. Тогда начал он прилагать крайнее старание о изыскании способов к совершению помянутого монаршего намерения. Трудами его, под смотрением его величества, издан регламент духовный, которым в России правительствующий синод все духовенство управляет. Между прочими членами синода Феофан пожалован был вице-президентом.
В 1725 году от императрицы Екатерины Алексеевны пожалован архиепископом новогородским.
В 1728 году императора Петра Второго венчал царским венцом; а в 1730 году императрицу Анну Иоанновну.
С 1736 году старая его каменная болезнь умножилася, коею он напоследок скончался 8 сентября того ж года.
В 1720 году завел он у себя школу для 60 человек учеников и о воспитании и обучении их прилагал крайнее попечение, определив из собственных своих доходов все потребные на то иждивения, и учредил библиотеку, состоящую из 4000 книг. Ко умножению славы сего архиепископа должно сказать, что любим он был и почитаем четырьмя государями сряду и что из духовенства тогда ученее его не было; почему и у народа был он в великом почтении.
Вот как история предлагает нам Феофана; Феофана, первого из наилучших наших писателей, который многоразличным учением столь себя прославил, что в ученой истории заслужил место между славнейшими писателями; Феофана, красноречием столь великого, что некоторые ученейшие люди почли его именем российского златоуста; и, что больше всего, Феофана, поборника и провозвестника великих трудов и преславных дел Петра Великого. В сочинениях своих изъявляет он богослова, чистое евангельское учение проповедывающего, философа остроумного и просвещенному разуму следующего, политика проницательного, историка искусного и трудолюбивого древностей испытателя и с знанием всех тех наук совокупившего толь превосходное красноречие, что с славнейшими в свете ораторами равняться может.
Князь Антиох Кантемир в своей к нему сатире изъясняется так:
Дивный первосвященник, которому сила
Высшей мудрости свои тайны все открыла
И все твари, что мир сей от век наполняют,
Показала, изъяснив, от чего бывают.
Феофан, которому все то далось знати,
Здрава человека ум что может поняти!
И ниже:
Пастырь о стаде своем прилежный радеет
Недремно, спасения семя часто сеет
И растит примером он так, как словом тщится
Главный над церковию правитель, садится
Не напрасн близ царя. Церковный славы
Пристойно защитник он; изнуренны нравы
Исправляет пастырей и хвальный чин вводит.
Воля нам всевышнего ясна уж исходит
Из его уст и ведет в истичну дорогу.
Неусыпно черпает в источниках многу
Чистых мудрость; потекут оттуду приличны
Нам струи; труды его без конца различны.
Между прочими похвальными сего архиепископа свойствами было и то не последнее, что он ободрял упражняющихся в науках и исправлении нравов. Свидетельствуют сие стихи его, писанные к князю Антиоху; и тем удивительнее сие покажется, кто прочтет Кантемировы сатиры, потому, что в них и духовные особы по достоинству осмеиваются. Наконец, сообщается известие о сочинениях сего великого мужа.
СОЧИНЕНИЯ БОГОСЛОВСКИЕ
1. 58 слов и речей напечатаны в Санктпетербурге в 3 частях.
2. Первое учение отрокам.
3. Христовы о блаженствах проповеди и толкование.
4. Канон молитвенный.
5. Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным во Христа крещаемых.
6. Мнение, каким образом и порядком надлежит багрянородного отрока наставлять в христианском законе. 7. Рассуждение о слове Петра апостола, иго законное сказующего быти тяжесть неудобь носимую.
8. Трактат, в котором изъясняется, с коего времена началось патриаршеское достоинство в церкви.
9. Трактат о мученичестве.
10. Трактат о лицемерах.
11. Трактат о присяге, или клятве.
12. Апология книги Соломоновой «Песни песней».
13. Краткие сказания о боге, о божием промысле и о законе божий.
14. Показание великого антихриста.
15. Разговор гражданина с селянином и дьячком.
16. Разговор Тектона с купцом.
17. Повесть о царствии божий.
18. Сокращенное богословское рассуждение о безбожии.
19. Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедывать должен.
20. Краткое учение христианское, малому отроку и невежде всякому прислушающее, беседами учителя и ученика составленное.
21. Наставление священнику.
22. Толкование на пророка Исаию.
23. Толкование 140 псалма.
24. Вопросы и ответы из мнения о наставлении отрока багрянородного.
25. Сочинения политические, церковные и гражданские, исторические, географические, хронологические и проч.
26. Предисловие на морской устав.
27. О возношении имене патриаршего в церковных молитвах; чего ради оное ныне в церквах российских оставлено.
28. Розыск о понтифексах.
29. О браках правоверных лиц со иноверными.
30. Ответы о записных и незаписных раскольниках.
31. Увещание невеждам.
32. Регламент духовный и прибавление ко оному.
33. Объявление со увещанием народу о продерзателях, нерассудно на мучение дерзающих.
34. Правда воли монаршей.
35. Рассмотрение повести о Кирилле и Мефодии, апостолах славенских.
36. Предисловие на библиотеку Аполлодора, грамматика афинейского.
37. Знатные следы священных историй, в эллинских баснях обретающиеся.
38. О смерти Петра Великого, краткая повесть.
39. География апостольская для употребления его императорского величества Петра Великого. 40. Аргументы из соборов, декретов и дипломов императорских, которыми доказывается, что императоры имели попечение о церкви.
41. Краткая история о делах Петра Великого.
42. Изображение келейного монашеского жития.
43. Мнение о правильном разводе мужа с женою.
44. Устав, что надлежит делать ученикам по дням и часам.
45. Прибавление к оному уставу.
46. Описание кончины Петра II и бывших после оной происшествий.
47. Рассуждение о присутствии в синоде большему числу из архиереев.
48. О бытии в синоде непременным членам.
49. Примечание на Риберину книжку, поданную в кабинет.
50. 30 писем о разных материях.
СОЧИНЕНИЯ СТИХОТВОРНЫЕ
51. Победная песнь на Полтавскую баталию.
52. «Владимир», трагедо-комедия.
53. Стихи к Петру Великому.
54. Стихи к творцу сатиры.
55. Стихи к уму своему.
56. Стихи на 25 день февраля.
57. Стихи на приход императрицы Анны Иоанновны.
58. Стихи на Ладожский канал.
59. Стихи на приход императрицы Анны Иоанновны в приморскую мызу.
60. Стихи о Станиславе Лещинском.
61. Стихи на новый зимний дворец.
62. Стихи Адаму диакону, надгробие.
63. Стихи к Луке и Варлааму кадетским.
64. Стихи к ним же.
65. Стихи, благодарение эконому Герасиму.
66. Стихи к лихорадке, в лихорадке.
67. Преложение 90 псалма.
68. Перевод Марциановой эпиграммы на афеиста.
69. Перевод Скалигеровой эпиграммы на сложение лексиконов.
70. Пять песен духовных.
Прокудин Михайло [173(?) – после 1805] – лейб-гвардии офицер в отставке, сочинил книжку под именем «Уединенное размышление деревенского жителя», которая и напечатана в Москве 1771 года. Сия книжка для начинающего писать весьма изрядно оставлена. Протопопов Андрей – императорского Московского университета студент, преложил не худо в стихи краткую священную историю; написал несколько од, которые все напечатаны в Москве в разных годах. Есть много и других его стихотворений: но они в свет еще не изданы. Впрочем, все его стихотворения за чистоту стихов и слога заслуживают похвалу.
* * *
Татищ. Рос. ист. в предъизв., стр. XII.
Ежемесяч. академич. соч., часть I, стр. 294 и 295.