Хронограф русский
ХРОНОГРАФ РУССКИЙ – хронографический свод, в котором впервые русская история и история южных славян (а в отдельных редакциях и славян западных) рассматривалась наряду С. историей всемирной, в отличие от Летописца Еллинского и Римского, посвященного почти исключительно всемирной истории и упоминающего о Руси лишь в связи С. походами русских князей на Константинополь. X. Р. известен в нескольких редакциях, каждая из которых сохранилась до нашего времени во многих десятках списков.
Первая (древнейшая) редакция, обычно называемая редакцией 1512 г., была создана, вероятнее всего, в 20-х гг. XVI в., возможно, в скриптории Волоколамского монастыря. Текст разделен на 208 глав. В главах 1 – 95 излагается библейская история и приводятся сведения о царях Лидии и Персии; далее следуют главы, посвященные Александру Македонскому и его наследникам – династиям Птолемеев и Селевкидов; 106-я глава содержит «Повесть о создании и попленении Тройском» – компиляцию из рассказа о Троянской войне Хроники Константина Манассии и южнославянской повести «Притчи о кралех» (см. «Сказания о Троянской войне»). В 107 – 118-й главах повествуется об истории Рима и римских императорах, со 119-й главы излагается история Византии, начиная С. Константина Великого. Со 166-й главы параллельно С. историей Византии приводятся сведения по истории Руси и южных славян. В последней, 208-й главе рассказывается о падении Константинополя в 1453 г. и сокрушении Византии турецким султаном Мехмедом II. Библейская история и история стран Востока изложена в X. Р. на основе книг Священного писания и Летописца Еллинского и Римского второй редакции. Тот же Летописец положен в основу повествования об истории Рима и Византии, но здесь составитель X. Р. широко привлек и другие источники – «Историю Иудейской войны» Иосифа Флавия, византийскую Хронику Константина Манассии, сокращенную переработку Хроники Иоанна Зонары – «Паралипомен»; Александрия в составе Р. X. представляет собой особую редакцию, основанную как на Александрии Хронографической, так и на Александрии Сербской. История Болгарии и Сербии изложена на основе житий сербских святых – Саввы, Стефана Дечанского и Стефана Лазаревича, а также на основе болгарского жития Илариона Мегленского. История Руси излагалась по Сокращенному летописному своду 1495 г. и Симеоновской летописи.
X. Р. отражал настроение русского общества в период, когда после падения Византии Московская Русь осознавала себя как законная наследница великих держав прошлого, «третий Рим», так как оставалась единственной православной страной на востоке Европы. Эта мысль отчетливо выражена в заключительных словах X. Р.: турки «поплениша» другие «благочестивые царствия» (католическая Европа в расчет не принималась!), а Русское государство, напротив,"растет и младеет и возвышается».
X. Р. – выдающийся литературный памятник. Его составитель умело связал извлечения из различных источников в единое повествование С. четкой композицией, в основе которой хронологически последовательное изложение всемирной истории. При этом свои источники X. Р., как правило, не цитирует (за исключением летописных текстов), а пересказывает, подвергая при этом кардинальной редактуре, благодаря чему памятник обладает в значительной мере единым стилем. В повествовании о римской и особенно византийской истории составитель отдает явное предпочтение одному из источников – Хронике Константина Манассии. Несколько упростив витиеватый слог этой хроники, составитель, сохранив образность ее языка, ее яркие сравнения и метафоры, эмоциональность риторических пассажей, создает психологические характеристики основных деятелей Смуты, особенно – Бориса Годунова. В первые десятилетия XVII в. возникают еще четыре редакции X. Р.: Распространенная редакция 1617 г., испытавшая влияние Пространного хронографа, а также три разновидности так называемой редакции 1620 г., в которых основные отличия состоят в изложении событий Смутного времени; в хронограф включены многочисленные дополнительные источники – исторические сочинения и документы. Завершаются редакции X. Р., созданные в XVII в., сообщением о воцарении Михаила Романова, который принял «богопорученное ему скипетродержание Московского государства и повел мудронаправленный корабль царствия».
В XVII в. хронографический жанр прекращает свое развитие, хотя переписываться хронографы разных редакций будут до конца XVIII в., уступая место собственно историческим трудам, таким, как «Синопсис» И. Гизеля и «Скифская история» А. И. Лызлова.
Изд.: Попов А. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. – М., 1869; Русский хронограф: Хронограф редакции 1512 года // ПСРЛ. – Т. 22, ч. 1 – СПб., 1911; Русский хронограф: Хронограф западнорусской редакции // ПСРЛ. – 1914. – Т. 22, ч. 2; Из Хронографа 1512 года / Подг. текста, перевод и комм. О. В. Творогова // ПЛДР: Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – С. 376–415, 716–723; Из Хронографа редакции 1617 года // ПЛДР: Конец XVI – начало XVII века – М., 1987. – С. 318–357, 584–588.
Лит.: Попов А. Обзор хронографов русской редакции. – М., 1866. – Вып. 1. – С. 95–215; М., 1869. – Вып. 2; Шахматов А. А. К вопросу о происхождении Хронографа // СОРЯС. – 1899. – Т. 66, № 8; Розанов С. П. Заметки по вопросу о русских хронографах // ЖМНП. – 1904. – Январь. – Отд. 2. – С. 92–136; Лихачев Д. С. 1) Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.; Л., 1947. – С. 331–350; 2) Человек а литературе Древней Руси. – М., 1970. – С. 11–22, 81–89; Творогов О. В. 1) К истории жанра хронографа // ТОДРЛ. – 1972. – Т. 27. – С. 203–226; 2) Древнерусские хронографы. – Л., 1975. – С. 32–45, 160–234; 3) Хронограф Русский // Словарь книжников. – Вып. 2, ч. 2. – С. 499–505; 4) Хронографы Древней Руси // Вопросы истории. – 1990. – № 1. – С. 36–49; Клосе Б. М. О времени создания Русского хронографа // ТОДРЛ. – 1971. – Т. 26. – С. 244–255.
Творогов О. В. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. О. В. Творогова. М., 1996.