Источник

Слово в Великий Пяток и Благовещение. Свет радости прогоняет скорбь

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, когда на востоке, на блестящей поверхности горизонта, восходит великолепная светоносная заря, то многообразный лик прекрасных звезд спешит скорее скрыться, густой мрак темной ночи совершенно исчезает, в зеленых лесах раздаются стройные звуки приятных голосов различных птиц, люди пробуждаются от глубокого сна, чтобы приступить к обычным своим занятиям. И всему миру эта светоносная вестница возвещает близость солнца, возвещает, что вот уже настает день.

Точно так же сегодня из светлых обителей Невечернего Востока исходит огнезрачный Архангел Божий, светлый и чистый Гавриил.

И тотчас же, как только он приветствием своим: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1:28) возвещает Пришествие незаходимого Солнца Правды, начинает поспешно убегать богопротивное многобожие, человеческий род, погруженный в сон неведения, пробуждается к христианской жизни в православной вере. Через благодатное Благовещение Архангела мир от нечестия обращается к благочестию.

О, неизреченная радость! О, невыразимое чудо! Радость, ибо сегодня Превечный Бог отверзает недра Свои и дарует нам Единородного Сына Своего; Сын воплощается содействием Всесвятаго Духа, Дух нисходит на Деву, и Дева бессеменно зачинает. Чудо, ибо бессмертное соединяется со смертным, Второе Лицо Пресвятой Троицы воспринимает естество человеческое. Радость, ибо разрешается осуждение первозданного Адама и даруется благодать к стяжанию рая, из которого преслушание изгнало нас. Чудо, ибо бестелесный, бесплотный и невещественный Бог благоволит принять тело, плоть и вещество, соединяя человеческое и Божественное.

Величественное и трогательное зрелище Небесной радости, духовного восторга представляла назаретская горница Пресвятой Девы Марии в минуту архангельского Благовестия о Рождении от Нее Спасителя мира. Вот перед нами Благовестник – Архангел Гавриил. Он полон безграничного восторга, сподобившись великой почести – принести на землю весть о Рождении от Девы Сына Божия.

На Небе бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10), – говорит Евангелие. А он – Гавриил – явился с Благовестием о Рождении Того, Кто весь мир призовет к покаянию, прольет кровь Свою за спасение мира и бесчисленное множество людей покаявшихся спасет от вечной погибели. И Гавриил полон восторга, неудержимого восторга. Он и изливает этот наполняющий его душу восторг в пламенных, утешительных словах: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Лк. 1:28).

Предмет Благовестия, значение его так восторгает посланца Небес, блаженство Богоизбранной Посредницы так поражает его, что он еще прежде самого Благовестия называет Ее возлюбленною Богом, Который с Нею, благословенною между женами. И когда Пресвятая Дева смущается от его слов и размышляет, что бы это было за приветствие, он успокаивает, умиряет Ее смущение новым восторженным изречением Благовестия. Не бойся, Мария, – говорит он Деве, – ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк. 1:30–33).

На новое недоумение Девы о том, как будет Рождение от Нее Сына, когда Она мужа не знает, Архангел вновь, исполняясь силы и восторга, возвещает Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1:35–37). И, совершив свое Благовестие и услышав от Марии полные смирения и преданности воле Божией слова: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38), Архангел в том же восторге отходит от Девы, в каком и явился, и благовествовал Ей.

Точно так же и сердце Приснодевы было исполнено внутреннего восторга при архангельском Благовестии о Рождении от Нее Спасителя мира. И восторг этот открылся при первом же поводе к обнаружению его – при встрече Марии с праведной Елисаветой.

Услышав приветствие Богоотроковицы, Елисавета, исполнившись Духа Святаго, называет Марию благословенною между женами и Материю Господа (см.: Лк. 1:41–43). И в ответ на это Пресвятая Дева со всею силою изливает восторг Своей души. Величит душа Моя Господа, – восклицает Она, – и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1:46–48). Такую священную радость испытывала Пресвятая Дева в минуту Благовещения Ей Архангелом дивного и небывалого Откровения. И нас всех к этой же радости призывает воспоминаемое ныне всерадостное событие.

…Но что еще зрится сегодня через оконце назаретской горницы? Это Иерусалим, град Царя Великого, наполненный бесчисленным множеством народа, взволнованный и беcпорядочный. Готовится кровавое дело. Мужа величественного подвергают оплеванию, биению, заушению, страшным ранам, осуждают на смерть и на Голгофе пригвождают ко Кресту. Невыносимые страдания, бесчеловечные поругания испытывает Он и в страшных мучениях предает дух Свой в руки Отца Небесного.

Кто этот необычайный Страдалец? Прочтем надпись на Кресте. «Иисус Назорей, Царь Иудейский» – вот что гласит она… Необычайный Страдалец – Тот Самый Иисус, о Котором Архангел благовествует Деве.

Благовестник Небесный, где же твое Благовестие? Ты возвестил, что Сын Марии будет велик, а Он висит на Кресте умален, унижен паче всех сынов человеческих. Ты возвестил, что Он наречется Сыном Всевышнего, а Он вменяется с беззаконными, подвергается позорной казни. Ты возвестил, что даст Ему Бог и Отец престол Давида царя, а Он вознесен на Крест. Ты возвестил, что Его Царству не будет конца, а Он скоро должен перейти из царства живых в царство мертвых. Где же истина твоего Благовестия? Не должна ли на печаль преложиться радость Благовестия твоего?

«Да не смущает никого, – ответил бы нам Благовестник на подобные недоумения наши, – да не смущает никого зрелище уничижения, страданий и смерти Сына Мариина. Так надлежит пострадать Христу и войти в славу Свою. Страдания и смерть Его ужасны, причиняют скорбь великую, но они промелькнут подобно короткому тяжелому сну и сменятся вечною славою, Вечным Царством Его. Кратковременная скорбь должна как тень исчезнуть пред светом радости!» Аминь.

1961 г.


Источник: Время покаяния: Проповеди / Архимандрит Кирилл (Павлов). - Москва: Изд. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2014. - 191 с. ISBN 978-5-7789-0301-2.

Комментарии для сайта Cackle