Л.Ф. Шеховцова

Источник

Глава 2. Преодоление гнева и агрессииВыводы

Раздел IV. Страсть гнева, состояние агрессии и их преодоление

Глава 3. Преодоление гнева и агрессии при реабилитации наркозависимых (некоторые практические рекомендации)

В процессе реабилитации наркозависимых по авторской программе «Обитель исцеления» в православных реабилитационных центрах Санкт-Петербургской епархии немаловажное значение придается научению преодоления воспитанниками такой страсти, как гнев.

Святоотеческое учение говорит нам о восьми главных страстях, где четвертой страстью является гнев. В настоящее время, наверное, трудно найти более распространенный грех, чем гнев и его разновидности. Это может засвидетельствовать каждый священник-духовник. Конечно, гнев не есть особенность только лиц, страдающих химическими зависимостями, он скорее является последствием того, о чем говорит Спаситель: и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24:12).

Другими словами, страсть гнева испытывают по преимуществу не только те, кто не имеет любви к Богу и людям, но и те, кто эту любовь не получает, то есть ощущает недостаток любви от окружающих.

Известный христианский ученый в области психологии и психиатрии Росс Кэмпбелл, а также ряд других специалистов утверждают (и мы разделяем этот взгляд), что уход в наркотики и алкоголизм – это часто пассивно-агрессивная форма проявления гнева на отсутствие любви в семье и обществе.

Три вида гнева, выделенные преподобным Иоанном Дамаскиным: «вспыльчивость, злопамятство, мстительность» [ср.: 7, с. 88],– или преподобным Иоанном Кассианом Римлянином: «первый тот, который пылает внутри, что по-гречески называется 0оцб(; (ярость); второй тот, который прорывается в слово и дело и называется rj opyrj (гнев), о котором апостол говорит: ныне отложите и вы все: гнев, ярость… (ср.: Кол. 3:8); третий тот, который вспыхивает не на короткое время, но сохраняется чрез несколько дней, долгое время, что называется [prjvK;] (злопамятность)» [8, с. 249],– все они характерны для наших воспитанников-реабилитантов.

Сложность преодоления такой страсти, как гнев, заключается в том, что сам этот грех имеет много разновидностей, например ярость, злопамятство, ненависть и даже зависть и ревность. Все эти страстные проявления могут послужить причиной нанесения вреда или уничтожения как своего, так и чужого имущества, а в худшем случае оскорбления или причинения телесных повреждений «объекту» гнева и даже самоубийства или убийства человека.

Гнев в сочетании с другими страстями является еще более опасным, так как в результате сочетания гнева, например, со скупостью или печалью происходит феномен синергии в медицинском понимании этого слова, когда одно лекарство усиливает воздействие на организм другого за счет их соединения. Так и здесь: одна страсть в сочетании с другой усиливают друг друга или, по крайней мере, усиливается одна из страстей.

При обучении наших воспитанников преодолению страсти гнева мы применяем приемы и методы как педагогического воздействия, так и некоторые приемы практической психологии. И конечно, эта задача решается в рамках духовной аскетической практики, которая, как нам кажется, включает в себя и педагогику, и психологию. Учитывая это, мы не подразделяем строго наш опыт борьбы со страстью гнева собственно на педагогический, психологический и аскетический, ибо это разделение в большей степени необходимо для теории, чем для практического делания.

Итак, как победить страсть гнева? Мы предлагаем к рассмотрению несколько причин возникновения гнева, а также приемов и методов, помогающих эффективно преодолеть гнев, возникающий в нас, остановить гнев, направленный на нас, и ряд советов, которые могут помочь нам при различных проявлениях гнева или некоторых его разновидностей.

Чтобы преодолеть гнев в себе, мы с воспитанниками в душепопечительских беседах обсуждаем такие мысли и примеры:

• Каждый подверженный этой страсти должен понимать, что грех гнева мы совершаем по попущению своей воли, а значит, виноваты не внешние обстоятельства, а мы сами.

• Часто причиной гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому нужно посмотреть на то, правильно ли наше желание, а может, исполнение его принесет нам вред, а не пользу.

• Чтобы избежать страсти гнева, человеку необходимо иметь адекватное представление о своей личности в плане самооценки. Часто завышенная или заниженная самооценка может как провоцировать гнев, так и удерживать от него. Однако заниженная самооценка может привести к унынию, а завышенная – к гордыне. В связи с этим можно привести один пример. В одном из монастырей был молодой послушник, который никак не реагировал на оскорбления, клевету, осуждение и другие подобные искушения. В скором времени он прослыл человеком, имеющим смирение святых. Один из старцев монастыря решил испытать его. В беседе с этим послушником он спросил его, что помогает ему стойко переносить поношения. Послушник ответил, что он не считает нужным обращать внимание на этих «вонючих бешеных псов», которыми являются братия монастыря. Вот пример диавольской гордыни.

• При возникновении у нас гнева от клеветы или несправедливого обвинения в чем-либо нужно привести себе мысль о том, что люди не знают всех наших тяжких грехов. Поэтому пусть худая слава о нас будет искуплением тех наших неведомых им грехов, и это усмирит наше сердце.

• Если мы испытываем гнев к какому-либо человеку по различным причинам, но в силу обстоятельств нам необходимо частое общение с ним, нужно просить Бога, чтобы Он дал терпение переносить немощи брата.

• Действенной помощью в преодолении гнева является церковная молитва. Необходимо молиться о тех, к кому мы испытываем гнев, причем их имена поминать до своего или сразу после своего имени.

• Когда гнев овладевает нами, его действие можно остановить воспоминаниями чувства стыда и раскаяния, которые, как правило, возникают после вспышки гнева.

• Если разум и сердце охватывает гнев, то можно читать много раз Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся…», пока не утишится гнев, а потом ответить человеку или принять взвешенное решение.

• Еще одной эффективной помощью в борьбе с этой страстью может служить откровение гневных помыслов духовнику или просто духовному человеку, которому доверяешь.

• Когда вами начинает овладевать гнев, то можно выйти из помещения под любым благовидным предлогом (позвонить, в туалетную комнату и т. п.) и, только успокоившись, продолжить разговор.

• Гнев могут провоцировать различные фантазии и мечтания. Они, как правило, никогда не исполняются, являясь плодом нашего падшего воображения, но когда мы их не достигаем, то часто впадаем в гнев.

• Иногда причиной возникновения гнева могут служить не вполне понимаемые нами обстоятельства. Гнев такого рода можно устранить путем логического мышления. Например: нам непонятно или мы не согласны с заданием, поставленным руководителем. И это вызывает у нас гнев. При рассуждении мы можем прийти к выводу, что изначально негативно воспринятое нами указание вполне профессионально или продиктовано особыми обстоятельствами.

• В преодолении страсти гнева нам оказывают особую помощь церковные Таинства, чтение духовной литературы, особенно той, где приводятся примеры борьбы со страстью гнева.

• Важно своевременно отсечь помысл раздражения, закипающего гнева, переключив внимание на что-нибудь другое.

• Во время гневного припадка можно посмотреть на себя в зеркало или представить свое обезображенное лицо со стороны.

• Преодолеть страсть гнева можно и путем развития в себе чувства любви к людям, а особенно к объекту гнева, через добрые отзывы о нем и понуждения дел любви в отношении его, хотя любви к нему пока не имеешь. Святитель Иоанн Златоуст советует, что если у тебя нет любви к человеку, то поступай так, как будто ты любишь его, и Господь за труды даст тебе любовь.

• Начинать учиться любви можно с тех, кто находится рядом с нами, кто любит нас, например друзья, семья, родственники, и постепенно расширять этот круг.

• С особой мимической силой выражаются некоторые страсти, в том числе и гнев. Поэтому необходимо научиться следить не только за своими словами, но и движениями своего лица и тела. Если, например, человек в состоянии гнева сохранит внешнее спокойствие, не будет сжимать кулаки и стискивать зубы, хмурить брови, нервно шагать по комнате, размахивать руками, вытаращивать или, наоборот, сужать глаза или как-то по-иному проявлять свою страсть, то она не получит поддержку со стороны тела и человек быстрее успокоится.

• При особенно сильном восстании гнева можно громко произносить, как бы кричать молитву, чтобы заглушить звериный вой этой страсти.

• В духовной борьбе существует прием гневаться на гнев. Это подобно тому, как огнем тушится огонь: напротив бушующего пламени на ограниченной территории, контролируемой пожарными, устраивается встречный пожар. Два пламени устремляются навстречу одно другому Когда два пожара встретятся, то оба прекратятся, так как в обе стороны остается выжженная территория и гореть уже нечему. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, может подавлять вспышки этой страсти в самом зародыше.

• Гнев можно и нужно выражать позитивным способом, например: вежливо или хотя бы сдержанно выразить претензии, объясняющие, что вызвало неудовольствие, при этом обязательно должно быть стремление найти взаимовыгодное решение или даже совершить уступку.

• Гнев побеждается покаянием и самоукорением, а также через ограничение своих желаний.

Как помочь преодолеть гнев другому, снизить агрессию другого, направленную на тебя, – это мы тоже обсуждаем с нашими воспитанниками, так как для них, живущих в общине, где они постоянно тесно общаются друг с другом, это очень важно.

Служение братиям – необходимый период в духовной жизни и не только в монастыре, но и на приходе. Камень шлифуют о камень, чтобы он стал гладким. Без служения братиям, проживая в общежитии, нельзя победить гнев, поэтому у нас кто-то готовит всем завтрак, кто-то стирает братии белье и т. п. Для того чтобы реабилитанты справлялись с проявлениями гнева, мы воспитываем в них выдержку, терпение, приводим примеры других людей, которые научились управлять своим гневом. Кроме этого, поведение особо закоснелых в этом грехе воспитанников разбираем на собрании коллектива, а также применяем епитимии.

Необходимо учитывать, что некоторый тип людей, когда их не замечают, просто старается гневом привлечь к себе внимание.

Так как проблема сегодняшней молодежи – всякое отсутствие ответственности, то это также часто становится причиной гнева. При чьей-либо попытке возложить ответственность на человека, избегающего ее, это всегда вызывает гнев и даже агрессию, поэтому формирование чувства ответственности, чтобы решить вместе с тем и проблему гнева, является одной из наших задач.

Нередко люди (в том числе и наши воспитанники) могут испытывать раздражение, переходящее в гнев, если их не хвалят за добросовестный труд и примерное поведение. Мы приучаем их к тому, что такое поведение должно быть естественным, и только тогда, когда воспитанник впадает в уныние, необходимо его похвалить. Однако на первой стадии реабилитации хвалить можно чаще.

• Очень помогает, когда во время гнева, направленного на нас, мы читаем молитву: «Боже, милостив буди мне грешному» или «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его, и смягчи, Господи, сердца злых людей». Если кто еще не навык молитве, то можно разговаривать с собой. Например: «Я не должен отвечать раздражением на его гнев», «Я заслужил это», «Видимо, я что-то сделал не так, и поэтому он гневается», «Он гневается по своей немощи» и т. п. Это поможет вам сохранить самообладание.

• При разговоре с лицом, гневающимся на вас, необходимо сохранить зрительный контакт. Если вы отведете глаза, то это усилит гнев: «Нет, ты сюда смотри!..», поэтому молитва или разговор с собой поможет поддержать дружеский или хотя бы нейтральный зрительный контакт. Это нелегко, если мы и сами разгневаны, но это верный способ, с помощью которого вы сумеете контролировать свой гнев.

• Если мы чувствуем, что раздражение собеседника может перейти в гнев, возможны легкие дружественные прикосновения к его плечу или руке, искренние слова, зрительный контакт, когда вы с доброжелательностью смотрите на человека.

• Старайтесь не показывать своего негативного отношения к гневу, направленному на вас, а продолжайте разговор так, как будто он проходит в конструктивном русле.

• Нужно молча переносить гнев другого человека, по словам отцов: «Гнев препобеждается молчанием». Когда гнев уже выплеснут, то в человеке остается некая опустошенность, а в сознании будет крутиться вопрос: «Ну и что дальше?» – вот это и есть подходящий момент для воспитания или изложения своего мнения.

• Когда в гневе человек кричит, то нам необходимо говорить тихо; если человек говорит тихо, как бы задыхаясь от гнева, приостановить его иногда можно, повысив голос.

• Всегда необходимо первым примириться с человеком, на которого был направлен гнев, это удерживает нас от новой вспышки, так как будет стыдно постоянно гневаться и просить прощения.

• При возникновении спора, когда стороны или одна из сторон готовы прогневаться, необходимо прекратить разговор по принципу «да-да или нет-нет» – это не дает возможности, места гневу.

• Мы не должны, особенно равным себе, говорить приказным тоном, это провоцирует гнев.

• Нам необходимо знать, что придирки – это скрытый способ излияния гнева.

• Нужно, чтобы окружающие нас люди видели, как прощают тех, кто причинил зло. Это дает понимание, что это тоже выход, чтобы не поддаться гневу, то есть нужно уметь прощать.

• Если гневливого не успокаивают слова, то его может остановить только молитва.

• Кроткое слово умягчает злое сердце, а гневное возбуждает гнев и в мирном сердце. Прежде чем сделать выговор кому-либо, молчи до тех пор, пока твое сердце не успокоится и оскорбивший тебя не придет в состояние слушать, – тогда вразуми его с любовью.

В нашем Центре проводится работа не только с наркозависимыми, но и с их семьями, с близкими, которые проявляют созависимость от них.

В процессе работы часто выясняется, что многие дети гневаются на родителей, так как не чувствуют себя любимыми. Исходя из этого, в работе с семьей мы пытаемся дать родителям понимание, чтобы они не только заботились о материальном достатке, но чаще улыбались своим детям, интересовались их жизнью, вместе проводили часть досуга, отдыха и т. п.

Мы никогда не рекомендуем перенос агрессии как следствия гнева на боксерские мешки, боксерские стенки, борцовские чучела, удары по воображаемому объекту гнева, сжимание и разжимание кулаков и зубов, а также другие аналогичные психологические приемы, которые с православной точки зрения можно отнести к негативным способам выражения гнева.

Несколько десятилетий тому назад многие физиотерапевты выступали за открытое и свободное выражение агрессивных чувств, представляя этот подход как средство от многих социальных и физических болезней. Сторонники этого подхода утверждали, что сдерживание эмоций является нежелательным и вредным для здоровья, и считали, что если кто-то начинает нас раздражать, то нам следует открыто выразить свои отрицательные эмоции, высказав этому человеку все, что мы думаем о нем и о его поведении. Сторонники этой гипотезы катарсиса уверены в целесообразности ответных агрессивных действий даже при отсутствии реально произошедшего нападения. Они считают, что воображаемая агрессия все равно окажет свой положительный эффект, и убеждены в том, что их пациенты должны «разряжать» или «освобождать» свою сдерживаемую эмоциональную энергию за счет осуществления воображаемой агрессии.

В соответствии с такой теорией и рекомендациями одна фирма, например, стала изготавливать и продавать игрушечные автоматы для взрослых автолюбителей, чтобы они могли имитировать стрельбу в других водителей, мешающих их движению, и таким образом снимать свое раздражение, вызванное дорожными инцидентами. Подобным образом происходила популяризация игр с мнимым применением насилия в качестве безопасного психологического средства реализации сдерживаемых агрессивных желаний.

Замещающая деятельность может отличаться от исходной переводом активности в иной план, например из практического осуществления в мир фантазии. Так, в Японии работают балаганчики «Отведи душу». Посетитель входит в темное помещение, отгороженное от улицы занавеской, получает несколько простых тарелок, бьет их по одной и удаляется, разрядив таким образом свое внутреннее напряжение.

Однако исследования, выполненные в последние годы и обобщенно представленные Л. Берковицем, показали иное: «В эксперименте мальчики, время от времени вознаграждавшиеся за нанесение ударов пластиковой кукле, через несколько дней начинали вести себя более агрессивно по отношению к конкурировавшим с ними сверстникам. Таким образом, моделирование агрессивного поведения не сделало их более дружелюбными. Подобным образом и в эксперименте, проведенном с югославскими детьми Миомиром Зузулом, мальчики, часто игравшие с детским оружием, проявляли затем больше агрессивности в поведении по отношению к своим одноклассникам. Другие исследования в этом направлении принесли во многом сходные результаты» [1,с. 398].

Подобные доказательства достаточно убедительны и позволяют полностью отвергнуть представление о том, что дети, а также взрослые могут избавиться от своих агрессивных побуждений за счет осуществления воображаемой агрессии. Поэтому родители не снизят свою склонность к проявлению агрессии, если будут выпускать очереди из игрушечных автоматов. Такое «выплескивание» непреобразованного гнева или агрессии никак не снижает ее общий уровень, не говоря уже о том, что такие добродетели, как кротость и смирение, в этом случае никак не приобретаются.

Причиной гнева зачастую становится неисполнение желаний, чувство оскорбленного самолюбия, поэтому невозможно победить гнев, не обуздав их. По слову апостола: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4:26), в конце дня на вечернем правиле у нас установлен чин прощения. Он организован таким образом, что каждый брат имеет возможность попросить прощение у всех и все у каждого. Это также способствует преодолению гнева.

Привычка побеждать гнев, а не выплескивать его, пусть даже в воображаемой агрессии, формирует такие добродетели, как кротость и терпение. Непрестанная борьба со страстью гнева привлекает к человеку, по учению отцов, великое благоволение Божие.


Источник: Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами [Текст] / [Л. Ф. Шеховцова и др.] ; под ред. Л. Ф. Шеховцовой ; О-во православных психологов Санкт-Петербурга памяти свт. Феофана Затворника. – Москва: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2014. – 351 с.; 22 см.; ISBN 978–5-7789–0284–8

Комментарии для сайта Cackle