Источник

Послесловие

Обитель, основанная старцем Зосимой в Верейских лесах Московской епархии, постепенно укреплялась и материально и духовно, и доросла до статуса монастыря. Благодетели не оставляли сестер без попечения и после смерти отца Зосимы.

Мария Семеновна Бахметеважила постоянно в своем доме около обители начиная с 1830-х годов, помогая сестрам чем могла. При ней, в 1838 году, в обители был построен храм, освященный по завещанию старца Зосимы в честь Животворящей Троицы. Умерла госпожа Бахметева 13 декабря 1839 года, и благодарные сестры похоронили ее у южной алтарной стены Троицкого храма. Впоследствии, в 1855 году, при расширении храма, ее могила оказалась под жертвенником правого придела.

В 1841 году обитель была возведена в степень общежития, начальницей которого была назначена инокиня Вера (Верховская). В официальных списках, поданных в Консисторию, значились 34 насельницы. Благочинным Троице-Одигитриевской обители стал наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев), помнивший и чтивший основателя пустыни старца Зосиму. На протяжении всего существования пустыни теплое участие в ее становлении принимал митрополит Московский Филарет. Обитель жила по уставу, написанному самим святителем. В 1856 году общежитие получило статус монастыря.

В 1850-х годах обитель много раз переживала скорби утрат. Один за другим отошли в вечность ее благодетели: ю августа 1855 года скончался ктитор пустыни Семен Лонгинович Лепешкин, 23 июля 1850 года умерла грузинская царевна Фамарь, а ю октября 1859 года – царевич

Ираклий. Ушла в мир иной в чине схимонахини и младшая племянница старца Зосимы Маргарита (Верховская) – 27 июля 1859 года. Похоронена под полом южного придела в Троицком храме.

Когда обитель была возведена в статус монастыря, матушка Вера была посвящена в чин игуменьи. Управляла она монастырем до самой своей смерти, наступившей го ноября 1868 года. Похоронена рядом с сестрой. По ее кончине в монастыре насчитывалось уже более ста сестер.

Второй настоятельницей Троице-Одигитриевского монастыря (с 1869 по 1881 год) была игуменья Афанасия (Качалова); третьей (с 1881 по 1901 год) – игуменья Магдалина (Верховская), внучатая племянница старца Зосимы; четвертой (с 1902 по 1919 год) – игуменья София (Быкова), которая построила в лесу, на месте пустыннического подвига старца Зосимы часовню, а также возвела на территории монастыря три двухэтажных кирпичных корпуса, сохранившиеся до сих пор; пятой начальницей (с 1920 по 1928 год) была игуменья Афанасия (Лепешкина), правнучатая племянница Семена Лонгиновича Лепешкина.

С 1920 по 1928 год насельницы Зосимовой пустыни (числом около двухсот человек) официально существовали в статусе работниц сельскохозяйственной артели, сохранив при этом монастырский устав своей внутренней жизни. На переломе 1928 и 1929 годов они были изгнаны из стен своей обители, а многие арестованы и сосланы. Погибли в лагерях ГУЛАГа игуменья Афанасия и сопровождавшая ее до конца послушница Евдокия.

Монастырская жизнь в Зосимовой пустыни возродилась в 1999 году, когда она стала подворьем московского Новодевичьего монастыря, а в начале 2000 года обитель вновь обрела статус самостоятельного монастыря. Летом того же 2000 года, 23 июля, был прославлен в лике преподобного основатель монастыря старец Зосима (Верховский). На Юбилейном Соборе 20 августа 2000 года канонизированы в лике преподобномучениц последняя игуменья Зосимовой пустыни Афанасия (Лепешкина), инокиня Евдокия (Бучинева) и инокиня Мария (Партнова). На Священном Синоде 2005 года к лику святых причислен священномученик Димитрий Розанов, который 15 лет служил в монастыре, а в 2008 году канонизированы священномученик Михаил Виноградов и инокиня Магдалина (Забелина).

По молитвам своих небесных заступников Зосимова пустынь восстанавливается, украшается и учится монашеской жизни.


Источник: Преподобный Зосима (Верховский) : житие, воспоминания, слова и наставления. - Изд. 3-е, испр. и доп. - Москва : Софийская набережная, 2008. - 380, [1] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle