Источник

Страдалица девица Агриппина

(Память 23 июня).

8 марта, в 1854 году, в Ардатовском Покровском женском монастыре почила сном праведницы многострадальная девица Агриппина или, как ее обычно все звали, Грушенька.

Об этой замечательной страдалице-терпеливице о. протоиерей П. Лебедев, на основании записок Ардатовского о. протоиерея С. Пальмова, в свое время, еще при жизни страдалицы, писал следующее34.

Отдаленная древность представляет нам многие разительные примеры страданий человечества. Читая св. летописи, мы благоговеем пред непостижимыми судьбами Божиими, не можем довольно надивиться, с какой твёрдостью духа слабый человек, иногда от одного дуновения ветра повергаемый на одр болезни, но одушевляемый божественной верой, переносит сильные удары несчастий и неизмеримую тяжесть болезней. В чудной борьбе духа с плотию, в борьбе с самыми тесными обстоятельствами, сын персти является непобедимым героем и возносится выше самого себя. Могущественная сила Божия, сквозь страдальческие раны, сияет светлыми лучами, как солнце сквозь мрачные тучи.

Но в одной ли древности были особенные явления духовной силы и мужества? Нет. Рука Божия, всегда равно могущественна, и в наше время есть дивные страдальцы, укрепляемые свыше, и благословляющие наказующую десницу. Обратим внимание на одну современную нам страдалицу, и ясно увидим, что сила Божия доселе совершается в немощах человеческих.

Нижегородской губернии, города Ардатова, в Покровской женской общине, одна сельская девица 40 лет неподвижно лежит на одном правом боку. Постель ее – одни голые доски. Возглавие – из древесного отломка. Руки ее иссохли так, что ни протянуть вниз, ни поднять кверху нет никакой возможности, и для поддержания их подложен такой же отломок дерева. От плеч и локтей кости отделились, остались одни ямы, обтянутые кожей, а на костях выросли хрящеватые бугры. Ребра правого бока сбиты к самой груди и прямы, как трости. В живом теле нет живого и правильного члена. Каждый из них или изуродован, или находится не на своем месте. Ноги от колен до подошв в гнойных струпах, подобных чешуе излежалой рыбы, и согнуты назад.

Эта страдалица Агриппина Филиппова (в простонаречии– Грушенька) Ардатовского уезда, села Успенского, дочь крестьянина Ф. Ип. В пятилетнем возрасте получила болезнь золотушную, оказавшуюся в сыпи и нарывах. При худом призоре семейных, по случаю отлучек на полевые работы, болезнь малолетней девицы быстро развивалась, наконец, разлившись с силой и быстротой яда по всему телу, отравила всю жизненность и совершенно увядила цвет юности. Коросты на голове, смешанные с длинными волосами, представлялись в виде странной шапки, руки покрылись ранами. Обернутая пеленками, из душного жилья, для освежения воздухом, выносима была в летнее время на двор и на улицу. Но и здесь немного было отрады. Насекомые, подобно Египетским скнипам, впивались в раны страдалицы, а домашние птицы и животные тревожили беззащитную. Раздавались ее вопли; но, в рабочую пору, никто не слыхал их. Страдалица плакала, – никто не утешал ее. Мать ее, при всем сердоболии, ничего не могла сделать к облегчению несчастной дочери. Переменить ее одежду – невозможно: одно прикосновение к болезненному телу производило невыносимую боль. Она молчала, окруженная и точимая червями; одного только желала, чтобы к ней никто не прикасался. Один раз, мать ее, желая поправить постель, неосторожно приподняла правую ногу болящей, и – кость ноги переломилась пополам. От долговременной болезни самые кости сделались рыхлы и легко раздробляемы. В зимнее время больная терпела еще более мучений. Лежа у дверей бедного жилья, переносила сырость и холод. На жестком своем одре, как мертвенная, всегда была закрыта рубищем с головы до ног, зимой – от холода, летом – от насекомых. Так, в этой безотрадной страде протекло 20 лет, самых тяжких, самых грустных.

Небесный Промыслитель, в деснице Коего судьба вселенной и каждого творения, распределяет все числом, мерой и весом. По манию Его, и судьба страдалицы Агриппины начала постепенно изменяться. Отрадный луч озарил несчастную. Одна странница, проходя через село Успенское в Саровскую пустынь, нечаянно, или, лучше сказать, по действию св. Промысла, остановилась у дома родителей страдалицы, узнала о ее болезни и с участием вошла в ее положение. Странница отправилась в путь; но, возвращаясь из Сарова, опять посетила больную, снова утешала ее и покрыла чистым покровом.

Добродушие странницы имело благотворное влияние на других. С этой поры в продолжение двух лет народ отовсюду начал стекаться для посещения больной: одни из любопытства, другие из сострадания, иные для благотворения. Это служило отрадой для страждущей. Домашняя пустыня огласилась живым голосом. С людьми, как говорится, и смерть красна.

Слух о необыкновенной страдалице дошел и до Арзамасской Алексиевской общины. Добрая и благочестивая начальница этой общины, движимая состраданием к несчастной девице, прислала денег на построение для нее скромного убежища, и – скоро, против родительского ее дома, возникла покойная келья, в которую с большим трудом перенесена больная. Открывалась новая забота: мать ее, занятая домашними делами, не могла ухаживать за своей дочерью, живущей в отдельной хижине. Но Отец небесный неожиданно послал беспомощной Свою помощь. Одна девица, получившая от своей помещицы свободу, решилась этот драгоценный дар посвятить на служение болящей девице Агриппине и соединить свою участь с горьким ее жребием. И вот, уже 16 лет покоит ее безропотно с радушием, свойственным доброй и нежной матери.

Воссиял благотворный свет над одром страдалицы: одна скорбь тяготила сердце ее, скорбь не столько телесная, сколько душевная. Страдалица, как безграмотная, не могла читать слово Божие, как больная, не могла присутствовать при св. богослужении. Молитв, кроме краткой Иисусовой, никаких не знала. Учить ее некому. Народ, окружавший ее, все безграмотный; но Отец Небесный, знающий желания и нужды наши, прежде самого прошения, снова утешил несчастную.

Желание страдалицы – слышать слово Божие и услаждаться богослужением св. Церкви, – скоро нашло сочувствие в благочестивых душах. Женские обители г. Арзамаса охотно предложили болящей убежище, духовное утешение и готовность, подобно благодетельному Самарянину, излиять на раны ее вино и елей, но страдалица избрала более уединенную обитель, в городе Ардатове, в коем мирная тишина, по малочисленности жителей, весьма редко нарушается градским обычным шумом. Начальница этой общины, невзирая на преклонность лет и слабость здоровья, сама отправилась в с. Успенское просить в свою обитель страдалицу, как дорогую гостью, в твердой уверенности, что на ней почивает благословение Божие. Одно было затруднение – безопасно перевезти в зимнее время болящую, почти издыхающую, из села в отдаленную общину! – Но истинная любовь христианская побеждает все препятствия. Страдалица, окруженная сестрами обители, положена в спокойную повозку, крепко укрытую войлоками. Сего мало: в отвращение опасности – застудить больную в дороге, на пространстве 40 верст, в повозке беспрерывно кипел самовар, парами которого согревалась путешественница, в первый раз в жизни оставившая отечественный край.

Славна сень Авраама; знамениты древние странноприимницы Рима, но и ныне слава и честь христианству! и ныне истинная любовь успокаивает странников, страждущих, беспомощных детей, престарелых, успокаивает с заботливостью, нимало не уступающей древним временам.

Сопутствуемая этой любовью, страдалица Агриппина мирно переселилась в скромную обитель, под св. покров Богоматери, всех скорбящих Радости, где и доселе проводит жизнь свою. Для нее все готово: пища, питье, освещение, услуга. Телесный голод она утоляет малой частицей просфоры и белого хлеба с теплой водой; но сладчайшая пища ее души, – слышание слова Божия. Для назидания ее читается утреннее и вечернее правило. Нередко в келлии ее совершаются всенощные бдения и молебствия. Часто освящается таинствами. Безотлучная услужница ее, как вернейший друг, выучилась грамоте и, в утешение болящей, читает жития святых и другие душеспасающие книги.

Благодать, осеняющая больную и укрепляющая душу ее, обнаруживается и внешними признаками. Лицо болящей – чистое и веселое, взор светлый, голос – резкий, слово приветливое.

Благодетельная рука для болящей устроила в стенах обители, особенные келлии, чистые, светлые, просторные. Ее окружают посетители, и она беседует с ними в сладость. Требующим подает добрые советы. Преимущественно же напоминает: «во всех обстоятельствах прибегать к Богу, в Нем одном искать помощи и утешения; в болезни, в горести, чаще приобщаться Св. Таин; удаляться всякого суеверия; христианскую веру хранить свято и неизменно».

Вот, протекло уже шесть лет, как страдалица, окруженная любовью, услугой и живым сочувствием благомыслящих людей, под мирной сенью обители, благословляет участь свою, безропотно несет крест свой, и, среди тяжкой скорби, признает себя счастливой. Теперь единого желает и просит от Господа – узреть красоту дома Господня, и в новоустроенном храме сподобиться слышания божественной литургии, прежде, нежели переселится в храм нерукотворенный, вечный.

Развивая картину жизни страдалицы Агриппины, нельзя, имея очи, не видеть особенного Промысла, ее охраняющего. Иметь столько силы и терпения переносить невыносимую болезнь, – видеть столько утешения и соучастия в горестном положении бедной девицы, найти страждущей все средства к продолжению своей жизни – это не живое ли уверение и знамение беспредельной любви Отца Небесного? Не Его ли державная десница, посылая несчастия, горести, укрепляет нас в многотрудном подвиге, и претерпевших до конца венчает венцом бессмертной славы? – Буди имя Его благословенно!

* * *

34

Рассказ о. протоиерея Лебедева первоначально напечатанный, судя по типу печати, в местных Нижегородских губернских ведомостях, в редком старинном оттиске, был сообщен нам почтеннейшей матушкой игуменией Тарасией, о чем и считаем долгом с признательностью здесь воспомянуть. Составитель.


Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков (с портретами) / [Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Изд. Введен. Оптиной пустыни, 1994-. / Июнь. - 1995. – 429, III c.

Комментарии для сайта Cackle