Протоиерей Николай Гурьянов (1909–2002)
Отец Николай родился 26 мая 1909 года в Петербургской губернии в купеческой семье. В семье Гурьяновых любили богослужение, церковное пение. Отец, Алексей Иванович Гурьянов, был регентом церковного хора, старший брат, Михаил Алексеевич Гурьянов, был профессором Санкт-Петербургской консерватории, младшие братья, Петр и Анатолий, также обладали музыкальными способностями. С детских лет Николай прислуживал в храме Архангела Михаила. Однажды в этом храме служил священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский. Отец Николай вспоминал: «Я мальчишкой совсем еще был. Владыка служил, а я посох ему держал. Потом он меня обнял, поцеловал и говорит: „Какой ты счастливый, что с Господом...“»
В 1926 году Николай Гурьянов окончил Гатчинское педагогическое училище, поступил в Ленинградский педагогический институт, но закончить его не удалось – в 1929 году молодой студент на собрании высказался против закрытия одного из храмов и был исключен. Три года он преподавал математику, физику и биологию в сельских школах, служил псаломщиком в храме города Тосно, в Никольском храме села Ремда Середкинского района Ленинградской (теперь Псковской) области. В 1931 году Николай был арестован и семь лет провел в Сыктывкаре в заключении. После освобождения ему не разрешили жить в Ленинграде, и Николай снова работал учителем в школах Тосненского района.
Когда началась война, Николая не призвали в армию: в лагере он покалечил ноги (все трое братьев отца Николая погибли на войне). Во время оккупации Николай вместе с другими жителями Гдовского района был угнан в Прибалтику, и в Вильнюсе он поступил в семинарию, которую открыли в 1942 году. Проучившись два семестра, он был рукоположен в священный сан экзархом митрополитом Сергием (Воскресенским) и затем служил на разных приходах Прибалтики. В 1949–1951 годах отец Николай обучался на заочном секторе Ленинградской Духовной семинарии, а в 1951 году был зачислен на первый курс академии, но, отучившись в ней заочно один год, продолжать далее обучение не стал.
В 1958 году отец Николай был переведен в Псковскую епархию и назначен настоятелем Никольского храма на острове Талабск (один из островов на Псковском озере. В советское время остров переименован в Залит). В этом храме отец Николай и прослужил сорок четыре года.
Невозможно перечесть, сколько побывало паломников на этом отдаленном острове, сколько людей получили духовный совет,
молитвенную помощь.
Духовные наставления
◊ Одной из духовных чад батюшка говорил: «Не гаси светоч огня в сердце своем. Смотри, только в вере не поколебайся, бери ружье, иди сражайся, как на передовую. Проси: „Господи, не лиши меня разума и зрения, сохрани, Господи, от гордости, от тщеславия“. Учись слушать волю Божию. Сейчас вся преисподняя на земле, смотри, держись».
◊ Отец Николай учил обязательно причащаться в день ангела, в день рождения, во все посты. Остальное – по возможности, только нужно готовиться, «всуе к чаше не подходить»: «Если только мелькнет против кого-то мысль плохая, к чаше не ходи. Если в сердце даже злейшему врагу не простила, к чаше не ходи. Примирись вначале с врагом своим».
◊ Батюшка часто повторял: «Не держите на людей зла, а что вам сделано, вы об этом забудьте. Знайте только, что вы хуже всех. Что ниспослано, все от Господа во исцеление, во исправление. Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощения. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают. Скажи только: «Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь». А когда и поругают-то, благодарите Бога, награда-то какая. Все в ваших силах. Согрешил, покайся, и впредь старайся этого не делать».
◊ Батюшка советовал: «Спросят тебя, как ты живешь, а ты перекрестись и скажи: „За все слава Богу, что Господь дал, то и приму“. О детях никому не жалуйся, кроме святых угодников и Матери Божией, и не хвались, не раздражай врага. Будет плохо – людям радостно, будет хорошо – вызовешь зависть».
◊ «Единственное тебе правило обязательное, – говорил батюшка, – это утренние, вечерние молитвы и помянник. Остальное – как хочешь и сколько хочешь. Но меньше нельзя. Это тебе будут крылышки в Царствие небесное».
◊ Вначале батюшка благословил причащать мирян не меньше шести раз в год, то есть во все посты, в день рождения и в день ангела. В последние годы он объяснил, что обстановка в мире изменилась, и теперь следует причащаться возможно чаще.
◊ Правил себе больших не набирай, а утренние и вечерние молитвы надо читать обязательно, а то бывает, что не читают. Перед едой дома надо перекреститься, на работе ведь не перекрестишься, если только незаметно.
◊ Во время исповеди батюшка не разрешал говорить ни о чем постороннем, кроме грехов: «Ты перед Евангелием стоишь. Если гневаешься, посердишься на кого, вот об этом говори».
◊ Перед началом работы отец Николай учил кратко помолиться: «Господи, благослови!», в процессе работы: «Господи, помоги!», и после работы: «Слава Тебе, Господи!»
◊ Старец был противником того, чтобы христиане пили водку: «Вино сокращает жизнь».
◊ На вопрос о влиянии злой силы батюшка ответил с удивлением и улыбкой: «А как Бог? О воле Божией забыли?»
◊ На вопрос о том, как нужно жить, отец Николай ответил: «Жить так, словно ты завтра умрешь».
◊ Батюшка все время повторял: «Все хорошо, да, все хорошо. Какие мы счастливые, что мы в Церкви, что мы причащаемся... Времена и сроки, которые Господь положил, – это не наши времена. Покойный отец Тихон Агриков говорил, что мы живем в прибавленное время. Чрезмерное внимание к проблеме ожидания второго пришествия, как и все чрезмерное, уводит от настоящего, заставляет забрасывать текущие, насущные дела, делает нас пассивными. Второе пришествие еще будет, а ты уже сейчас умираешь».
◊ Я спросила, спасет ли Господь Россию: «Тю! – легонько хлопнул по лбу меня батюшка. – Все может быть хорошо, молиться только надо».
◊ Старца спрашивали о России, а он отвечал: «Россия не умирала. Ох, как хорошо у нас. Слава Тебе, Господи. Господь не оставляет нас».