Источник

Заключение

Повествование о жизни зосимовского иеросхимонаха Иннокентия невольно возвращает к десятилетиям минувшего века, напоминая нам не только о страданиях народа, изменившего своей вере, но и о духовных светочах в лице истинных подвижников благочестия, этой веры не предавших. С потерей носителей духовного опыта русские люди потеряли очень многое. Слава Богу, что пока есть возможность хотя бы из книг узнать о том, чего и не услышишь в наставлениях наших современников. Об этом духовные старцы предупреждали: будет время духовного голода, но Господь даст возможность обрести наставников через книги и будет Сам направлять, попуская скорби и болезни. И конечно же, важно не забывать молиться нашим святым угодникам Божиим.

Отец Иннокентий неслучайно часто повторял: «Съездите к Преподобному». Нельзя было не заметить его сыновнего отношения к авве Сергию. Возвращение Троице-Сергиевой Лавры верующим воспринято было в первый послевоенный год как знамение милости Божией и живого участия Преподобного в жизни всех, кто стремился сберечь свою веру. В молитве к преподобному Сергию зосимовский старец видел источник сил, бодрости и вдохновения. Он радовался, что хотя бы в преклонных годах увидел мысленно, будучи уже слепым, проблески освобождения от безбожия. Жизнь подтверждала истину народного чаяния: когда все уже покажется гибнущим, тогда воздвигнется Сергий.

И люди, те, кто унаследовал любовь к Преподобному, спешили в Лавру, присоединяя свой голос к общему пению: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!»148.

Книга, посвященная иеросхимонаху Иннокентию, помогает нам, нынешним, применить опыт старцев к своей духовной пользе. Жизнь отца Иннокентия, лишенная, может быть, внешне ярких проявлений, учит тому, что искать надо прежде всего доверия к Богу, воспитывать в себе преданность Его воле, искоренять в себе эгоизм, осуждение всех и вся. Как вспоминают его духовные чада, старец уже давно закрытой обители передавал им ее дух: простую сердечную веру в Бога, надежду на Его промысл, спокойное и искреннее отношение друг к другу. Воспитывал он во всех, кто к нему обращался, полное доверие и откровенность на исповеди. В те времена старцы Оптиной, Зосимовой, Глинской пустынь умели, не требуя и не порабощая (а порабощение свойственно непреодоленной страстности), раскрыть человеку богатство, данное Богом каждой душе, и показать, что губит это богатство наша греховность, побеждать которую можно только молитвой и откровением на исповеди. Духовная мудрость эта не имела ничего общего с мудростью века сего, замешанной на самолюбии и тщеславии. Та мудрость, которую старцы несли часто без слов, была проста, мирна, кротка, она звала к Богу тишиною, благоговейно и трепетно напоминая о красоте образа Божия, которой каждый из подвижников был одарен особо. Отец Иннокентий не давал советы на все случаи жизни, но если вчитаться в них, отложив всякое предубеждение и сомнение, то можно уловить главное: Господь вчера, сегодня и вовеки Тот же, и путь к Нему – покаяние и следование Его воле. Этому учили старцы примером своей жизни, наставляя словом и молясь за всех, кто обращался к ним. Таким был и зосимовский старец Иннокентий, благодарная память о котором живет в сердцах его духовных детей, а теперь уже – и внуков.

* * *

148

Акафист преподобному отцу нашему Сергию, игумену Радонеж­скому, чудотворцу.


Источник: "Умудряйтесь..." Иеросхимонах Иннокентий (Орешкин), старец Зосимовой пустыни : жизнеописание, наставления, письма, воспоминания духовных чад / сост. диак Михаил Енуков, мон. Варвара (Пыльнева), А. М. Андронова. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. – 190 с. ISBN 978-5-00009-090-9

Комментарии для сайта Cackle