С.В. Шумило

Источник

Старец Иоанн Вишенский

Материалы к жизнеописанию «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца»1

Старец Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся афонских подвижников, сыгравших важную роль в возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни современники и сподвижники относились к нему с глубочайшим почтением и называли его «великий старец Иоанн Вишенский святогорец».2 А Собор Киевской Митрополии 1621 года в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим».3 Значительно позже, уже в XIX веке, Пантелеимон Кулиш назовет его «афонским апостолом».4

Жизнь и деятельность старца Иоанна совпала с трагическими событиями гонений на православние в Речи Посполитой, в связи с чем его полемические произведения были направлены главным образом на защиту православной веры.

Следует отметить, что усиление влияния Святой Горы Афон на духовно-культурные процессы в Украине в этот период, как ни парадоксально, было тесно связано с событиями Брестской унии 1596 года. Как известно, назначаемые польскими королями «по праву патроната» православные иерархи, – преимущественно из знатных магнатов и шляхтичей Речи Посполитой, – в большинстве своем перешли в ту пору в унию с римско-католическим престолом, а во главе православия во многих регионах Украины остались в основном простые монахи-аскеты, ориентировавшиеся на Афон и его исихастские традиции.

В этом отношении характерно, что на Поместном Соборе 1621 года в Луцке была утверждена своего рода «программа деятельности» возрожденной Православной Церкви, известная под названием «Совѣтование о благочестии». Прописанная в исихастском духе, она призывала иерархию, духовенство и паству к внутреннему очищению, покаянию и даже мученичеству за православие.

В одном из пунктов Постановления предписывалось:

«Послати до Патрïархи Константинополъскаго по благословеніє, помоч и раду и на Свєтую Афонскую гору послати, визвати и препровадити преподобних мужєй росов, межи иними блаженних Киприяна и Іоана порєклом Вишєнского, и прочïих тамо обретающихся, в житïи и богословïи цвитущих. Потреба єст духовная, аби и росов маючихся истинно ко житïю добродттелному, посилати на Афон яко в школу духовную».5

Из этого соборного определения видно, сколь много значили для православной Киевской Митрополии восстановление связей с Афоном и отечественные подвижники, подвизавшиеся на Святой Горе.

Афонский старец Иоанн Вишенский. Современный портрет

Упомянутый в документе блаженный старец Иоанн Вишенский являлся одной из самых ярких личностей православного движения в Украине XVII века, оставив неизгладимый след в украинской духовной культуре того периода. Его произведения в значительной степени легли в основу нового направления в украинской литературе – полемического, получившего развитие после Брестской унии.

На произведениях Иоанна Вишенского воспитывалось несколько поколений украинских писателей, церковно-культурных и политических деятелей. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в XIX-XX веках, его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях по украинской литературе, благодаря чему в советской Украине, несмотря на господствовавшую тогда идеологию безбожия, школьники могли узнавать о вере в Бога, об Афоне и его традициях. Так, благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в XX веке многие молодые люди впервые приобщались к духовной сокровищнице православия.

Старец Иоанн Вишенский был одним из немногих церковных авторов, чьими произведениями восторгались даже в среде нецерковной интеллигенции конца XIX – начала XX веков.

Иван Франко, считая произведения старца Иоанна вершиной украинской полемической литературы конца XVI – начала XVII веков, посвятил их изучению отдельную монографию и серию статей. «Немного у нас в старину было людей, которые посмели бы и сумели бы так близко прикоснуться к насущным духовным потребностям нашего народа и выявлять те нужды его бытия таким горячим и ярким словом»,6 – объяснял писатель свой интерес к творчеству афонского старца.

Высоко ценил наследие Иоанна Вишенского святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский.7 А Пантелеймон Кулиш называл его «афонским апостолом Руси».8 Исследуя духовное наследие старца, писатель сумел наиболее точно подметить роль и значение « блаженного Иоанна»: « он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури».9

Долгое время творения старца Иоанна Вишенского имели хождение лишь в рукописном виде; они переписывались и распространялись в основном среди православных монахов. Ныне известно не менее 12 списков XVII – начала XX веков.10 Одна из таких рукописей, переписанная в XIX в. с более древнего списка, хранится в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.11

На страницы отечественных изданий имя старца-полемиста впервые попало в 1845 году, когда было обнаружено и опубликовано упомянутое выше «Совѣтование о благочестии».12 В том же году П. Строевым были изданы «Рукописи славянские и российские, принадлежащие купцу И. Н. Царскому» (1848), где он описал рукописный сборник, включавший и произведения полемиста. Затем в 1858 году СМ. Соловьевым было открыто несколько неизвестных сочинений Иоанна Вишенского.13 Через два года, в 1860 году, А. Петрушевичем во Львове было опубликовано житие старца Иова (Княгиницкого), в котором упоминалось о старце Иоанне Вишенском как сподвижнике и близком друге преподобного Иова.14 Еще через пять лет, в 1865 году, Н. Костомаровым в «Актах Юго-Западной России» были опубликованы еще четыре малоизвестных произведения афонского подвижника.15 Это дало толчок С. Голубеву, И. Житецкому и другим текстологам к дальнейшим поискам и изданию рукописей старца.16

Кстати, Иван Франко сумел возжечь в среде интеллигенции особый интерес к творениям святогорца-полемиста, не пресекающийся вот уже более 100 лет. Среди исследователей наследия Иоанна Вишенского также необходимо отметить работы таких авторов, как Н. Сумцов, В. Завитаевич, В. Щурат,

A. Крымский, В. Перетц, М. Грушевский, М. Возняк, А. Белецкий, С. Цимбалюк, Д. Чижевский, Т. Скирда, П. Загайко, Ф. Шлем, С. Пинчук, В. Микитась, Л. Махновец, Д. Наливайко, В. Колосова, К. Яременко,

B. Шевчук, Р. Лубкивский, Ю. Пелешенко, О. Неменский, О. Пидгайко, А. Александров, Н. Поплавская и многие другие.17 Особая заслуга в издании трудов афонского подвижника принадлежит И. Еремину.18

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

На сегодняшний день наследие Иоанна Вишенского среди украинских церковных авторов конца XVI – начала XVII веков считается наиболее изученным светской наукой. И в то же время оно, тая в себе немало неразгаданных тайн, до сих пор остается не до конца понятым и истолкованным. Одна из причин этого кроется в том, что большинство исследователей пытались изучать произведения старца в отрыве от византийско-святоотеческого, мистико-исихастского богословия, под воздействием которого формировалось консервативно-традиционалистское мировоззрение автора и в категориях которого он большею частью мыслил.

 

* * *

1

Цитата из письма инока Манявского скита Леонтия члену Львовского братства Н. Золоторуцкому от 9 сентября 1633 г. // Голубев С. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 35.

2

Там же. С. 35.

3

Советование о благочестии. 1621 // Памятники, изданные Временной комиссией для разбора древних актов. 1845. Т. 1.С. 247–248.

4

Кулиш П. А. История воссоединения Руси. СПБ., 1874. Т. 1.С. 310,318–319.

5

Советование о благочестии... С. 247–248.

6

Франко I. Я. 3iбрання творiв: У 50 т. К., 1980. Т. 28. С. 260–278.

7

Иоанн Вишенский // Филарет (Гумилевский), еп. Обзор русской духовной литературы, 862–1720. СПБ., 1857. С. 169.

8

Кулиш П. А. История воссоединения Руси... Т. 1. С. 310, 318; Кулиш П. А. Отпадение Малороссии от Польши. М., 1888. Т. 1.С. 168–173.

9

Кулиш П. А. История воссоединения Руси... Т. 1. С. 319.

10

Еремин И. П. Археографический обзор сочинений Ивана Вишенского // Иван Вишенский. Сочинения. М. – Л., 1955. С. 272–280; Его же. К истории русско-украинских литературных связей в XVII веке. Труды Отдела древнерусской литературы. М. – Л., 1953. Т. 9. С. 291–295; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Иоанн Вишенский // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 387–400.

11

Архив Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. № 328. L033325. Иван Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л.

12

Советование о благочестии... С. 247–248.

13

14

Iгнатiй з Любартова. Жите и жизнь преподобного отца нашего 1ова, и о сконьчанiи его, и о составленiи святая обители Скитския, вкратце списано // Зоря Галицкая яко альбум на 1860. Лывiв, 1860. С. 225–230.

15

Четыре сочинения афонского монаха Иоанна из Вишни // Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России. СПБ., 1865. Т. 2. С. 205–270.

16

Голубев С.Т. Киевский митрополит Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1883. Т. 1. Прил. С. 67–154, 169–170, 218–225; 1898. Т. 2. Прил. С. 35; Житецкий И.П. Лит.деятельность Иоанна Вишенского // Киевская старина. 1890. Т. 29. №6. С. 494–532 (отд.отт.: К., 1890).

17

Сумцов Н. Ф. Иоанн Вышенский: (Южнорус. полемист XVII в.) // Киевская старина. 1885. Т. 11. №4. С. 649–677 (отд. отт.: К., 1885); Завитневич В. 3. «Палинодия» Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI и XVII вв. Варшава, 1889. С. 65–84, 135–139; Крымский А. Е. Иоанн Вышенский, его жизнь и сочинения: (Рец. на: Франко I.Iван Вишенський i його твори. Лывiв, 1895) // Киевская старина. 1895. Т. 50. № 9. С. 211–247; Т. 51. № 10. С. 1–47 (отд. отт.: К., 1895); Щурат В. Г. До біографії і писань Iвана з Вишні // ЗНТШ. 1909. Т. 87. С. 48–63; Грушевський М. С. Iсторія української літератури. К., 1995. Кн. 2. С. 91–163, 234–266; Перетц В. Н. Иван Вишенский и польск. лит-ра XVI в. // Его же. Исследования и мат-лы по истории старинной укр. лит-ры XVI-XVIII вв. Л., 1926. Т. 1. С. 15–49. (СбОРЯС; Т. 101, № 2); Загайко П. К. Українські письменники-полемісти кін. XVI – поч. XVII ст. в боротьбі проти Ватикану і унії. К., 1957. С. 40–60; Шолом Ф. Я. Иван Вишенский и Максим Грек (Из истории русско-укр. лит. связей XVI – нач. XVII в.) // Слав. филология: Сб. ст. М., 1958. Сб. 3. С. 294–315; Пінчук С. П. Iван Вишенський: Життя і творчість. К., 1968; Пашук А. I. Суспільний ідеал I. Вишенського // Від Вишенського до Сковороди. К., 1972. С. 8–24; Його ж. Iван Вишенський – мислитель і борець. Львів, 1990; Gröschel B. Die Sprache Ivan Vyšens’kyjs: Untersuch. und Materialen zur Mst. Grammarik des Ukmmschen. Köln; W., 1972. (Slavistische Forschungen; 13); Колосова В. П. Автограф Ивана Вишенского // Федоровские чтения. 1978. М., 1981. С. 128–132; Ее же. Иван Вишенский и Павел Домжив-Люткович // Там же, 1979. М., 1982. С. 2434; Яременко П. К. Iван Вишенський. К., 1982; Пелешенко Ю. В. 1) Дещо про традиції у творчості Iвана Вишенського // Українське літературне бароко. К., 1987. С. 131–143; 2) Українська література пізнього середньовічча (друга половина ХІІІ – XV ст.): Джерела. Система жанрів. Духовні інтенції. К., 2004. С. 226–229; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Иоанн Вишенский // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 387–400; Александров А., Мирошниченко А. Иван Вишенский – взгляд с Афона на мир и место человека в нем // Афонское наследие: научный альманах. Вып.: 1–2: Материалы международной научной конференции «Русь и Афон: тысячелетие духовно-культурных связей». Чернигов, 28–29 ноября 2014 г. Киев – Чернигов: Издание Международного института афонского наследия в Украине, 2015. С. 290–297; Поплавська Н. М. Полемісти. Риторика. Переконування. (Українська полемічно-публіцистична проза кінця XVI – початку XVII ст.): монографія. Тернопіль, 2007. С. 345–378; Її ж. Полемічно-публіцистичний комплекс кінця XVI ст. Острозького культурного осередку: до проблеми поетики тексту // Наукові записки. Серія: Літературознавство / ТДПУ ім. В. Гнатюка. Тернопіль: ТДПУ, 2004. Вип. XIV. С. 127–134; Її ж. Українсько-польський контекст аскетичного ідеалу Івана Вишенського // «Українська школа» в літературі та культурі українсько-польського пограниччя. Київські полоністичні студії: Зб. наукових праць. К., 2005. Т. 7. С. 199–206.

18

Иван Вишенский. Сочинения / Под ред. И. П. Еремина. М. – Л., 1955.


Источник: К. : Издательский отдел УПЦ, 2016. –208 с., ил.

Комментарии для сайта Cackle