Герман, архиепископ Казанский
Герман, архиепископ Казанский, родом из города Старицы; при крещении назван Григорием; происходил от дворянской фамилии Садыревых-Полевых, ведущей свое начало от князей Смоленских; пострижен в Иосифо-Волоколамском монастыре и назван Германом. Слава о житии Германа скоро достигла до его родины. Братия Старицкой Успенской обители просили его быть у них настоятелем. По их просьбе Герман принял от Тверского епископа Акакия рукоположение священства и возведен в сан архимандрита; но через два года от управления Старицкой обители отказался и возвратился в Волоколамский монастырь. При учреждении новой Казанской епархии, Герман назначен был архимандритом в Свияжск, для устройства там обители во имя Успения Богоматери. В устроенном им монастыре пробыл Герман восемь лет, ибо по кончине святителя Гурия хиротонисан (1564 г.) во архиепископа Казани и управлял епархиею Казанскою только четыре года: он вызван был царем Иоанном Васильевичем в Москву занять престол Российской митрополии. Долго уклонялся Герман от сана опасного в тогдашних обстоятельствах России и при таком царе, но должен был, исполняя решительную волю его, согласиться. Уже все епископы съехались в Москву; уже написали грамоту избирательную, и Герман несколько дней жил в палатах митрополитских, готовясь к посвящению; в сие время, беседуя с Иоанном наедине, он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно первосвятителю, о грехах и христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж, с некоторою силою; упомянул о смерти, о страшном суде, о вечной муке злых. Иоанн задумался, вышел от него с лицом мрачным, пересказал любимцам своим речи архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: «Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильвестром: ужасает твое воображение и лицемерит, в надежде овладеть тобою; но спаси нас и себя от такого архипастыря». – Германа изгнали из палат, и царь искал другого первосвятителя. – Святитель Герман преставился в Москве 1568 г. ноября 6, во время моровой язвы; погребен был в церкви Николая Чудотворца, называемого Мокрым. Мощи его обретены 1595 г. и перенесены с разрешения царя Феодора Иоанновича, учениками Германа в Свияжский Богородицкий монастырь; того же года, 25 сентября, по благословению Московского патриарха Иова, положены в соборе Свияжской обители, где и поныне в серебряной раке почивают. – Иждивением Германа и многих граждан казанских построен в Казани Иоанно-Предтеченский монастырь. Местная память святителю Герману творится 6 ноября.
Князь Курбский в сказаниях своих говорит о кончине святителя Германа так: «Овии глаголют удушеннаго тайне за повелением его (царским), овии же ядом смертоносным уморенна» (Сказания князя Курбского: Ч. 1. Санкт-Петербург, 1833, стр. 161 – примечание электронной редакции). О свойствах же святителя изъясняет: «И бе он яко тела великого муж, так и разума многого, и муж чистого и во истину святого жительства, и священных писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног"… Далее… «человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело»86.
* * *
Опыт. Казан, ист. стр. 168. Ист. Росс. Иер. I, 97; VI, 54. Ист. Кар. IX, 92, 93 и прим. 170. Эиц. Лексик. XIV, 143.