Д.А. Эристов

Источник

Феодор, епископ Суздальский

Феодор, первый епископ Суздальский, родом Грек, прибыл в Россию с митрополитом Михаилом и прочими епископами. В кратком, рукописном сказании, сохранившемся о сем святителе в ризнице Суздальской соборной церкви, говорится: «прием святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и, видя помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Богодухвенное учение его, по премногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение». – Святитель Феодор преставился в 993 году. Нетленные мощи его и поныне открыто почивают в Суздальском соборе во имя Рождества Богородицы в богато устроенной раке (1794 г.) тщанием преосвященного Виктора, Владимирского и Суздальского. Местная память ему творится 8 июня. Над мощами святителя есть надпись на стене, существующая с 1635 года: «В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». – Время прославления святителя Феодора неизвестно. Народное предание говорит, что мощи его открыты еще до нашествия Батыя.

Кроме рукописного сказания, сохранившегося в Суздальской соборной церкви и вышеозначенной надписи на стене, нигде не говорится о Феодоре, как о епископе Суздальском, а как о епископе Ростовском. Но этот епископ Ростова должен был обратить в христианство и землю Суздальскую, как это значится в рукописном житии св. Леонтия Ростовского: «бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую». Епископ Феодор по прибытии в Ростов изнемог от упорных язычников, не принимавших крещение, и был изгнан от неверных людей, по выражению Степенной книги. – В Суздале епископ Феодор остался и там кончил дни свои, где и доныне почивают мощи его. Почему Владимирская епархия и прославляет Феодора, как просветителя Суздальской страны и как первого её епископа.

В Истории росс. иерархии (Т. I. стр. 178) (История российской иерархии, Собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием Ч.1, Московская Синодальная типография, 1807 – примечание электронной редакции) значится Феодор святый, епископ Суздальский, под годом 1473 неправильно: во-первых потому, что в это время в Суздале был епископ Евфимий, пребывавший в епархии от 1465 до 1483 года; во-вторых, потому, что Феодор святой, епископ Суздальский преставился в 993 году; в-третьих, потому, что по смерти Евфимия Феодор, хотя и получил от митрополита Геронтия с прочими архиепископами и епископами паству, но от управления ею отказался, и потому, как сказано в его отреченной грамоте (Истор. Акты I, стр. 139 и 140) (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Том первый, СПб, 1841 – примечание электронной редакции), оставляя свою епископию и степень своего святительства Суздальского и Тарусского, желает быть в монастыре простым монахом и пребывать в иноческом житии до последнего издыхания. И так Феодор почти не управлял своею паствою, ибо вслед за отречением его (в исходе 1484 г.) хиротонисан во епископа Нифонт, архимандрит Симонова монастыря322.

* * *

322

Ист. Опис. Суздальск. Достопам. стр. 2, 3 и 5, 49–51 (1857 г.), Ист. Русс. Церкви I, 6 и 9 и прим. 25 (1857 г.). Жития Святых (октябрь стр. 277 и 278) 1856 г.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle