Филипп, святой, митрополит
Филипп, святой, митрополит Московский и всея России чудотворец, из знатного боярского рода Колычевых, сын боярина Стефана Ивановича Стенстура, родился 1507 года февраля 11, в Москве, при крещении назван Феодором; в 1537 г. пострижен в монахи в Соловецком монастыре и наречен Филиппом, а в 1548 г. сделан игуменом этой обители. Ему обязана обитель своим устройством и украшением. Царь Иоанн почти ежегодно жаловал ей или волость, или вклад, ибо с детства знал великого её пастыря. Все самые богатые вклады и дары в обители Соловецкой от разных лиц – в сравнении с Иоанновыми ничтожны. Кроме недвижимых имуществ, они заключались в колоколах, богатой утвари и драгоценных сосудах. Два раза присылал царь напрестольные кресты из чистого золота с жемчугом и яхонтами. Между прочими дарами замечательна книга «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. В 1566 году Иоанн Грозный вызвал игумена Филиппа в Москву для духовного совета. Царь объявил ему, что желает видеть его на кафедре митрополита, Филипп отказывался принять предлагаемый ему высокий сан, доколе не будет уничтожена опричнина; но, по увещанию пастырей и повинуясь воле царской, согласился. Тогда написана была грамота, в коей новый митрополит дал слово не вступаться в опричнину государеву и не оставлять митрополии под тем предлогом, что царь запретил ему мешаться в дела мирские. Сию хартию утвердили святители своими подписями, и Филипп возведен (25 июля 1566 года) на митрополию, с явным его прискорбием, но к общему удовольствию народа. Водворилась тишина в Москве, и жалобы на опричников замолкли. Но вскоре начались новые казни и новые опалы. Митрополит, давший слово не мешаться в мирские дела, молчал, но втайне увещевал и укорял царя. Гнев Иоанна не замедлил обратиться на Филиппа, как на орудие ненавистных бояр, внушивших ему мысль требовать уничтожения опричнины. В один день, когда Филипп находился в Успенском соборе, – во время обедни взошел в церковь Иоанн, а за ним бояре и опричники в черной одежде, имея на головах высокие остроконечные шлыки. Царь подошел к митрополиту и трижды испрашивал его благословения. Филипп смотрел на образ Спасителя и молчал: потом начал укорять Иоанна за его непристойное одеяние и жестокости, и угрожал ему судом Божиим. Царь, выходя из церкви, грозил святителю изгнанием и муками. Митрополит отвечал, что боится одного Бога. На другой день допрошены приближенные митрополита о тайных замыслах Филиппа; но несмотря на старания клеветников, ничего не открыто. Иоанн не смел еще возложить руку на первосвятителя, чтимого народом. Вскоре (28 июля) встретились они в Новодевичьем монастыре, где тогда служил митрополит и куда царь прибыл с своими опричниками; на одном из них была вышеозначенная тафья. Филипп напомнил Иоанну с негодованием о сем бесчинии (тафья – маленькая плоская и круглая шапочка, распространенная в знатном и богатом сословии того времени. Святитель Филипп обратился к царю с негодованием из-за непозволительности нахождения в храме в головном уборе: примечание электронной редакции); но опричник, опасаясь царского гнева, успел спрятать свою тафью, и царя уверили, что это выдумано Филиппом для того только, чтобы иметь случай укорять царя. Разгневанный Иоанн торжественно ругал митрополита. Наконец решился изгнать его. Но дабы не возбудить через то смущения в народе, он нашел верное средство обвинить его, послав в Соловецкий монастырь, – по совету духовника своего, Благовещенского протоиерея Евстафия, – тайного врага Филиппова, Пафнутия, епископа Суздальского, архимандрита Андрониковского Феодосия, князя Василия Темкина и других. Они старались угрозами и обещаниями склонить некоторых из монахов, донести на Филиппа и оклеветать его; но все единогласно сказали, что он свят делами и сердцем; один игумен их Паисий склонился на постыдное предложение. Посланные, по приезде в Москву, представили вымышленные доносы свои царю, который и повелел митрополиту явиться на суд. Царь, святители и бояре сидели в молчании. Игумен Паисий стоял перед ними и клеветал на святого мужа. Филипп не оправдывался, ибо знал, что это будет бесполезно; но обратившись к Паисию, сказал, что злое сеяние не принесет ему плода вожделенного, – а царю, что он лучше хочет умереть невинным мучеником, нежели в сане митрополита безмолвно терпеть ужасы и беззакония, и что возвращает жезл пастырский, белый клобук и мантию. Потом поручив святителям пасти верно стадо Христово, он хотел удалиться; но царь, остановив его, сказал, что ему должно ждать суда и не быть своим судьею; он принудил его взять назад утварь святительскую и служить обедню, 8 ноября, в Успенском соборе. Во время службы явился присланный от царя боярин Алексей Басманов с толпою вооруженных опричников и велел читать принесенный им свиток, из которого народ, к изумлению, узнал, что Филипп лишен сана первосвятительского. По прочтении бумаги, опричники бросились в алтарь, сорвали с митрополита святительское одеяние, облекли его в разодранные чернические ризы, с поруганием выгнали из церкви метлами, и, посадив его на дровни, отвезли в Московский Богоявленский монастырь; народ провожал его с плачем и рыданием. На другой день царь велел его привести перед себя в судную палату, для оглашения приговора, которым он, как уличенный в волшебстве и других взведенных на него преступлениях, осужден кончить дни в заточении. Филипп не жаловался на несправедливость, но молил Иоанна, не терзать подданных и помнить час смертный. Царь повелел заковать его в цепи, посадить в мрачную темницу и морить голодом. Филипп пробыл восемь дней без пищи. Из темницы перевели его в обитель св. Николая Старого (на Перерве). Иоанн, не довольствуясь сим, начал истреблять род Колычевых и прислал к Филиппу отсеченную голову одного из ближайших и любимых его родственников. Филипп, не смутившись, принял голову, целовал её, благословил и возвратил принесшему. Между тем народ с утра до вечера толпился вокруг обители Николаевской; смотрел на келью заключенного и рассказывал друг другу о чудесах его святости. Тогда царь, опасаясь волнения народного, сослал Филиппа в Тверь в Отрочь монастырь. Там в тесной келье, провел он около года. Мирная жизнь его продолжалась недолго. Иоанн, отправляясь для наказания Новгородцев, послал, не доезжая Твери, к Филиппу в келью любимца своего, Малюту Скуратова, просить от имени царя благословения на шествие в Новгород; но Филипп, угадывая настоящую причину прихода Малюты, отвечал ему, что благословляют только добрых и на доброе, и с кротостию примолвил: «я давно ожидаю смерти; да исполнится воля государева!». Сказав сие, стал на молитву и вручил дух свой Богу; тогда Малюта бросился на Филиппа, задушил его подушкою, и при себе же велел похоронить; но дабы скрыть это злодеяние, возложил вину смерти на монастырских приставников, разгласив, что по нерадению их Филипп умер от угара. Происшествие сие было в 1569 г. декабря 23. Св. мощи Филиппа перенесены, 1591 года, по просьбе Соловецкой братии из Отроча в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. июля 3, по совету Новгородского митрополита Никона, перенесены оттуда в Москву и поставлены в соборной церкви Успения Богоматери. Церковь совершает память Филиппа 9 января и 3 июля311.
* * *
Прол. и Чет. Мин. янв. 9 и июля 3. Летоп. Соловецк. стр. 13–26 и 38. Ист. Кар. IX, 93–98, 103–109, 147 и прим. 171, 173–175, 177–179, 190, 191, 195–202, 205, 286. Жития Святых (январь) 1857 г.