Д.А. Эристов

Источник

Иоанн, Власатый

Иоанн, Власатый, блаженный Ростовский. В кратком житии его сказано только, что он жил во граде Ростове, во всяком смиренномудрии, чистоте и терпении многом, молясь непрестанно Господу день и ночь. Не имел блаженный ни дома своего, никакого-либо пристанища для успокоения многотрудной своей плоти, но по крайней нужде прибегал к одной благочестивой вдовице и к отцу своему духовному, священнику Петру, церкви Всех Святых. После многих своих подвигов преставился он в Ростове 3 сентября 1581 года, и три дня спустя, усердием вдовицы сей и иерея, погребен был за городом у церкви св. Власия за алтарем. На гробнице его лежит крест медный, еще серебряный крест со святыми мощами, святое Евангелие и древняя Псалтырь на латинском языке, в кожаном переплете.

На листах Псалтыри написано: «В лето бытия мира 7089, Р.Х. 1581 сентября в 8-й день на царство великого государя царя, великого князя Иоанна Василиевича, в богоспасаемом граде Ростове, преставися угодник Божий Иоанн власатый и погребен в церкви св. священномученика Власия, что в Заровьи; от гроба его подаются исцеления больным, с верою приходящим; прозван же бысть от народа милостивым, ради получаемых от него исцелений. – В лето же 1702, в царствование великого государя царя и великого князя Петра Алексиевича всея России, в неделю вторую великого поста, марта в 1 день, прииде в Ростов, преосвященный архиепископ Димитрий и приял престол митрополии Ростовской и Ярославской. – От времени преставления блаженнаго Иоанна власатого и милостивого, даже доселе, бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтырь Давыдов, на латинском диалекте, юже той угодник Божий моляся к Богу чтяше и видев ю ветху и распадающуюся, преосвященный митрополит Димитрий повеле ю вновь переплести, и, обновив, паки на гроб блаженного Иоанна положи, да лежит неотъемлемо в последняя лета». – Местная память Иоанну творится 12 ноября. – В числе многих, облагодетельствованных целебными силами блаженнаго Иоанна был некто богатый гость Ростовский, Михаил Гурьев. Он соорудил в конце XVII столетия, вместо двух деревянных церквей во имя Предтечи и св. Власия, одну каменную во имя священномученика, с приделом в честь иконы Толгския Богоматери157.

* * *

157

Жития Святых (ноябрь) 1856 г.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle