Д.А. Эристов

Источник

Евфросин, преп., в мире Елеазар

Евфросин, преподобный, Псковский чудотворец, родился около 1386 г. в недальнем от Пскова погосте Виделебье от неизвестных, но благочестивых родителей и при крещении назван Елеазаром. С юных лет наученный чтению божественных книг Елеазар стремился душою к уединенной жизни, и когда родители стали склонять его к браку, он скрылся от них в Святогорский монастырь и там постригся под именем Евфросина. Несколько времени провел здесь юный подвижник в трудах иноческих, но влекомый жаждою уединения он удалился с благословения настоятеля в непроходимое пустынное место, в 25 верстах от Пскова, на берег реки Толвы близ Псковского озера (1425 г.). – Здесь было ему видение трех вселенских учителей, указавших место для сооружения храма во имя их, и вскоре после того пришел к нему на сожительство некий праведный инок, по имени Серапион (см. эту статью). Когда же начали собираться к Евфросину подвижники, ищущие уединения, тогда он построил на указанном ему месте церковь во имя Трех Святителей и келлии для братии (1477 г.), но начальства на себя не принял, а управление поручил ученику своему Игнатию. Рукоположенный владыкою Новгородским Иоанном Игнатий сделался первым игуменом Елеазаровой обители и духовником её основателя. Не изменяя подвижнического образа своей жизни, достиг преп. Евфросин до маститой старости и кончил в мире дни свои 15 мая 1481 г. имея 95 лет отроду. – Еще при жизни Евфросина монастырь перенесен на гору; потом на прежнем месте устроено кладбище с церковью во имя преподобного. В новой обители построена каменная церковь во имя Трех Святителей, где и почивают под спудом мощи преп. Евфросина. Впоследствии присоединен к сему храму придел Рождества Богородицы. По упразднении в 1766 г. Спасо-Великопустынского монастыря братство оного причислено к Елеазаровой обители и перенесена оттуда чудотворная икона Спасителя. С тех пор обитель стала называться Спасо-Елеазаровскою Великопустынскою. Из учеников преп. Евфросина известны: Савва Крыпецкий, преп. Досифей и преп. Иларион (см. эти статьи). Преп. Евфросин причислен к лику святых на Московском Соборе 1547 г. Праздновать память Евфросина положено в день его преставления (15 мая). Служба ему сочинена при архиепископе Новгородском Геннадии.

Евфросин написал для обители своей устав общежительный в 25 главах. В монастырской библиотеке остался только новый список устава, – древнейший находится в Новгородском Софийском и Московском Патриаршем книгохранилищах; но духовное завещание поныне сохраняется в подлиннике со свинцовою печатью Новгородского архиепископа Феофила. Оно писано на пергаменте. Житие Евфросина описано двумя сочинителями; кто был первый и когда писал, не известно, и самое сочинение его до нас не дошло; на него ссылается только второй сочинитель, говоря о нем, что он писал некако и смутно. Второй жизнеописатель называет себя клириком Василием; он написал житие Евфросина по просьбе Елеазарова монастыря игумена Феодосия и братии. Очевидно, что сочинитель был из числа приверженцев некоторых погрешительных мнений, взявших перевес на Стоглавом Соборе: ибо он выставил преподобного защитником и поборником сугубой аллилуии, а в доказательство выдумал самые нелепые сказания о нем и о первом его жизнеописателе, и якобы преп. Евфросин недоумевая, двоить ли, или троить должно аллилуия, ходил для уверения о сем в Константинополь. Это жизнеописание, за четыре года только до Стоглавого Московского Собора сочиненное, принято было на Соборе за основание установления сугубить аллилуия в Российской Церкви; и с тех пор внесена в Пролог, под 15 числом мая, выписка жития Евфросинова, взятая буквально из первой главы помянутого жизнеописания, однако ж без присовокупления басней о хождении преп. Евфросина в Константинополь. Но на Московском же Соборе (1667 г.) в присутствии трех патриархов, Паисия Александрийского, Макария Антиохийского и Иоасафа Московского, ошибка Стоглавого Собора в этой статье, так как и в других, поправлена, и между прочим определено: «К сим же заповедуем и о еже писано в житии преп. Евфросина от сонного мечтания списателева о сугубой аллилуии, да никто же тому верует. Зане все то писание от льстиваго и лживаго списателя писано на прелесть благочестивым народом»115.

* * *

115

Прол. и Чет. Мин. мая 15. Слов. ист. Митр. Евгения I, 165–171. Ист. княж. Псков. III, 94–99. Древн. Пскова. М. 1861.


Источник: Словарь исторический о святых угодниках православной российской церкви. - Санкт-Петербург : тип. II Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1835. - [2], VI, 303 с.

Комментарии для сайта Cackle