иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святителя Московского Фотия, всея России чудотворца

Св.Фотий жил на рубеже ХІѴ–ХѴ вв. По происхождению он был грек. Еще в отроческие годы Фотий поступил в монастырь и был учеником великого подвижника старца Акакия. Когда старец был избран митрополитом Монемвасийским и должен был оставить пустыню, ученик последовал за любимым наставником и остался по-прежнему в числе близких ему людей.

В 1408 г., когда Фотий находился в Константинополе у патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении предстоятеля на русской кафедре после кончины свт. Киприана († 1406). Выбор патриарха Матфея (1397–1410) пал на Фотия, известного ученостью и святостью жизни. Невзирая на нежелание самого Фотия, его избрали митрополитом Киевским.

В сентябре 1409 г. митрополит прибыл в Киев. В те времена южнорусские епархии находились под властью Великого княжества Литовского. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не особенно радушно. Однако Фотию удалось примириться с князем: Витовт признал его митрополитом, и Фотий прожил в Киеве около семи месяцев.

В день святой Пасхи 1410 г. Фотий прибыл в сопровождении императорского и патриаршего послов в Москву. Первые его заботы по приезде в митрополию были обращены на паству, почти четыре года остававшуюся без митрополита. Видя распространение разных пороков среди мирян и духовенства, он рассылал по городам послания, писал поучения для проповедования, так как, плохо зная русский язык, первое время сам не мог говорить в церквах.

После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после нашествия полководца Едигея дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены влиятельными людьми, причем многое попало и в казну Великого князя. Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к государю Василию Дмитриевичу, в котором митрополит просит его, чтобы все, отданное Церкви Божией его предшественниками и утвержденное за ней, и он со своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к Великому князю видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает Великого князя возвратить Церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины.

Боярам удалось поссорить митрополита с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотия, бежавшие в Литву, клеветали на него Великому князю Литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него Литовскую митрополию. Святитель отправился в Литву ради попытки примирения с Витовтом и решил в случае неуспеха ехать в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита.

Когда Фотий прибыл в Литву, он по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты Литовские был поставлен Григорий Цамблак (1415). Фотий разослал окружные послания, в которых разъяснял незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения.

После смерти Григория Цамблака обе половины Русской Церкви опять соединились под властью Фотия. В правление святителя и при его участии и содействии прекратила свое существование явившаяся в Пскове ересь стригольников. Близкий к Московскому князю, Фотий обыкновенно принимал горячее участие и в трудных политических коллизиях в его княжестве.

Особенно большую услугу он оказал новому Великому князю Московскому, тринадцатилетнему сыну Василия Дмитриевича, впоследствии получившему прозвание Темного. Когда его дядя Юрий Дмитриевич хотел воздвигнуть новую междоусобную брань, Фотию удалось умиротворить князя Юрия. Святитель явился к нему в Галич в качестве посла. Не добившись положительного результата, он покинул правителя. Отъезд митрополита из Галича совпал с началом мора в этом городе. Тогда испуганный Юрий бросился вдогонку за Фотием, вернул его в город и обещал примириться с племянником. После этого мор стал ослабевать, что явилось новым доказательством чудесной силы Фотия и правоты его дела.

Второго июля 1431 г. св. Фотий скончался. Он заранее знал дату своей смерти: за неделю до блаженной кончины ему явился Ангел Божий и объявил о сроке ухода из мира. Перед смертью предстоятель написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополита и уверяет, что пребывание на Киевской кафедре было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий. Фотий был погребен в московском Успенском соборе.

В 1472 г., по случаю перестройки собора, его гроб был извлечен из земли вместе с гробами свв.Ионы, Феогноста и Киприана и затем вновь положен в том же соборе. Там он находится и доныне под спудом.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle