иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память св. пророка Илии Фесвитянина277

Святой великий пророк Илия, Ангел во плоти, получивший от Бога власть отверзать и закрывать небеса, родился в гор.Фесве на земле Галаадской278 в IX в. до Р.X. По преданию, при рождении младенца его отец видел, как сияющие мужи пеленали ребенка огнем и, называя его по имени, кормили пламенем огненным – символом ревности о Господе, которая будет наполнять всю его жизнь. С детских лет строго соблюдал Илия все предписания закона и непорочным ходил пред Богом, в постоянном посте и горячей молитве, которые огнем жгли его душу и сделали образцом подвижнической жизни.

Царь Ахав, взойдя на престол Северного царства, возникшего после раскола при Иеровоаме, впадал в те же грехи, что и его предшественники. Побуждаемый своей женой, нечестивой Иезавелью, он преследовал пророков и всех верных Богу людей и стал поклоняться ложным богам – Ваалу и Астарте. Пророк Илия пришел к царю и изобличил его такими словами: Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! В эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему! (3Цар.17:1). По воле пророка на землю, точно лихорадка, обрушилась ужасная засуха: все было иссушено, опустошено, сожжено; мужчины, женщины, дети, домашние животные, дикие звери – все умирали от голода, источники пересыхали, растения увядали, ничто не избежало бедствия, которое Господь наслал на народ израильский, чтобы тот обратился в Нему с покаянием.

По велению Господа пророк, одетый лишь в овечью шкуру и кожаную набедренную повязку, покинул царство Израильское и удалился к потоку Хорраф (Керрит), что против Иордана279. Водой из него пророк утолял жажду. Господь послал к нему воронов – птиц, которых иудеи считают нечистыми и враждебными тем, кого они сами породили, дабы те утром приносили Илии хлеб, а вечером мясо. Таким образом Господь склонял его быть милосердным к страдающему народу. Когда иссяк и этот источник, Господь послал раба Своего в Сарепту Сидонскую, являя ему на пути все гибельные последствия засухи, дабы снова призвать к состраданию.

И пришел он к бедной вдове-язычнице, собиравшей дрова, чтобы приготовить хлеб для себя и своего сына. Хотя женщина пребывала в крайней нужде, она не пренебрегла долгом гостеприимства и по просьбе пророка приготовила для него лепешку из оставшейся муки и масла. В награду за гостеприимство по слову пророка кувшины с мукой и маслом в ее доме не оскудевали до тех пор, пока дождь не пролился на землю. Через несколько дней после того, как Илия нашел приют у вдовицы, ее сын скончался. Женщина, скорбя, обвинила человека Божия, что это он принес в дом несчастье. Тогда Илия взял умершего и поднялся с ним в свою комнату. И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: «Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и отрок ожил (3Цар.17:21–22). Живым возвратил Илия юношу матери, таким образом пророчествуя о воскресении мертвых.

Три года засуха опустошала округу, и многие умерли от нее, но Господь, почитая слово Своего пророка, не желал смилостивиться, пока Илия не поймет, что Он жаждет не смерти грешников, но их обращения (ср.: Иез.33:11). Он послал пророка к царю Ахаву, чтобы поведать ему о скором прекращении засухи. Царь, увидев Илию, изумился, что тот, кого он искал повсюду, добровольно пришел к нему. Илия сказал Ахаву, чтобы он повелел всему народу израильскому собраться на горе Кармил. Человек Божий призвал туда четыреста пятьдесят пророков Бааловых и четыреста пророков из священных дубрав нечестивой Иезавели. Когда все собрались, Илия сказал людям: «Долго ли вы будете хромать на оба колена ваши? Если Господь Бог есть Бог, следуйте Ему! Если же Ваал есть бог ваш, то идите за ним!» После этого он послал за двумя тельцами для жертвоприношений и велел положить их на сухие дрова, но не разжигать огня самим, а возжечь пламя молитвой. Он предоставил лжепророкам первыми принести жертву. С утра до полудня призывали они имя Ваала. Илия насмехался над ними, побуждая кричать громче: может быть, их бог заснул или занят другим делом, если не слышит.

Когда наступил вечер, пророк взял двенадцать камней и построил из них жертвенник, на который положил тельца, надлежащим образом разделенного на части, и приказал лить воду на жертвенник, пока она до краев не наполнит ров. И, обратясь к небу, возопил Илия, призывая Бога Авраама, Исаака и Иакова. И сошел с неба огонь, уничтожив жертву, дрова и воду. При виде этого весь народ пал лицом на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог!» По приказу Илии лжепророков задержали, и человек Божий сам отвел их к потоку Киссону и заколол.

После этого он возвестил Ахаву, что засуха вскоре прекратится, а затем взошел на вершину горы Кармил. Наклонившись к земле, положил он лицо свое между коленями своими и стал молиться. Семь раз посылал он слугу смотреть на горизонт над морем – на седьмой раз появилась туча, небо потемнело и пошел сильный дождь, изливая на землю благословение небесное.

Царица Иезавель, узнав о погублении ее пророков, страшно разгневалась и поклялась отомстить Илии. Пророка, не убоявшегося множества языческих жрецов, оставила милость Божия, и, гонимый страхом, он бежал в Вирсавию, в царство Иудейское. Истощенный переходом через пустыню, он сел в тени дерева и стал просить у Бога смерти для себя. Тогда явился ему Ангел Господень и дал лепешку и кувшин воды. Укрепленный Божественной помощью, сорок дней шел он по пустыне до Хорива, вершины горы Божией280 . Он прошел к пещере, и ночью Господь обратился к нему. Илия отвечал: Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнятъ ее (3Цар.19:10). Господь повелел ему выйти из пещеры и взойти на гору, чтобы узреть Его. И сначала поднялась сильная буря, разрушающая горы и разбивающая скалы; после урагана было землетрясение, но в нем не было Господа; после землетрясения шел огонь, но и в нем не было Господа. После огня слышен был звук легкого ветерка. Услышав его, Илия закрыл лицо свое плащом и вышел из пещеры, ибо в легком ветерке был Господь281. Он открыл пророку, что он не одинок: семь тысяч из народа израильского не преклоняли колен перед Ваалом. И повелел Он ему вернуться той же дорогой и помазать Хазаила царем Сирийским, а Охозию – Израильским, Елисея же помазать пророком. Найдя Елисея [14 ин.], который пахал землю двенадцатью парами волов, Илия возложил на него свой плащ и нарек своим учеником.

Царь Ахав продолжал вершить нечестивые дела и завладел виноградником израильтянина Навуфея, умертвив его по совету Иезавели. Пророк Илия, некоторое время хранивший молчание, по воле Господа отправился в Самарию и сказал царю: «На том самом месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь, и в крови твоей омоются блудницы». Он сказал также, что беда обрушится на весь дом Ахава и что Иезавель съедят псы перед домом израильтянина. Услышав эти слова, Ахав раскаялся: он снял с себя одежды, облачился во вретище и наложил на себя пост. Покаяние Ахава возымело силу пред Господом, и через Своего пророка Он возвестил, что отложит гнев Свой до воцарения его сына.

Вскоре Ахав умер, и на престол взошел его нечестивый сын, Охозия. Однажды, сильно заболев, он отправил послов к оракулу Веельзевула в Аккарон (Экрон). На пути пред ними предстал пророк Илия и сказал, что царь уже более не выздоровеет. Когда они передали это послание, описав пророка, царь, уразумев, что речь шла об Илии, отправил пятьдесят воинов взять его под стражу. Но дважды по повелению пророка с неба сходил огонь и сжигал их. Третьему военачальнику, молившему пощадить его, Илия подчинился и, придя к царю, возвестил, что того настигнет гибель за упование на ложных богов. Вскоре Охозия умер.

После него царем Израильским стал его брат Иорам. За двенадцать лет правления он упразднил культ Ваала, но не пресек полностью грех Иеровоама, который вызвал раскол в народе Божием, и поощрял поклонение идолам. Посему Господь наслал бедствие на дом его и исполнил пророчество, изреченное Илией в царствование Ахава: в результате заговора против Иорама на трон воссел Иеху. Он вошел в город Изреель и умертвил Иезавель, выбросив ее из окна. Кровь нечестивой женщины окропила стену, и собаки пожрали ее тело, прежде чем его смогли захоронить.

После пятнадцати лет пророческого служения, исполнив возложенное на него Господом, Илия отправился из гор.Галгала в Вефиль. Его сопровождал Елисей, отказавшийся покинуть наставника. Оттуда они направились к Иерихону. Дойдя до берега Иордана, Илия взял свою милоть, свернул и ударил ею по водам. Воды расступились, и пророки посуху прошли через реку. Елисей просил учителя, чтобы пророческого духа было в нем вдвое больше, чем в Илии, и получил ответ: «Если увидишь, как я буду от тебя взят на небо, будет по-твоему». Когда они так шли по пустыне и разговаривали, внезапно явилась перед ними колесница, запряженная огненными конями. Илия взошел на колесницу и в вихре был взят словно бы на небо282. Елисей же восклицал: «Отче, отче, колесница Израиля и конница его!» Он поднял упавший плащ пророка и, дважды ударив по водам, пересек Иордан. Это видели сыны пророческие, приветствовали его и восклицали: « Дух Илии снизошел на Елисея!» Вознесенный с плотию горе, Илия прообразовал Вознесение Господа нашего Иисуса Христа и брошенным на ученика плащом возвестил сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы.283

Украсив собой чин пророческий и достигнув вершины добродетели, Илия вместе с Моисеем и тремя апостолами был сочтен достойным во плоти узреть славу Господню в день Преображения (ср.:Мф.17), которое предвозвестило Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Спускаясь с горы Фавор, ученики вопросили Христа, сойдет ли Илия на землю до воскресения мертвых, дабы восстановить порядок вещей, как учат пророки (см.:Мал.4:5–6). Христос отвечал им: «Он уже здесь, и они не узнали его и на свой лад обошлись с ним»,– подразумевая Иоанна Крестителя, который был послан в духе и силе Илии подготовить пришествие Господа (Лк.1:17). Как Иоанн был предтечей первого пришествия Христа, Сына Господня во плоти, так и Илия, как полагают, будет предтечей Его славного Второго Пришествия в конце времен.

* * *

277

В Константинополе в этот день также почитают пророков Моисея, Аарона и Елисея. Ср.: Syn. Ср. Р.832.

278

Ныне Листиб к югу от вади Ябис.

279

Согласно церковному преданию, на этом самом месте затем был основан Хозевитский монастырь, существующий и по сей день. См.память прп. Георгия Хозевита [8 ян.].

280

Вершина горы Синай, то самое место, где Господь явился Моисею (ср.: Исх.33).

281

Отцы Церкви трактуют это явление Господа в легком ветерке как пророческий образ Воплощения, который стоит выше приводящих в трепет теофаний Ветхого Завета.

282

Отцы Церкви подчеркивали, что это «словно», присутствующее в греческом переводе Семидесяти толковников, показывает, что Илия не был взят на небо во плоти – это было бы невозможно до Воскресения и Вознесения Христова, – но что он, подобно Еноху, избежал смерти и до конца мира, хранимый Господом, пребывает в неведомом месте.

283

Прп.Роман Сладкопевец. Кондак VII на пророка Илию. 33//SC 99, 341.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 6. Июль-август. – 896, [56] с. ISBN 978-5-7533-0556-5 (т. 6)

Комментарии для сайта Cackle