иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память праведного Николая Планаса, пресвитера Афинского11

Св. Николай Планас родился в 1851 г. на о. Наксос в верующей семье. С самого раннего детства он отличался простотой в обращении и набожностью. Отец Николая умер молодым, когда мальчику было четырнадцать лет. Мать с детьми, Николаем и его сестрой, переехала жить в Афины. Хлеб, полученный от матери, он раздавал местным нищим, и даже свою одежду уступал нуждающимся детям. Всю жизнь он совершенно не заботился о собственных удовольствиях или удобствах.

В двадцать восемь лет Николай женился, но прожил с женой недолго: вскоре после рождения сына она умерла. Он доверил воспитание сына родственникам, а все наследство отдал запутавшемуся в долгах соотечественнику. Отныне Николай мог полностью посвятить себя служению Господу и даже в центре Афин вести аскетическую жизнь, подобно отцам-пустынникам.

Николая рукоположили в диакона в афинском районе Плака 28 июля 1879 г., а через пять лет – в священника храма Пророка Елисея. Затем он получил назначение в храм Великомученика Пантелеймона в афинском районе Неос Козмос. Но вскоре на его место в этой церкви был поставлен другой иерей, и Николай обосновался в небольшом храме Иоанна Предтечи. Весь приход этой церкви составляли восемь семей, и служба там не приносила почти никакого дохода.

Будучи человеком простым и необразованным, о. Николай, тем не менее, стал самым любимым священником в Афинах. На протяжении пятидесяти двух лет он ежедневно служил Божественную литургию в храмах города и, что особенно важно, в деревенских церквах, часто полуразрушенных. Он отождествил собственное существование с жизнью Церкви, и для него было немыслимо приносить Бескровную Жертву, не соединяя ее со всеми церковными службами, как они совершаются лишь в монастырях с самым строгим уставом.

Службу о. Николай начинал в восемь утра, с тем чтобы окончить ее к двум-трем часам пополудни. Во время проскомидии он два-три часа кряду перечислял имена живых и усопших, написанные на множестве листочков бумаги, тщательно разложенных по пакетам, которые он всегда носил при себе. Это подлинный факт его биографии: когда ему подавали записки с именами людей, он поминал их годами, сколь бы пустячной ни была доставшаяся ему сумма. Стоило только попросить его, и он совершал всенощные бдения, молебны о заступничестве, соборования и иные службы, не жалея ни времени, ни сил.

Во время литургии о. Николай чаще всего читал из трех, а то и из четырех Евангелий, медленно, коверкая сложные слова, и все же никогда не вызывал этим улыбки у присутствующих. В конце литургии он перечислял нескончаемые имена святых, будто не желая пропустить ни одного из незримо пребывающих в храме друзей Божиих. Нередко дети и благочестивые прихожане видели, как во время службы священник приподнимался над землей. Литургия батюшки Николая, этого простого человека, была подлинным посвящением в таинство, способным обратить даже самых черствых.

Его богослужения привлекали множество верующих, особенно когда он служил всенощные бдения в храме Пророка Елисея, где на клиросе пели знаменитые писатели Александр Пападиамантис и Александр Мораитидис. Истинный Ангел во плоти, св. Николай всегда был готов служить где бы то ни было и молиться за всех, как богатых, так и бедных.

Денег, которые ему давали верующие, он никогда не хранил даже до вечера: тут же раздавал их нищим или жертвовал на церковные нужды. Так он смог восстановить свой храм, снабжать деньгами девочек-сирот и оплачивать учебу бедным студентам. На собственное пропитание он оставлял лишь несколько грошей, довольствуясь перепадавшей ему то здесь то там малой толикой хлеба и овощей или кружкой молока, налитой каким-нибудь пастухом. Лицо святого всегда было озарено детской улыбкой, и врагов у него не могло быть, ведь он прощал тех, кто обкрадывал его, находил оправдание своим обидчикам и клеветникам, и так, с сердцем, полным благодати Утешителя, преодолевал разочарования земной жизни.

Одно только могло вызвать его неудовольствие: если его прерывали во время молитвы или препятствовали в совершении богослужения. В те годы в Греческой Церкви стали ощутимы реформаторские веяния западного толка, и митрополит Мелетий (Метаксакис) запретил столичным священникам служить всенощную. В растерянности о. Николай пять дней горячо молился Господу, чтобы ему было дано разрешение служить, – и наконец оно было получено.

Когда святой шел по улице, передвигаясь медленно и с большим трудом из-за того, что в церкви он постоянно был на ногах, дети бежали за ним по пятам, женщины осеняли себя крестным знамением, а мужчины снимали шляпы и почтительно расступались, давая ему дорогу. Извозчики спорили за право подвезти его, уверенные в том, что получат в этот день хорошую выручку. Строгий к самому себе, о. Николай был полон снисхождения к верующим, которые приходили к нему на исповедь и искали рядом с ним утешения у Отца Небесного. Он обладал даром видеть скрытые помыслы и предсказывать будущее. Однажды женщина принесла ему просфору12 для Божественной литургии, но он не взял ее со словами: «Я не могу принять просфору, ведь ты живешь с мужчиной, не вступая в брак». В другой раз он отпил из бутылки с мышьяком, думая, что там запивка, но милостью Божией остался невредим.

Образец православного священнослужителя, человек-предание, пастырь простых и обездоленных, о. Николай снискал в народе славу нового апостола. И когда 2 марта 1932 г. он после недолгой болезни с улыбкой на устах отошел ко Господу, люди нескончаемой толпой три дня подряд шли поклониться его святому телу.

* * *

11

Его почитание было признано Константинопольским Патриархатом в 1992 г. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена.

12

Просфора – хлеб, который освящается во время Божественной литургии. Согласно обычаю, его пекли благочестивые женщины, строго соблюдающие заповеди Господни.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 4. Март-апрель. – 800, [40] с. ISBN 978-5-7533-0554-1 (т. 4)

Комментарии для сайта Cackle