иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Максима Грека

Преподобный Максим Грек. ГТГ.ХVІІІ в.

Св. Максим, в миру Михаил Триволис, родился в Арте ок. 1470 г. и происходил из известной пелопоннесской семьи, к которой принадлежал также патриарх Каллист I [20 ин.]. Будучи еще совсем молодым, Михаил отправился в Италию, где прославленные учителя преподавали эллинскую культуру, и получил там блестящее классическое образование. Во Флоренции он с энтузиазмом примкнул к движению религиозного и духовного обновления, начатому Савонаролой, которое трагически закончилось казнью последнего223.

Закончив учебу, Михаил принял монашеский постриг с именем Максим в Ватопедском монастыре на Святой Горе Афон.

Будучи смиренным и тихим, он посвящал большую часть времени образованию и размышлениям.

Спустя десять лет (1516) он был послан в Россию, по приглашению великого князя Василия Ивановича, с поручением перевести на славянский язык толкования святых отцов на Псалтирь, чтобы составить таким образом аргументацию против ереси жидовствующих. Несмотря на противодействие некоторых священнослужителей, Максиму удалось чрезвычайно хорошо выполнить эту работу. Поэтому по окончании трудов его принудили остаться в России, чтобы исправить ошибки в переводах Писания и литургических книг, а также чтобы просвещать проповедями русский народ, пострадавший от татаро-монгольского ига и в духовном, и в культурном отношении.

Максим приобрел большой авторитет, что вызвало зависть со стороны некоторых русских монахов. Преподобный невольно оказался втянутым в спор о монастырских владениях224, потому что сотрудничал с главой сторонников нестяжательства монахом Вассианом на ниве перевода на славянский язык корпуса церковных законов – Номоканона, Кормчей книги. Максим был обвинен как участник заговора против Великого князя и осужден за ересь церковным судом (1525).

Сосланный в Волоцкий монастырь, прп. Максим жестоко страдал от холода, голода и всевозможных козней со стороны своих врагов. Будучи лишен всего, даже святого Причастия и чтения, он имел для утешения лишь молитву. Но Господь его не покинул. Однажды ему явился Ангел со словами: «Крепись! Через страдания здесь на земле ты будешь лишен вечных мук». Чтобы отблагодарить Бога за это посланное с Небес утешение, прп. Максим сочинил канон в стихах в честь Святого Духа и записал его, по причине отсутствия бумаги, углем на стенах своей кельи225.

Шесть лет спустя, в 1531 г., прп. Максим был еще раз осужден на новом процессе за то, что отстаивал главенство Константинопольского престола над Русской Церковью. Его приговорили к пожизненному заточению в одном тверском монастыре. Но несмотря на заключение, Максиму удавалось заниматься богословием и поддерживать обширную переписку.

Неоднократные визиты Константинопольского и Александрийского патриархов к русскому царю Ивану Васильевичу не принесли никаких результатов. Лишь в 1551г. государь согласился благосклонно ответить на просьбы благочестивых бояр и игумена Троице-Сергиевой лавры. Максима встретили с почестями в Москве и препроводили в Троице-Сергиеву лавру, где ему была дана большая свобода: он смог продолжить литературные труды. Царь Иван IV Грозный однажды посетил прп. Максима в его келье и, воздав ему почести, сообщил о своем решении отправиться в паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь. Преподобный старался отговорить царя от этого богомолья, а вместо этого позаботиться о множестве обездоленных сирот и вдов воинов, павших под Казанью (1553). Поскольку царь отказался последовать его совету, Максим предупредил, что если Иван Грозный не примется за эти богоугодные дела, то его сын Димитрий внезапно умрет. Предсказание св. Максима сбылось. С тех пор государь выказывал большое уважение к преподобному не только как к эрудиту, но и как к прозорливцу.

На следующий год Иван Грозный, желая созвать Собор для обличения Матвея Башкина, привезшего в Россию кальвинистскую ересь, обратился к Максиму. Но тот, полностью обессилев, не мог приехать сам и послал Собору блестящее опровержение ереси. Это было последним церковным деянием исповедника православной веры. Он упокоился в Господе 21 января 1556 г. в возрасте восьмидесяти шести лет, тридцать восемь из которых претерпевал испытания и мучения за приверженность истине.

Прп. Максим был самым плодовитым из древнерусских писателей. Его произведения, главным образом переводы, затрагивают все области культуры. Противостоя проникновению западного гуманизма, он передал русскому народу духовные и литературные сокровища Византии. Поэтому вскоре после смерти он стал почитаться как святой мученик и просветитель Руси1

* * *

223

Скорее всего, Михаил провел два года (1504–1506) среди доминиканцев во Флоренции, ни на йоту при этом не отступив от Православия. Действительно, в ту эпоху, несмотря на провал попыток объединения Церквей, еще имели место некоторые подобные случаи церковного общения.

224

См. статьи о прп. Иосифе Волоцком [9 сен.] и прп. Ниле Сорском [7 ап.].

225

Этот канон поется в некоторых русских монастырях в понедельник по Пятидесятнице.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 3. Январь-февраль. - 912 [52] с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

Комментарии для сайта Cackle