иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память священномученика Иоанна Днепровского, пресвитера (1919), священномученика Матфея Александрова, пресвитера (1921), священномученика Димитрия Благовещенского, пресвитера,и преподобной Веры (Графовой), исповедницы (1932), священномучеников Константина Некрасова, Николая Виноградского, Сергия Фелицына, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Сафонова, Иоанна Вишневского, Николая Заболотского, Павла Понятского, Сергия Кудрявцева, пресвитеров, преподобномучеников Данакта (Калашникова), и Космы (Магды), иеромонахов, преподобномучениц Маргариты (Закачуриной), Февронии (Ишиной), Тамары (Проворкиной), Антонины (Степановой), инокинь, и Марии (Журавлевой), послушницы, мучениц Марии Дмитриевской и Матроны Конюховой (1937), преподобномученицы Марии (Цейтлин), инокини (1938), мученика Бориса Успенского (1942). † Память преподобного Кирилла Филейского393

† Память преподобного Кирилла Филейского

Св. Кирилл родился ок. 1015 г. в селении Филея, расположенном на озере Деркос394 в восточной Фракии395. С ранней юности он обнаружил незаурядные способности к изучению божественных книг и богослужению. Посвященный Деркским епископом в чтеца, он служил в храме Божием, возрастая духовно и ведя благочестивую жизнь.

Когда Кириллу исполнилось двадцать лет, ему предложили стать священнослужителем, но он, смиренно сославшись на свое недостоинство, предпочел жениться, не в угоду сладострастию, но намереваясь вести жизнь, подобающую тому, кто желает учиться вере и служить Церкви своим трудом и потомством. Его жена столь же ревностно стремилась соблюдать все заповеди Божии, и после рождения первого ребенка они вместе приняли решение жить в целомудрии, посте и бдении, дабы избавиться от тирании страстей и плотских вожделений.

Вдобавок к предписанному Церковью посту по средам и пятницам служитель Божий возложил на себя еще и добровольный пост в понедельник, вторник и четверг, вкушая только с наступлением вечера немного сушеных овощей с водой. По субботам же, воскресеньям и праздникам он употреблял с воздержанностью всю дозволенную пищу. За всю жизнь святой ни разу не дал себе послабления в этих строгих обетах, дабы пресыщение не затмило память о Боге и желание подражать подвигам святых аскетов.

Он испытывал величайшую любовь к монахам, которые ведут на земле жизнь, подобную ангельской, и добровольно умерщвляют себя каждый день отречением от мира и собственной воли. Кирилл всеми силами стремился подражать их примеру и нести их крест не только ради преуспеяния в аскезе, но и для того, чтобы ввергнуть себя в пылающую печь послушания. Ради этого он на три года завербовался на корабль простым матросом, имея намерение повиноваться каждому, как самому Богу. Упреки, насмешки, унижения и всякого рода несправедливости – все это он переносил с неизменной радостью и с еще большим рвением предавался посту и умерщвлению плоти.

По возвращении домой он объявил супруге о своем желании либо удалиться в монастырь, либо, живя по-прежнему в собственном доме, прекратить всякое общение с миром и всецело посвятить себя подвижнической жизни. Снисходя к слезным мольбам жены, он избрал местом уединения тесную каморку внутри своего дома и в течение многих лет пребывал в трезвении ума, посте, псалмопении и непрестанной молитве. Чтобы отгонять уныние, он иногда занимался рукоделием, безвозмездно починяя сети соседям. Желая разделить страдания Христовы и участь мучеников, св. Кирилл заковал свое тело в тяжелое железо, жестоко терзавшее плоть и оставлявшее на ней зловонные незаживающие раны.

Время от времени он на несколько дней отправлялся на самый удаленный и пустынный берег озера, чтобы беспрепятственно предаваться молитве и чтобы Бог непрестанно приводил его дух к созерцанию Небесных тайн. Возвращаясь домой, озаренный Небесным светом и омытый слезами сердечного сокрушения, святой старался всеми силами служить ближним: навещал больных, принимал и одаривал странников, раздавал нищим свое имущество вплоть до самого необходимого.

Каждую пятницу св. Кирилл пешком отправлялся в Константинополь, находившийся в шестидесяти километрах от его селения, чтобы поклониться Покрову Пресвятой Богородицы [1 окт.] и присутствовать на всенощном бдении во Влахернской церкви. Однажды он оставался там два дня и две ночи без еды и питья, подвергаясь пинкам и насмешкам, но не высказал ни одного упрека. Другой раз, когда святой пришел к одному благочестивому столичному монаху, тот, похвалив его усердие в добродетели, все же убедил Кирилла снять тяжелое железо, причинявшее ему столь жестокие раны. Такая форма аскезы, хотя к ней и обращались некоторые святые подвижники, все же по преимуществу отвергается святыми отцами как сопряженная с тщеславием. Св. Кирилл смиренно повиновался, однако взамен оков стянул свое тело веревками, чтобы не позволять ему пребывать в неге.

Вскоре он отправился в дальнее паломничество: сперва к храму Архангела Михаила в Хонах во Фригии [6 сен.], а затем вместе со своим братом в Рим. Утомленный тяготами дальнего пути, Кирилл после этого слег и долго болел.

Оправившись от болезни, он вернулся в Филею, где его брат Михаил за это время основал небольшую монашескую общину. Михаил обратился к святому с просьбой дать инокам необходимые наставления. Однако нашествие варваров заставило иноков покинуть монастырь, а святой вновь удалился в свое уединение на берегу озера.

Когда же опасность миновала и воцарился мир, он окончательно поселился в монастыре и принял постриг. Построив себе небольшую келью вдалеке от прочих построек, он уединился, проводя время в слезах, сетовании о грехах и молитве, не забывая вместе с тем посещать богослужения. Бывал Кирилл и в трапезной, разъясняя собравшимся там монахам жития святых.

Через три года он полностью ушел в затвор. По прошествии же трех лет из смирения вернулся жить среди братий, хотя и предпочитал уединение. Св. Кирилл горячо увещевал монахов блюсти святые заповеди любви к ближнему, гостеприимства и милосердия по отношению ко всем людям без исключения. Как-то раз он отдал свою Псалтирь одному неимущему монаху, а сам, прочитав следующей ночью все, что помнил из нее наизусть, и сделав, как обычно, пятьсот земных поклонов, стал сокрушаться в сердце о том, что не мог воздать Господу большую хвалу. Вдруг перед ним предстал муж в сияющих одеждах и показал оставшуюся часть Псалтири. С тех пор святой мог наизусть прочесть все без исключения псалмы и получил от Бога дар их толкования.

Сын св. Кирилла, когда ему исполнилось четырнадцать лет, попросил отца взять его в монастырь. Подвергнув юношу суровому испытанию, тот принял его как духовное чадо.

Молодой инок явил столь необыкновенное усердие в посте и молитве, что по прошествии всего-навсего восемнадцати месяцев Господь призвал его к Себе в сонм святых396.

После того как варварские набеги возобновились, служитель Божий вновь принужден был покинуть свою обитель, укрывшись в одном из монастырей на берегу Мраморного моря. Слух о великом подвижнике тотчас распространился среди окрестных жителей, которые во множестве стали приходить туда, желая видеть св. Кирилла. Это вызвало зависть и неудовольствие настоятеля монастыря. Однако искреннее смирение преподобного вскоре вызвало стыд и смущение настоятеля.

Возвратившись в Филею, Кирилл вновь поселился в своей обители. Пламя божественной любви, переполнявшее его сердце, было воочию явлено братии в чудесах святого и его богомудрых наставлениях. Когда среди монахов появились несогласия, он советовал игумену покрывать их изъяны кротостью, смирением и терпением, поддерживать немощствующих, во всех словах и поступках следуя примеру земной жизни Господа и Спасителя Иисуса Христа. Не ослабляя ни на минуту духовную брань, св. Кирилл в горячем стремлении к божественному совершенству умерщвлял вожделения плоти с еще большей беспощадностью, чем даже молодые подвижники. В награду за свои подвиги он получил от Господа дар частых и обильных слез, от которых лицо его делалось лучезарным и как бы светящимся изнутри.

Несмотря на все усилия святого избежать мирской славы, Богу угодно было сделать его добродетели известными людям, и даже сам император Алексей Комнин (1081–1118) приехал вместе со всей семьей увидеть подвижника и испросить его благословения и молитв. Св. Кирилл не преминул разъяснить правителю обязанности христианского государя, заботящегося о властвовании не только над подданными, но и над собственными душевными страстями, дабы они подчинялись духу, просвещенному Духом Божиим. Император, глубоко впечатленный мудростью и смирением святого, даровал монастырю щедрые пожертвования. Святой немедленно раздал их голодающим, вместе с прочим монастырским имуществом, во время жестокого неурожая, постигшего те места.

Сама монашествующая братия находилась тогда в крайней нужде, но преподобный не переставал уповать на милость Божию. Она действительно была явлена некоторое время спустя, когда к святому пожаловал еще один высокопоставленный паломник, Георгий Палеолог. Он оставил монастырю значительную сумму денег, которых вполне хватило на то, чтобы покрыть нужды братии и продолжать заниматься благотворительностью.

Около 1105 г. св. Кирилл тяжело заболел, однако не пожелал смягчить обычную суровость своего быта, которая уже стала как бы частью его природы. За два года до его кончины Бог попустил диаволу подвергнуть св. Кирилла, утомленного годами и недугами, самому ужасному испытанию: нечистый дух, приняв облик одного из его духовных чад, Иоанна Севаста, явился в келью старца в сопровождении других бесов, переодетых священниками, чтобы совешить лжелитургию, во время которой св. Кирилл чуть было не принял причастие. Осознав бесовское наваждение, в котором ему помимо воли пришлось участвовать, старец был так глубоко потрясен, что здравый рассудок вернулся к нему лишь после того, как он причастился подлинных Святых Таин. Благодаря этому испытанию остаток земной жизни он провел в сугубом покаянии и плаче.

Даже в последние его дни Провидение продолжало посылать святому испытания: приставленный к нему монах брезговал ухаживать за больным и кормить его. Однако и тогда св. Кирилл не роптал, но благодарил Христа, желавшего таким образом очистить его от грехов. Преподобный почил в мире 2 декабря 1110 г. От его святых мощей впоследствии произошло множество чудес.

* * *

393

Св. Кирилл Филейский (Филеот) весьма почитался еще в Византийской Церкви. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена

394

Теркос.

395

Совр. Европейская Турция.

396

Имя его в «Житии при. Кирилла Филеота» не упоминается.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle