иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобномученика и исповедника Стефана Нового

Этот святой, равный в подвиге первомученику Стефану родился в 715 г. в Константинополе у благочестивых и благородных родителей, долгое время не имевших потомства. Когда же им был ниспослан сын, они удостоились явления Пресвятой Богородицы и дали обет посвятить сына Богу. Он был крещен св. патриархом Германом [12 м.], который вверил ребенка Небесному покровительству святого первомученика Стефана. Мальчик возрастал в учености и добродетели, пренебрегая суетными удовольствиями и особенно преуспевая в кротости и смирении. Когда его родителям пришло время исполнить обет и посвятить сына Богу, император Лев III Исавр начал вводить запрет на почитание святых икон и стал гнать защитников Православия. Родители рассудили, что будет разумней удалить сына из столицы, где правил государь-еретик, и вверили чадо монахам горы Святого Авксентия338 близ Халкидона. Святые мужи с радостью приняли шестнадцатилетнего юношу, и он стал монахом.

Стефан поступил в ученики к Иоанну, пятому по счету преемнику св. Авксентия. Старец был искушен в подвижничестве и наделен даром прозорливости. Стефан выказал примерное послушание и равное усердие как в исполнении самых тяжелых поручений, так и в вознесении хвалы Господу. Некоторое время спустя отец его скончался, и Стефан отправился в Константинополь, чтобы уладить дела и раздать имущество бедным. Вернувшись, он привез с собой мать и сестру, принявших монашество в близлежащей обители, другая его сестра поступила в один из монастырей столицы.

Вскоре Иоанн предал душу Богу, и Стефана единодушно избрали его преемником. Благодаря его мудрому правлению и великому смирению число подвижников выросло до двадцати, что позволило основать общежительный монастырь, устроенный святым так, чтобы воистину стать образом Царства Небесного. Затем, поставив во главе общины одного из своих учеников, по имени Марин, он удалился на вершину горы, чтобы беспрепятственно погрузиться в умную молитву.

Выстроенная им для себя келья не имела крыши и была открыта всякой непогоде, к тому же столь тесна, что, находясь внутри, едва можно было нагнуться. Во всякое время он носил лишь тонкую рубашку, а на теле – тяжелые цепи и довольствовался малой толикой пищи лишь для того, чтобы поддерживать жизнь. Стефан настолько возрос в искусстве созерцания, что помимо своей воли привлекал множество учеников и посетителей, распространивших славу о нем по всей империи.

В 741 г. умер Лев III и на престол взошел его сын Константин V. В начале царствования он не уделял особого внимания преследованию православных, так как был слишком занят противостоянием с узурпатором Артаваздом и арабской угрозой с Востока. Но, едва утвердив свою власть, воздвиг жестокое гонение на почитавших святые иконы. Он разорил храмы, осквернил церковную утварь, украшенную изображениями святых, велел закрасить известкой фрески на стенах, а все иконы на дереве – сжечь. Не трогали лишь изображения с декоративным и светским сюжетом, а достойным почитания признавался только крест.

Всех, кто осмеливался возражать, ждало суровое наказание, особенно монахов. Их преследовали, изгоняли, подвергали пыткам, поэтому они во множестве бежали на гору Святого Авксентия, чтобы возле Стефана обрести утешение и силы не отступать от православного исповедания. Он советовал им скрыться в тех провинциях, на которые еще не обрушился императорский гнев: в Северном Причерноморье, на берегах Персидского залива, на Кипре, на сирийском берегу и прежде всего в Южной Италии, где нашли приют тысячи монахов.

В 754 г. тиран созвал лжесобор во Иерийском дворце, состоявший из трехсот подвластных ему епископов. Он заставил их официально провозгласить запрет на иконопочитание, а также признать его собственное безумное учение, ибо он почитал себя за богослова. Вооружившись этим решением, Константин V велел повсюду уничтожать святые иконы, а их место по его приказу заняли изображения императора или светские сюжеты. Уничтожались даже святые мощи, дошло и до того, что было отвергнуто почитание святых и Богородицы. Повсюду посланники императора карали, пытали и заключали в темницу исповедников. Это также стало поводом для последовательных гонений на монашество, менее зависимое от власти, нежели церковная иерархия, и потому всегда бывшее оплотом сопротивления императорскому произволу. Монастыри закрывались, а некоторые из них превращались в казармы, бани и другие общественные здания. Монахи терпели глумление, их силой заставляли переодеваться в светское платье, жениться под угрозой пытки. Непокорным отрезали нос и уши, а также чинили над ними и иные расправы, прежде чем подвергнуть ссылке.

Не боясь гонений, св. Стефан, подобно маяку на вершине горы, призывал к сопротивлению и всюду считался главой православной партии. Посланцы императора приказали ему явиться в Константинополь и присоединиться к решениям еретического собора. Он отказался и бесстрашно отослал прочь гонцов императора. Тогда, призвав на помощь все свое коварство, они задумали уронить его достоинство в глазах многочисленных почитателей и тем самым получить возможность беспрепятственно арестовать святого.

Был распущен слух, будто он предается блуду с почтенной монахиней соседнего монастыря, своей духовной дочерью. Лжесвидетелям заплатили, чтобы они подтвердили это перед императором. Монахиня по имени Анна была приведена в Константинополь и предстала перед императором. Она отвергла низкую клевету, за что претерпела жестокие пытки. Св. Стефана арестовали чуть позже, под предлогом того, что он принудил юного императорского фаворита принять монашество. Стефана заточили в одном из монастырей Константинополя, собственная его обитель была сожжена, а ученики рассеяны.

В публичном диспуте с императорскими богословами он с блеском изложил святоотеческое Предание о почитании святых икон. Стоявший перед ним выбор был таков: присединиться к решениям еретического Собора либо умереть мучительной смертью. Святой же высмеял обвинителей и доказал им, что Собор не может быть признан законным, так как шесть первых Вселенских Соборов собирались в церквях, украшенных иконами, а также потому, что решения его являются очевидным образом еретическими и чуждыми церковной традиции. После этого его приговорили к ссылке на о. Проконнес в Мраморном море.

В изгнании он затворился в тесной келье на вершине столпа и предпринял новые духовные подвиги. Стефан удостоился такой благодати от Бога, что творил удивительные чудеса для тех, кто приходил к нему и исповедовал православную веру, поклонившись образу Христа.

Эти чудеса только умножали славу святого и укрепляли дух сторонников Православия, ибо подобной святости среди еретиков не было. Решив покончить со славой подвижника, император велел перевести св. Стефана в Константинополь, в тюрьму Претория. Там же томились в заключении триста сорок два монаха – исповедники веры. Тела всех были отмечены знаками их славных подвигов: у одних отрезан нос, у других отсечены уши или губы, третьи подвергнуты позорному поношению – измазаны нечистотами. Это зрелище заставило святого со слезами восхвалить их веру и стойкость. Он воодушевил отчаявшихся, призывая не сходить с пути веры истинной до конца сражения, и своей духовной мощью объединил узников. Несмотря на тяжесть заточения, Стефан устроил их жизнь подобно монастырской: в непрестанном вознесении хвалы Господу и в братской любви. Он даже обратил в Православие некоторых стражников тюрьмы, с восхищением внимавших рассказам о подвигах святых исповедников.

После одиннадцати месяцев заточения Стефану было откровение о грядущей кончине. Тогда он положил себе сорок дней поста, денно и нощно наставляя учеников на путь спасения. Когда же наступил последний день, он велел служить всенощное бдение, чтобы Господь придал ему сил для последнего сражения. Император же велел повсюду объявить о грядущей казни главы православной партии, чтобы устрашить тех, кто укрывал у себя монахов или исповедников веры. И городская чернь, подстрекаемая солдатами, беспорядочной толпой устремилась к Преторию. Святой бесстрашно предстал перед ними и сказал: «Я тот, кого вы ищете». Они повалили его на землю и, привязав веревки к оковам на его ногах, повлекли по улице, оскорбляя и нанося удары ногами и палками.

Когда толпа достигла церкви Святого Феодора, Стефан повернулся к алтарю, как бы приветствуя святого. Один из нечестивцев, по имени Филоматий, вскричал тогда: «Глядитека, он хочет умереть как мученик!» – и, схватив тяжелый деревянный брус, ударил святого с такой силой, что проломил ему череп и мозг брызнул на землю. Тотчас Филоматий был охвачен судорогами и оставался во власти беса до самой смерти. Над телом же св. Стефана надругалась чернь, изуродовав его ударами камней и палок. Злосчастная толпа повлекла его по улицам до монастыря, где жила сестра святого, чтобы заставить ее бросить камень в тело брата. Но она успела спрятаться. Не обнаружив женщину, нечестивцы бросили тело в яму, предназначенную для тел язычников и казненных преступников. Затем они отправились к императору, чтобы доложить о случившемся, как если бы это было доблестное деяние.

Это печальное событие произошло 20 ноября 765 г.339, когда святому было пятьдесят три года.

* * *

338

Основан в V в. св. Авксентием [14 фев.], представлял собой, скорее, не монастырь, но собрание подвижников, живших под попечением духовного отца. Неподалеку находился Трихинарийский женский монастырь.

339

Дата исправлена по «Хронографии» св. Феофана Исповедника. Если судить по этому тексту и по «Бревиарию» св. Никифора Исповедника, то представляется, что непосредственным поводом к заключению и казни св. Стефана были его отношения с двумя высокопоставленными лицами, которых он склонил к монашеству. Впрочем,«Хронография» вообще относит преследования монахов и новые покушения на святые иконы со стороны императора ко времени после смерти святого, уже давно считавшегося главой православной партии.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 2. Ноябрь-декабрь. – 912, [48] с. ISBN 978-5-7533-0552-7 (т. 2).

Комментарии для сайта Cackle