иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память святого равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца

Св. Аверкий жил во II в. Он был епископом Иераполя во Фригии736 в правление Марка Аврелия737, философа и гонителя христиан. Император приказал отмечать на всей территории империи празднества в честь богов и обязал всех подданных принимать участие в торжествах, чтобы распознать среди них христиан, имевших дерзость не покориться государственной религии.

Пока жители Иераполя приносили жертвы и предавались оргиям на языческих торжествах, Аверкий в своем жилище со слезами молился Господу, чтобы Он сжалился над этими невежественными людьми. В ответ на молитвы он удостоился видения, получив от Ангела повеление разрушить алтарь Аполлона и других языческих богов. Воспламененный божественным указанием, Аверкий сразу поднялся с колен и ночью отправился ниспровергать бездушных идолов.

На следующий день жители увидели зрелище, свидетельствующее о суетности их культа, и захотели предать епископа смерти. Вместо того чтобы бежать, св. Аверкий отправился на рыночную площадь, дабы нести людям истинную веру. Его отвага удвоила ярость язычников, но ее порывы вскоре были остановлены чудесным исцелением трех бесноватых, которых святой освободил с помощью своего епископского посоха. Этим же посохом он ниспровергал идолов. Толпа успокоилась и слушала, вначале со страхом и изумлением, человека, способного творить такие чудеса. Вняв его доводам, пять сотен язычников всей душой приняли веру во Христа Спасителя и в тот же день были крещены. Впоследствии к жителям Иераполя присоединились люди со всей округи и из соседних областей, чтобы следовать христианскому учению или получить исцеление от недугов.

Чудеса, сотворенные Аверкием, были столь многочисленны и поразительны, что слава о нем дошла до римского императора. Марк Аврелий послал за святым, поскольку его дочь, готовившаяся к замужеству, была одержима бесами. На протяжении всего путешествия святой вершил благодеяния чудесами и вдохновенным словом.

Как только он появился в Риме, его сразу доставили во дворец императора, где с тревогой ждала императрица Фаустина. Она привела епископа к дочери, которая, только увидев святого, сразу начала вздрагивать от жесточайших судорог. Ее голосом бес начал умолять служителя Христова не изводить его более и позволить вернуться назад, то есть во Фригию, откуда прибыл сам святой. Аверкий согласился, однако приказал бесу забрать с собой тяжелый каменный алтарь, который находился в городе и служил для отправления языческих культов. Оцепеневшие римляне, столпившиеся около капища, увидели, как бес выходит из девушки и покидает город с огромным камнем. Это был знак власти христиан над бесами.

Императрица хотела из благодарности одарить Аверкия золотом, но он отказался. Некоторое время святой оставался в столице, чтобы словом и чудом поддержать христиан, а затем получил в видении Божественное указание отправиться в Сирию.

Вначале святитель посетил Антиохию, а затем Апамею, где успешно боролся с ересью Маркиона738. Затем он перешел Евфрат, добрался до Нисибина и пересек всю Месопотамию, чтобы побороть ересь там, где у нее было больше всего сторонников. Из Месопотамии он отправился в Киликию, Ликию и Писидию. Ни один епископ того времени не преодолевал такие большие расстояния, чтобы, подобно апостолам, нести Благую Весть о спасении. Поэтому св. Аверкия и назвали равноапостольным.

После многих лет миссионерских странствий Аверкий вернулся на родину, где был радостно встречен паствой. В мирные годы он продолжил учить, крестить, исцелять больных и изгонять бесов. Святой также написал книгу духовных наставлений для своих клириков. Подготовив таким образом себе смену, он удалился для молитвы на высокую гору. Там он извел горячий источник и получил откровение о своей близкой смерти. Спустившись в город, св. Аверкий велел подготовить могилу рядом с камнем, который перенес бес из Рима, и сделать надпись на каменной плите. Она сохранилась до наших дней, находится в Ватиканских музеях и гласит:

«Житель избранного града, я сделал это еще при жизни, чтобы со временем здесь было положено мое тело. Именем Аверкий, ученик Чистого Пастыря, Который пасет стада овец на горах и равнинах, очи Которого велики, видят всюду. Ведь это Он научил меня верным писаниям. Он послал меня в Рим посмотреть на царство и повидать царицу, в золото одетую и в золото обутую. Видел же я там народ, имеющий сияющую печать. И Сирийскую равнину я видел, и все города, Нисибин, Евфрат перейдя, всюду же имел я собеседников, имея наставником Павла. Вера всегда предводительствовала мною и всюду предлагала в пищу всевеликую чистую Рыбу из источника, Которую произвела Чистая Дева. И Ее подавала она в пищу друзьям, всегда подавая доброе вино вместе с хлебом. Это, представ, велел я, Аверкий, здесь написать, будучи поистине уже на семьдесят втором году. Уразумевающий это, пусть помолится за Аверкия, всякий прохожий».

Завершив эти приготовления, равноап. Аверкий собрал близких, чтобы попрощаться, и, воздев глаза и руки к небу, отошел в лучший мир, где присоединился к хору Ангелов и святых.

* * *

736

В западной части Малой Азии.

737

161–180 гг.

738

Один из вариантов гностицизма, имевший большой успех в Малой Азии во II в. Маркион признавал только Евангелие от Луки и сочинения св. Павла, которые он грубо и двойственно толковал, противопоставляя «Сурового Бога» Ветхого Завета «Благому Богу» Нового Завета.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle