иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Евфимия Нового, Солунского

Богоносный Евфимий родился в Галатии, неподалеку от Анкиры, во времена императора-иконоборца Льва V Армянина, который правил с 813 по 820 гг. Он получил в крещении имя Никита. Отец его скончался, когда ему было семь лет. Благочестивая мать воспитала сына в православной вере и почитании святых икон. Достигнув зрелого возраста, он некоторое время нес воинскую службу. Хотя Никита пламенно желал с самого детства вступить на узкий путь, ведущий в Царство Божие, и стать монахом, он согласился жениться на Евфросинии, дочери богатых и благочестивых соотечественников. У супругов родилась дочь.

Однажды, когда убежал один из его коней, Никита под предлогом поисков простился с семьей и скрылся в пустыне, чтобы найти там «воды покойны» (см.: Пс 22,2). Переходя с одного места на другое, он добрался до горы Олимп в Вифинии. В IX столетии это был самый важный монастырский центр Византийской империи, прославленный такими святыми, как прп. Иоанникий [4 н.], прп. Петр Атройский [3 ян.] и прп. Феофан Исповедник [12 мар.]. Вокруг нескольких больших монастырей тысячи монахов жили или в полном одиночестве, или вместе со старцем, или полуотшельническими общинами.

Никита больше всего желал получить благословение прп. Иоанникия Великого, чудотворца и исповедника православной веры, и, если возможно, стать одним из его многочисленных учеников. Иоанникий, увидев приближающегося молодого человека и открыв в нем великую любовь к добродетели, сказал ученикам, чтобы испытать Никиту: «До чего дерзок этот юноша, идущий к нам, ведь он – разбойник и преступник. Схватите и свяжите его!». Никита склонил голову, не пытаясь защищаться, столь велика была его радость от приближения к святому. Когда Иоанникий восстановил справедливость по отношению к нему, все восхитились готовностью Никиты к послушанию и отречению от своей воли.

Тем не менее, стремясь избежать доброй славы, Никита покинул окружение прп. Иоанникия и отправился к святому и возлюбленному Богом отцу Иоанну, жившему в уединении. Тот облачил его в малую схиму651 с именем Евфимий. Спустя некоторое время духовный отец отправил ученика в ближайший общежительный монастырь, в Писсадины, чтобы он завершил монашеское воспитание через послушание и повседневное отречение от собственной воли. Евфимий с величайшей покорностью исполнял все возложенные на него послушания. Он почитал себя за последнего и самого недостойного из всех братий и старался повиноваться не только игумену, но и всем остальным монахам, словно через них ему вещал глас Божий.

Около 858 г. монастырь был возмущен раздорами по поводу избрания св. Фотия на патриарший престол Константинополя [6 фев.]. Прп. Евфимий предпочел бежать от этих волнений, чтобы сохранить безмолвие. Он решил отправиться вместе с одним из сподвижников, Феостириктом, на Гору Афон, где в то время подвизались только отшельники, которые вели очень суровую жизнь. Но прежде чем окончательно поселиться в диких и уединенных местах Афона, он пребывал еще некоторое время при известном на Олимпе подвижнике Феодоре. Старец возвел Евфимия на высшие степени аскетической жизни и постриг в великую схиму.

Проведя пятнадцать лет на горе Олимп, Евфимий отправился на Афон, где подвизался под духовным руководством Иосифа, армянина, добродетель которого была столь велика, что его тело после смерти источало благоуханное миро. Они взаимно воодушевляли друг друга на подвиги добродетели и решили безвыходно пребывать в пещере в течение трех лет, питаясь лишь тем, что Бог захочет им послать. Из этого сверхчеловеческого испытания осиянный благодатью Евфимий вышел с победой.

На некоторое время он возвратился на Олимп, чтобы вновь увидеть Феодора. Когда он рассказал учителю, какая ангельская жизнь была на Афоне, Феодор захотел проводить такую же вместе с ним. Однако из-за преклонного возраста и недугов, вызванных аскетической жизнью, Феодор не смог подвизаться на Святой Горе. Евфимий оставил его в окрестностях Фессалоники, а сам возвратился на Афон вкушать мед безмолвия. Прошло немного времени, и он узнал о смерти Феодора и отправился в Фессалонику поклониться его могиле. Именно тогда, в 867 г., он был рукоположен в диакона и, возможно, вскоре после этого в пресвитера652. Евфимий отнюдь не стремился к этому и не желал славы, но согласился принять сан, чтобы афонские подвижники могли чаще причащаться Святых Таин.

По возвращении на Святую Гору, он не обрел отдохновения и покоя, которых искал, потому что его известность среди отшельников привлекла к нему множество посетителей. Тогда он решил уехать на о. Святого Евстратия653 вместе с двумя товарищами, Иоанном Коловом и Симеоном. В пути они были захвачены в плен арабскими пиратами, которые тогда разбойничали в Эгейском море. Освободившись, они вернулись на Афон, но и здесь частые пиратские набеги вынудили их разделиться, чтобы достичь более безопасных мест.

Евфимий, Иосиф Армянин и некоторые из его учеников поселились возле Врасты, деревни на Халкидике. Там они проводили равноангельную жизнь в кельях, удаленных друг от друга. Евфимий время от времени подвизался на столпе, который он избрал, будучи первый раз в Фессалонике. Особенно он любил удаляться на Святую Гору, чтобы иметь возможность более тесно беседовать с Богом, находясь на возвышенном месте, между небом и землей.

Именно во время одного из таких уединений он однажды удостоился откровения о том, что нужно восстановить заброшенный монастырь, находившийся на горе Перистера, неподалеку от Фессалоники, и тем самым принести благочестивым жителям тех краев благословение, которое даруется присутствием людей Божиих. Около 871 г. прп. Евфимий поселился среди развалин с двумя учениками, Игнатием и Ефремом. Несмотря на трудности, вызванные злой волей бесов, они сумели отстроить монастырь, который посвятили св. апостолу Андрею.

В скором времени из Фессалоники и ее окрестностей стали прибывать люди, желавшие поступить под мудрое руководство Евфимия. Поскольку все члены его собственной семьи также явились, чтобы присоединиться к нему в монашеской жизни (883), он вскоре доверил руководство монастырем своему внуку Мефодию, а женскую обитель, основанную им поблизости, – внучке Евфимии. Освободившись таким образом от забот по управлению монастырями, святой некоторое время подвизался на столпе в Фессалонике, а затем удалился на восточный склон Святой Горы, чтобы пребывать наедине с Богом.

Тем не менее великое множество учеников прибыло к нему на Афон, дабы подвизаться рядом с наставником. Прп. Евфимий, знавший о приближении своей кончины, собрал их для трапезы по случаю праздника перенесения мощей св. Евфимия Великого. Наделив их последними советами и даровав благословение, он велел отвезти себя на пустынный о. Иера654, где остался лишь с одним сподвижником. Там он заболел 13 октября 898 г. и двумя днями позже мирно отошел ко Господу в присутствии Ангелов и святых.

* * *

651

Различие между великой и малой схимой возникло, как представляется, именно в эпоху иконоборчества, когда многие монахи испытывали необходимость в промежуточном этапе монашеского посвящения. Но прп. Феодор Студит и другие отцы впоследствии всегда подчеркивали, что на самом деле существует только одна схима, подобно тому, как есть лишь одно крещение (Завещание 12 / PG 99, 1820С), и что это различие носит в большей степени практический и педагогический характер.

652

Так позволяет предположить «Житие», не давая никаких уточнений.

653

В архипелаге Северные Спорады.

654

Современный о. Юра. Остров с таким названием существует напротив Святой Горы, и еще один – в Кикладском архипелаге.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle