иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память священномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского

Св. Лукиан жил во времена гонения на христиан начала IV в. (304–312). Он родился в Антиохии646 и покинул родину после смерти родителей, оставив все свое имущество бедным. Лукиан отправился в Едессу, чтобы получить духовное образование у известного наставника по имени Макарий. Приняв святое крещение, он много лет проводил весьма суровую аскетическую жизнь. Его сподвижниками были только пост, бдения и слезы. Учитель привил ему большую любовь к размышлениям над Священным Писанием, и Лукиан проводил все ночи почти без сна, настолько чтение и молитва переносили его в Небесный мир вечности.

За добродетели, достойные восхищения, он был рукоположен в священника в Антиохии. Лукиан основал в этом городе знаменитую Школу толкователей. Под его руководством ученики обучались толковать Священное Писание в соответствии с его истинным смыслом647, а благодаря знанию еврейского языка он исправлял книги, измененные еретиками648.

Узнав о том, сколь обширными познаниями обладал Лукиан и сколь велико было его влияние, император Максимин Дайя приказал арестовать его и привезти к нему в Никомидию649. Прибыв в город, Лукиан употребил все свое рвение, чтобы воодушевить христиан, многие из которых отрекались от веры из страха перед пытками. Он показал им, цитируя Священное Писание, что вечные муки, ожидающие отступников, намного ужаснее коротких пыток, изобретенных язычниками. Его слова были столь убедительны, что все покаялись в малодушии и с нетерпением держали себя в готовности к подвигу мученичества.

Святой пресвитер излучал такой свет, что зачастую собеседникам достаточно было посмотреть на его лицо, осиянное благодатью Святого Духа, чтобы убедиться в истинности его слов. Император, страшась попасть под действие благодати, как другие, велел привести Лукиана на суд, заранее позаботившись о том, чтобы его и святого разделяла завеса. Поскольку ни один довод императора не достиг цели и решимость Лукиана осталась прежней, святого подвергли пытке и оставили умирать от голода и жажды в темнице.

Приближался праздник Богоявления, и великое множество учеников Лукиана пришли из Антиохии и других мест, чтобы увидеть наставника в последний раз и получить его благословение. В самый день праздника ученики, которым удалось пробраться в камеру Лукиана с хлебом и вином для совершения Святых Таин, умолили его еще раз принести для них Святую Жертву. За неимением престола, Лукиан служил Божественную литургию на своей груди – престоле наиболее достойном Бога, ибо человек был сотворен по Его образу.

Проходили дни, а святой, казалось, по-прежнему не испытывал ни голода, ни жажды. Чтобы сделать его мучения еще более невыносимыми, язычники поместили перед ним стол, уставленный мясными яствами, которые были до этого принесены идолам. Но он с презрением отверг их, и всякий раз, когда ему предлагали уступить, отвечал: «Я христианин!». На третий раз, ответив так же, он в мире предал душу Господу. Это произошло 7 января 312 г.650

Император отдал приказ бросить тело священника в море, но дельфин подобрал его и вынес на спине на берег возле Дрепанона в Вифинии, места рождения св. Елены [21 м.]. Так верующие смогли достойно похоронить св. Лукиана и приобщиться к благодати, источаемой его святыми мощами.

Впоследствии св. Константин Великий основал неподалеку от величественного храма в честь св. Лукиана новый город Еленополь.

* * *

646

По другим сведениям, в Самосате.

647

Вот почему некоторые считают его основателем Антиохийской экзегетической школы, особенно прославленной св. Иоанном Златоустом, который произнес похвальное слово в память св. Лукиана

648

Труды св. Лукиана стали большим вкладом в определение окончательного варианта текстов Ветхого и Нового Заветов, который был вывезен св. Иоанном Златоустом из Антиохии в Константинополь и оттуда распространился по всему остальному христианскому миру.

649

См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. IX, 6,3 / SC 55, 52.

650

Считается, что смерть св. Лукиана ознаменовала конец Великого гонения. Его литургическое поминовение, вначале праздновавшееся 7 января (дата, под которой он по-прежнему почитается в Западной Церкви), затем было перенесено на 15 октября из-за совпадения с празднованием Собора св. Иоанна Предтечи.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle