иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Феофила Исповедника

Блж. Феофил родился неподалеку от Тивериополя564 в VIII в., во время первой волны иконоборчества565. С тринадцатилетнего возраста он оставил все мирские привязанности, дабы принять свой крест и следовать узким путем, ведущим в Царство Небесное (ср.: Мф 16, 24; 7,14). Духовным водителем Феофила стал прп. Стефан с Силентийской горы.

После трех лет бесплодных поисков родителям удалось найти сына. Однако, видя, насколько юноша исполнен благодати Святого Духа, они не решились противиться его призванию свыше. Они лишь настойчиво просили игумена лавры на Силентийской горе, чтобы он разрешил Феофилу и нескольким монахам поселиться в их местности и основать монастырь. Так святой подвизался в безмолвии, имея лишь одну заботу – каждый день возводить сердце горе, чтобы приближаться к Господу.

В это время император Лев Исавр (717–741), по диавольскому наущению, начал гонения против тех, кто почитает святые иконы, и в особенности против монахов. Весть о добродетели и правоверии Феофила дошла до тирана, и он велел привести к нему святого. Не страшась угроз, исповедник признал, что принадлежит к числу тех, кто верует в приход Христа во плоти, с любовью почитает Его образ и изображения святых. Феофила жестоко бичевали, после чего отослали вместе со св. Лонгином Столпником566 в Никею для суда.

Прибыв в Никею, они предстали перед судьей, который велел положить св. Лонгина на землю и сжечь имевшиеся у него иконы, положив их ему на лицо. Твердость Феофила в провозглашении православной веры вопреки всем угрозам была для судьи невыносима. И тот приказал привязать его за руки, словно к кресту, к двум столбам и свирепо бичевать. Преподобного хлестали до тех пор, пока земля вокруг не покраснела от его крови. Тогда судья встал и сам долго бил святого по лицу, после чего велел обуть его в раскаленные на огне железные сандалии и заставил бежать перед своей колесницей.

Изумленный терпеливостью святого, правитель города спросил, кто даровал ему стойкость в муках и сверхчеловеческое мужество защищать иконы. Феофил, чувствуя доброе расположение к себе и зная, что сам далеко продвинулся в изучении Священного Писания, предложил магистрату устроить богословский диспут. Вдохновенно, словами столь живыми и ясными, словно он не пережил никаких испытаний, исповедник объяснил все, чему учат Писание и Предание о связи между образом и его подобием. Он неопровержимо доказал, что поклонение иконам является относительным и имеет целью почитание их прообразов. Таким образом, Христос и святые, жившие во плоти, могут быть изображены в рисунке и красках. Правитель был столь поражен справедливостью и проникновенностью доводов Феофила, что даровал ему свободу и обещал явиться к императору, дабы защитить поклонение святым образам.

Немного опечаленный тем, что не смог до конца подражать Страстям Господним, святой возвратился в монастырь к великой радости своих учеников и родителей.

Спустя некоторое время после возвращения Феофил получил откровение о своем близком уходе на Небеса. Тогда, прежде чем почить в мире, он успел распорядиться о наследстве, облобызать всех братий, прося у них прощения, и призвать их в последний раз к твердости в борьбе за добродетель и православную веру.

* * *

564

Совр. Струмица в Болгарии.

565

730–787 гг.

566

Он не упоминается в агиографических сборниках, но известен по историческим источникам.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle