иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Память преподобного Амвросия Оптинского562

Св. Амвросий, в миру Александр Гренков, является самой яркой фигурой в плеяде старцев Оптиной пустыни. Он родился в 1812 г. в одной из деревень Тамбовской губернии. Активный и наделенный живым умом, ребенок сначала изучал Священное Писание с дедушкой, деревенским священником, затем блестяще учился в семинарии, не имея, однако, стремления стать священником или монахом.

Незадолго до окончания учебы Александр тяжело заболел и дал обет удалиться в монастырь, если поправится. Получив исцеление, он отложил исполнение обещания на более поздний срок. Вначале будущий инок нанялся работать учителем в семью помещика, затем некоторое время выполнял обязанности преподавателя греческого языка в Липецкой семинарии. Жизнерадостный и общительный нрав Александра заставлял его «скаредничать», как он признавался позже, и удерживал в миру. Но совесть не переставала беспокоить молодого человека – и он проводил долгие часы в слезах и молитве. Самыми различными знаками Бог призывал его и напоминал об обещании. Так однажды, склонившись над ручьем, он услышал в журчании воды голос, шептавший: «Хвалите Бога! Любите Бога!»

Проведя в нерешительности четыре года, Александр отправился за советом к известному отшельнику Илариону, жившему в тех краях. Старец принял его, улыбаясь, и сказал: «Иди в Оптину, и будешь опытен!». Юноша подчинился воле Божией и без промедления поехал в Оптину пустынь, расположенную в Калужской епархии, недалеко от Козельска. Этот монастырь в ту пору начинал делаться центром духовного обновления в России.

Александр стал послушником старца Леонида [11 окт.]. Поскольку последний тогда уже был в преклонных летах и болел, старец Макарий [11 окт.] взял на себя его обязанности и предпринял важное дело издания святоотеческих творений. В конце жизни прп. Леонид, увидевший духовные достоинства и образцовое смирение послушника Александра, вручил его прп. Макарию.

В 1842 г. Александр принял монашеский постриг с именем Амвросий. Тремя годами позже он стал священником и получил от епископа благословение помогать старцу Макарию исповедовать прихожан и паломников, число которых постоянно возрастало. Верующие самого разного происхождения посещали Оптину, желая напиться из чистых источников евангельской премудрости.

Поскольку Амвросий хорошо знал древние языки, он также стал одним из самых близких сотрудников Макария в подготовке книг к изданию. Знакомство со святоотеческими творениями и их применение в повседневной жизни, постоянное обсуждение их с духовным отцом явились для него лучшей подготовкой к возможному преемничеству. Но и здесь Промысл Божий сурово вторгся в его жизнь.

Амвросия поразила столь тяжкая болезнь, что, едва избежав смерти, он был освобожден от всех монашеских обязанностей и вынужден был лежать в постели, не имея возможности служить Божественную литургию. В этом состоянии он пребывал почти до конца жизни. Таким образом Бог ограничил его широкую натуру, дал возможность лучше узнать себя, проникнуть в самого себя и обнаружить в глубине сердца секреты человеческой природы и средства воссоединения людей с Богом. Недуг позволил Амвросию познать на собственном опыте, что сила Божия совершается в немощи (ср.: 2Кор 12,9), поэтому впоследствии он говорил: «Для монаха хорошо пройти через болезнь. Когда ты болен, не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться».

Он работал тогда над русским переводом «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника и творений аввы Исаака Сирина, который стал огромным вкладом в духовное обновление Русской Церкви. Старец Макарий стал посылать к нему монахов обители, чтобы он наделил их духовными советами, потом дал благословение принимать мирян в гостинице монастыря. Амвросий принимал всех терпеливо, не осуждая ошибок, и давал наставления как ученик святых отцов, никогда не выражая своего личного мнения. По милости свыше и благодаря непрестанной внутренней молитве, преподобный приобрел необычайную проницательность, позволявшую узнавать тайны совести. Туманного намека или нескольких слов было ему достаточно, чтобы открыть посетителям разрешение их затруднений. Однако он не пользовался даром прозорливости для осуждения или упреков, но заботился о страждущих душах с сочувствием и поистине материнской нежностью. Он стремился показать людям, что благость Божия ведет их к покаянию (ср.: Рим 2,4).

В 1860 г. отошел ко Господу старец Макарий. С этих пор Амвросий был призван вести духовное руководство, которое распространилось вскоре на всю Россию. Богатые и бедные, образованные и неграмотные, простые люди и аристократы, видные интеллектуалы – все приезжали к лежащему в постели человеку, словно к новому пророку, чтобы получить совет, утешение в скорби, призыв к покаянию или простое благословение.

Несмотря на хрупкое телосложение и постоянные болезни, прп. Амвросий всех принимал в добром расположении духа и умел так приспособить свое поведение и свои слова к каждому человеку, что после беседы с оптинским старцем жизнь многих его посетителей полностью менялась. По свидетельству его собеседников, он мог перейти от самой возвышенной богословской беседы к разрешению насущных проблем повседневной жизни. Однажды его упрекнули в излишней трате времени на крестьянку, которой старец объяснял, как следует кормить ее индюшек. На это преподобный ответил: «Да ведь в этих индюшках вся ее жизнь, от них зависит ее душевный покой, а душа ее так же драгоценна, как и душа человека с более высокими запросами». Лев Толстой, для которого посещение старца было очень поучительным, писал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога»563. Другой писатель говорил о «неисчерпаемой бездне милосердия», которое распространялось от святого на всех людей.

Старец жил неподалеку от монастыря, в скиту Святого Иоанна Предтечи. Его день начинался в четыре часа утра. После утреннего богослужения, которое он читал вместе с келейниками, преподобный три часа предавался молитве. Затем, с девяти утра, он начинал принимать посетителей, ждущих снаружи в длинной очереди: сперва монахов, потом мирян. Подобные беседы продолжались до одиннадцати вечера и прерывались лишь ради скудной трапезы. В редкие свободные минуты св. Амвросий должен был диктовать огромное количество писем, отвечая на более сорока посланий в день, иногда даже их не открывая. Блаженный старец совершал этот подвиг в течение тридцати лет. Может быть, он был даже более тяжким, чем аскетические подвиги пустынников. Святому помогали в служении несколько монахов, особенно келейник Иосиф [11 окт.], ставший его преемником в череде Оптинских старцев.

Амвросий говорил посетителям, что великие подвижнические усилия могут нести отпечаток самолюбия, если не контролируются строгим послушанием. Поэтому он более указывал им на покаяние и сокрушенное раскаяние сердца, которое можно получить лишь обратив свою жизнь к Богу и возненавидев грех всеми силами, поскольку источником всякого греха является гордыня.

Не только духовные наставления были служением старца. Святой создал во множестве мест объединения благочестивых мирян, которые занимались благотворительностью и помощью бедным и сиротам. Со времен разрушительных реформ Екатерины II девушки из бедных семей не имели возможности посвятить себя монашеской жизни, поскольку все монастыри были обязаны требовать большой вступительный вклад от желающих войти в число иноков. Чтобы устранить эту несправедливость, старец Амвросий десять последних лет жизни посвятил созданию и организации женского монастыря в деревне Шамордино, расположенной приблизительно в пятнадцати километрах от Оптиной.

Благодаря заботе и отеческому попечению святого обитель вскоре дала приют более чем тысяче монахинь разного социального происхождения. Они проводили жизнь в согласии и милосердии, основываясь на традициях святых отцов. В центре ее находилась личность старца Амвросия – их духовного отца и живого образа Христа. К монастырским учреждениям он добавил ночлежный дом, школу, больницу и богадельню для престарелых женщин. Так это место превратилось в настоящий город благотворительности, привлекавший множество бедных, больных, обездоленных, для которых монастырь стал источником утешения и надежды.

Нужды обители требовали частых приездов старца, и когда началось строительство каменной церкви, ему пришлось поселиться в Шамордине, чтобы следить за материальной стороной жизни. Отсутствие преподобного в Оптиной породило ропот среди оптинских монахов и вызвало протест со стороны епископа Калужского. Святой провел все лето 1891 г. в Шамордине, чтобы управить дела монастыря и организовать его жизнь, поскольку этого не могла взять на себя новая игуменья, малоспособная к административной работе. Говорили, что он спешит закончить дела и готовится к неизбежному уходу.

В начале осени он заболел, изможденный усталостью. Когда ему сообщили, что епископ решил лично приехать в монастырь, чтобы возвратить его в Оптину, Амвросий принял это известие с великим спокойствием. Накануне приезда архиерея, 10 октября 1891г., его душа отошла ко Господу. Вплоть до последней ночи он принимал множество верующих, теснившихся вокруг его кельи. Так сбылись пророческие слова преподобного, которые он часто повторял ученикам: «Вот, целый век свой я все на народе – так и умру».

Кончину св. Амвросия оплакивала вся Россия. Тело преподобного старца погребли в Оптиной пустыни, возле свв. Макария и Леонида. На надгробном камне высекли слова апостола Павла: Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор 9,22).

* * *

562

Его почитание было признано Московским Патриархатом в 1988 г., в годовщину Тысячелетия крещения Руси. См. память всех старцев Оптинских под 11 октября.

563

Розанов В. Около церковных стен. Т. 2. СПб., 1906. С. 115. Прп. Амвросий, как кажется, послужил образцом для посетившего его Ф. М. Достоевского при создании дивного образа старца Зосимы в «Братьях Карамазовых». Впрочем в своем «Дневнике» Достоевский признается, что темы наставлений старца Зосимы заимствовал у свт. Тихона Задонского [13 авг.].


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle