иером. Макарий Симонопетрский

Источник

Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского

Св. Гурий родился в Радонеже во времена великого князя Ивана III Васильевича, который правил с 1462 по 1505 г. Святой происходил из простой боярской семьи. С юности он находился на службе у князя Ивана Пенкова и при этом тайно вел аскетическую жизнь. Князь оказывал предпочтение Гурию перед другими слугами, и они из зависти клеветнически обвинили его в прелюбодеянии с супругой князя. Гурию удалось избежать смерти благодаря заступничеству княжеского сына, но тем не менее он был заключен в темницу.

Храня в памяти пример древних мучеников, святой благодарил Бога за то, что Господь посредством этого испытания удалил его от мира и избавил от тревог. Когда сын князя предложил втайне приносить ему пищу, Гурий ответил, что великая и обильная милость Божия питает его и попросил принести бумагу и чернила. На бумаге он переписывал алфавит, чтобы дети могли учиться читать. Его Друг продавал плоды трудов Гурия и раздавал вырученные деньги бедным. Пробыв два года в неволе, Гурий однажды увидел свет, сияющий перед дверью его темницы, и стал молиться. Свет усилился, и в конце концов дверь отворилась сама – святой вышел никем не замеченный, унося с собой икону Божией Матери, которая была ему утешением в заточении.

Он направился в монастырь прп. Иосифа Волоцкого [9 сен.]. Там же он принял монашеский постриг. Позже святой стал игуменом монастыря и нес это послушание девять лет, затем сложил с себя эти обязанности, чтобы жить как простой монах. Но всего через два года его поставили настоятелем обители Святой Троицы в Селижарове, в Тверской епархии.

В 1552 г. царь Иван IV Грозный завоевал принадлежавшую татарам Казань и стал искать миссионера для проповеди христианской веры в этом крае. Св. Герман [6 н.], который тогда был монахом в Волоколамске, посоветовал ему избрать архимандрита Гурия. Так святой стал первым епископом Казани. Для помощи в миссионерских трудах к нему были посланы архимандриты Герман и Варсонофий.

Жители тех мест либо исповедовали ислам, либо придерживались первобытных верований, таких как анимизм. Выказывая неустанное усердие к обращению их в Православие, святитель основал в Казани множество монастырей, насельники которых должны были проповедовать слово Божие и учить вере детей. Он сам посвящал дни проповеди и многочисленным делам милосердия, а ночи его проходили в молитве.

Быстро изнуренный аскетическими подвигами и прикованный к постели недугом, он говорил: «Все время нынешней жизни есть время трудов. Награда будет обретена в грядущей жизни. Небесные радости предназначены лишь тому, кто ведет духовную борьбу в земной жизни, тому, кто ради непреходящих благ оставил блага преходящие. В духовной жизни нам надлежит идти вперед, несмотря на все несчастья и беды, ибо, согласно святому апостолу, нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим 8, 18)». Приняв великую схиму из рук св. Варсонофия, свт. Гурий почил в мире 5 декабря 1563 г.

Св. Варсонофий был сыном священника из Серпухова. В юности его захватили в плен крымские татары, и он провел три года в неволе, изучая их язык и предаваясь непрестанной молитве. После освобождения из плена он стал монахом Новоспасского монастыря в Москве. Его дарования отметил митрополит Макарий, и в 1544 г. он был назначен игуменом Николо-Пешношского монастыря.

Направленный в Казань в помощь св. Гурию, Варсонофий основал вместе с несколькими опытными монахами Преображенский монастырь. Подвизаясь в этой обители, святой прославился добродетельной жизнью. Благодаря знанию татарского языка и врачебного искусства он приходил на помощь многим страждущим и пользовался этим, чтобы благодатью Святого Духа освобождать их души от неведения. Некоторые из них поступили в монастырь св. Варсонофия.

В 1567 г. святого поставили митрополитом Тверским. Невзирая на высокий сан, он по-прежнему вел аскетическую жизнь. В старости св. Варсонофий возвратился в Преображенский монастырь в Казани и принял великую схиму. Одиннадцатого апреля 1576 г. св. Варсонофий отошел ко Господу. Тогда открылось, что в течение всей жизни святой носил на теле тяжелые цепи.

Четвертого октября 1595 г. св. Ермоген [17 фев.], в то время митрополит Казанский, перенес мощи двух святых иерархов. С тех пор их основная память празднуется в этот день.

Во время церемонии перенесения мощей возле могилы свт. Гурия были обнаружены нетленными тела благочестивого боярина Иоанна Застолбского, принявшего монашество с именем Иона, и его сына Нектария. Они при жизни много помогали св. Гурию в миссионерских трудах, а затем прославились в аскетических подвигах. Их также почитают в этот день среди святых гор. Казани.


Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. / авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. / Т. 1. Сентябрь-октябрь. – 944, [48] с. ISBN 978-5-7533-0551-0 (т. 1)

Комментарии для сайта Cackle