Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский († 1404)
Память его празднуется 1 апр. в день преставления, 4 июля в день обретения мощей, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия
Прп. Евфимий родился в семье благочестивых и зажиточных суздальских горожан, в приходе Святых Жен Мироносиц. Церковь эта, в которой он был крещен, существовала до последнего времени. Он получил обычное в то время для всех детей церковное образование, но молитвенностью, самоуглубленностью и сдержанностью он выделялся изо всех детей. В церкви, которую он посещал часто как по воле родителей, так и по собственному влечению, он становился всегда в темном углу, чтобы никто его не замечал и не мешал ему молиться и слушать богослужение. Он был еще очень юн, когда в церкви запали ему в душу апостольские слова: «Братие, не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершении бывайте» (1Кор.14:20). В другой раз он остановился мыслью на евангельских словах: «Иже бо хощет душу свою спасти, погубит ю. Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою? Или, что даст человек в измену за душу свою?» (Мк.8:35–37). Юноша зачитывался сказаниями о святых угодниках Божиих и молил Бога послать ему наставника на пути исполнения евангельских заповедей.
И молитва его была услышана. Невдалеке от Нижнего Новгорода поселился отшельник, инок Дионисий (память его 26 июня), выкопал пещеру в гористом берегу Волги и стал подвизаться. К нему стали обращаться за советом и молитвой, скоро собрались вокруг него ученики, и так возник Печерский Вознесенский монастырь. Пришел к нему и будущий прп. Евфимий. Упав к его ногам, отрок от волнения ничего не мог говорить. Прп. Дионисий подъял его, успокоил и повел в свою келью для духовной беседы. Потом созвал братию и постриг его с наречением ему имени Евфимий. Тогда великой радостью исполнилось сердце Евфимия, и он горячо благодарил Бога. «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, – молился он, – яко сподобил мя еси, худого и недостойного, получить желаемое мною спасение...» Великий пример имел он в лице своего настоятеля, среди непрерывных иноческих трудов всегда сохранявшего кротость, приветливость и спокойствие.
Юный инок не щадил своих сил: днем он покорно исполнял возлагаемые на него послушания, творя непрестанную молитву; ночью же удалялся в пещеру, где молился со слезами, иногда не смыкая глаз; если же и засыпал, то на самое короткое время и всегда на полу. Пост точно доставлял ему удовольствие: он хотел бы принимать пищу через два или три дня. Но прп. Дионисий благословил ему разделять братскую трапезу, только не есть досыта. Прп. Евфимий повиновался, как и всегда, беспрекословно; ел он лишь столько, чтобы не умереть с голоду, а пил лишь тогда, когда терпел большую жажду, и то немного, – так он скрывал от братии свое воздержание. Но этого ему было мало: он стал носить железные вериги. Проходя тяжелое испытание на кухне, он говорил себе: «Терпи, Евфимий, огнь сей, да сим огнем возможеши избежать тамошнего». Так прошло много лет. Когда ему было 36 лет, суздальский князь Борис пожелал в городе Суздале создать святую обитель, и прп. Дионисий избрал на это дело прп. Евфимия, лучшего своего ученика. (Нижний Новгород находился в Суздальском княжестве.) С горькими слезами простился прп. Евфимий со своим старцем, с которым надеялся не расставаться до самой кончины. По дороге он основал монастырь около города Гороховца, – в последнее время это была приходская церковь, в которой хранился его дорожный посох.
В Суздале его с любовью и радостью встретил князь Борис и архиепископ Иоанн (память его 15 окт.). Немедленно для будущей обители было избрано место, на котором прп. Евфимий и основал общежительный монастырь во имя Преображения Господня, известный до наших дней под именем Спасо-Евфимиевского. Под его мудрым руководством и ревностным надзором монастырь этот стал образцовым. Современники говорят о строгом порядке, благочестии и трудолюбии, царивших в нем.
В тяжкое время подвизался прп. Евфимий: Русь страдала тогда не только от татарских набегов и княжеских усобиц, но и от засух, недородов, чумы, от которой умер в 1353 г. и вел. князь московский Симеон. Наконец, по кончине митрополита Алексия (память его 12 февр.) вспыхнула церковная смута. В нее был вовлечен и архиепископ Суздальский Дионисий, бывший наставник прп. Евфимия. Сам преподобный участия в мирских делах не принимал. Он прежде всего был инок, но все эти события его сильно огорчали: родина его, Суздаль, боролась с Москвой.
Прп. Евфимий наряду с прп. Димитрием Прилуцким (память его 11 февр.) и некоторыми другими иноками именуется «собеседником прп. Сергия Радонежского» (память его 25 сент.), он был его другом и не раз его посещал. Обитель прп. Евфимия была по Божию устроению расположена около большого города, на распутье среди проезжих дорог. Обездоленные, нищие, бездомные, вдовы, сироты, изгнанные, обидимые толпами ходили тогда по Руси, и врата ее были широко открыты для них всех. Печальник народных злоключений, прп. Евфимий помогал страждущим, ободрял их словом и молитвой. Он не щадил для них средств обители: щедрость его доходила до расточительности. Не раз он обличал неправду, одним своим словом спасал неправедно осужденных, выкупал должников. Он не любил, чтобы знали о его добрых делах. Когда его спросили, какая добродетель наивысшая, он ответил: «Та, которая творится тайно!»
Перед кончиной своей он отечески простился с братией, каждого благословил, поцеловал и приласкал. Все рыдали. Он предсказал, что обитель процветет, если братия будут иметь любовь между собою. Когда он предал дух свой Господу, келья его наполнилась благоуханием и лик его был более светел, чем у живого. Скончался он в 88 лет, 1 апреля 1404 г. Погребли его в гробнице, изготовленной его руками. При жизни своей он был чудотворец – исцеления от его святых мощей не прекращались и по его кончине. В 1507 г. они были обретены нетленными, и прп. Евфимий был причислен к лику святых. Князь Димитрий Михайлович Пожарский был родом из Суздаля и перед походами своими всегда молился у раки преподобного и его заступничеству приписывал свои победы. Князь Пожарский был погребен в 1642 г. в Спасо-Евфимиевском монастыре, в своей родовой усыпальнице. Женская усыпальница княгинь и княжон Пожарских находилась в основанном прп. Евфимием Покровском Суздальском женском монастыре (см. житие прп. Софии – 16 дек.).
• Во времена преподобного Нижний Новгород входил в состав Суздальского княжества; родился преподобный (мирское имя его не известно) в Нижнем Новгороде в 131 б г. и крещен был в приходе Мироносицкой церкви. Постриг с наречением ему имени Евфимий преподобный принял в Печерском Вознесенском монастыре, основанном в Нижнем Новгороде, на правом берегу Волги, ок.. 1330 г. иноком Дионисием (будущим архиепископом Суздальским).
• По благословению своего настоятеля, свт. Дионисия, в 1351 г. прп. Евфимий был направлен в Суздаль к князю Борису для основания и последующего окормления монастыря, который пожелал создать князь. Место для обители при личном участии князя Бориса было выбрано на север от Суздаля, вверх пор. Каменке, па которой стоит город (в 35 верстах от Владимира). Преподобный стал архимандритом монастыря и много потрудился для его становления. Впоследствии в этом монастыре был погребен князь Димитрий Пожарский, который глубоко чтил этого святого.
• Во исполнение обета, данного Богу старшим братом князя Бориса -Андреем, прп. Евфимий принял деятельное участие в строительстве еще одного монастыря в Суздале, на противоположном берегу р. Каменки против Спасо-Евфимиевской обители. Это был Покровский Суздальский женский монастырь, настоятельницей его была поставлена, по благословению правящего архиерея, племянница преподобного.
• Всероссийское прославление святого состоялось на Московском Соборе 1549 г. Житие преподобного написано иноком его обители Григорием.