Коллектив авторов

Источник

Святитель Софроний, епископ Врачанский

*1739-†1813

Прославлен Болгарской Православной Церковью в 1964 г.

Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1965 г.

Память празднуется 11 (24) марта

1998_html_m192ea56a

Определения Священного Синода

В заседании Священного Синода под председательством Патриарха АЛЕКСИЯ 22 февраля 1965 года

Слушали: Письмо Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла на имя Святейшего Патриарха Алексия о канонизации Священным Синодом Болгарской Церкви на торжественных заседаниях 26 июня и 31 декабря 1964 г. Паисия, иеромонаха и проигумена Хилендарского монастыря на Святой Горе Афон, и Софрония, епископа Врачанского:

“Ваше Святейшество, возлюбленный о Христе Господе Святейший Владыко!

На болгарской земле просияли изрядным благочестием, твердостию веры в Господа Бога, засвидетельствованной редким христианским усердием, простирающимся до мученичества, при чрезвычайно тяжелых условиях жизни во время турецкого владычества в Болгарии, и духовно озарившие своей жизнью и деятельностью болгарский народ богоблаженные болгарские просветители Паисий, иеромонах и проигумен Хилендарского монастыря на Святой Горе Афонской (рожденный в 1722 г. в г. Банско и преставившийся о Господе пока неизвестно где и когда), и Софроний, епископ Врачанский (рожденный в 1739 г. в г. Котел и преставившийся о Господе в месяце сентябре 1813 г. в Бухаресте).

Священный Синод Болгарской Православной Церкви в торжественных заседаниях 26 июня и 31 декабря 1964 г., установив, что эти два светлых образа благочестия отражены в сознании болгарского верующего народа как святые и что в среде болгарского православного церковного исполнения уже давно утверждено сердечное культовое почитание этих богопросвещенных и богоугодных мужей, с молитвенным восторгом канонизировал их и объявил их всецерковно болгарскими святыми.

Имена этих воссиявших благодатию Божиею святых внесены в месяцеслов Болгарской Православной Церкви, и блаженная их память будет чествоваться: святого Паисия Хилендарского и Болгарского 2 июля (19 июня по ст. стилю), когда по всеправославному месяцеслову празднуется память преподобного Паисия Великого, а святого Софрония, епископа Врачанского, – 24 марта (11 марта по ст. стилю), когда празднуется память святого отца нашего Софрония, патриарха Иерусалимского.

Сообщая об этом торжестве нашей Святой Церкви Вашему возлюбленному Святейшеству, молим усердно Христа Господа, да укрепляет Вас в здравии и силе молитвами богоблаженных Паисия и Софрония.

Председатель Священного Синода Кирилл, Патриарх Болгарский

26 января 1965 года”.

Постановили: Принять к сведению сообщение Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла и внести имена канонизированных Болгарской Церковью святых угодников Божиих преподобного Паисия Хилендарского и святителя Софрония, епископа Врачанского, в месяцеслов Русской Православной Церкви30.

Святитель Софроний (в миру Стойко Владиславов) родился в 1739 г. в небольшом болгарском городе Котеле. С девяти до одиннадцати лет учился в местном церковно-приходском училище, затем, после смерти родителей был усыновлен дядей, который отдал его учиться ремеслу. В это время он самостоятельно изучил церковнославянский и греческий языки, богослужение и церковное пение. За одаренность, образованность и добропорядочность по рекомендации старейшин родного городка в 1762 г. епископ Преславский Гедеон рукоположил Стойко Владиславова во иереи. С 1 сентября 1762 г. он стал служить в местной Петропавловской церкви. Большую роль в его жизни сыграла встреча с преподобным Паисием Хилендарским (автором “Истории славяноболгарской”), посетившем Котел в 1765 г. Призыв Паисия к соотечественникам знать свое прошлое, любить свой народ и учиться на родном языке иерей Стойко с молодых лет воспринял как свою задачу. За время своего приходского служения, продолжавшегося тридцать лет, он усердно проповедовал слово Божие на родном языке, преподавал в церковном училище, переписывал богослужебные книги, переводил на “простой” болгарский язык проповедническую и нравственно-назидательную литературу (сборник “Дамаскин”), сделал список Паисиевой Истории и положил его на вечное хранение в церкви Петра и Павла (второй список с добавлениями, поправками и изменениями сделал в 1781 г.); всеми средствами он стремился убедить современников, что для национального самоопределения и достижения независимости Болгарии необходимо широкое просвещение. Около 1775 г. он посетил Афон, где провел шесть месяцев. После смерти жены принял монашество с именем Серафим. Вынужденный подчиниться турецким властям, сменил место служения, которое также принужден был оставить. Несколько месяцев пробыл в одном из монастырей г. Арбанаси.

В 1794 г. епископский совет Тырновской митрополии избрал иеромонаха Серафима первым кандидатом на вдовствующую Врачанскую кафедру и 17 сентября митрополит Тырновский Матфей рукоположил его во епископа. За годы своего архипастырского служения, проходившего в тяжелой политической обстановке, он значительно увеличил круг своих интересов, превратился в крупного писателя, боровшегося до конца дней за просвещение своего народа. Вынужденно пребывая продолжительное время в Видине, скорбя о разлуке со своей паствой, в течение трех лет (1800–1803) он составил два больших сборника (проповеди на воскресные и праздничные дни и статьи нравоучительного характера). В 1803 г. он отправился в Бухарест. Уведомив Константинопольскую Патриархию, он отказался от Врачанской кафедры и переменил имя Серафим на Софроний, чтобы никто не отождествлял его с греком Серафимом Врачанским, предшественником по Врачанской кафедре. Принимая во внимание обстановку того времени в Румынии и на Балканах, он, как единственный тогда болгарин восточноправославного исповедания, имеющий сан епископа, по велению своей совести предался усиленной научной работе, составив несколько сборников, один из которых был первой печатной книгой на новоболгарском языке. В это время он также написал “Житие и страдания грешного Софрония” – венец его литературной деятельности и принимал активное участие в борьбе болгарского народа с иноземным гнетом. Скончался святитель Софроний в 1813 г. и был погребен в одном из монастырей в Бухаресте, где был настоятелем в последние годы своей жизни. В год его блаженной кончины была написана ода, в которой о заслугах святого перед народом сказано, что он “своим учением на путь спасения наставляет и находящихся под несносным игом ободряет”.

* * *

30

Сведения о преподобном Паисии Хилендарском будут представлены в следующем выпуске “Патерика”. – Ред.


Источник: Альманах "Альфа и Омега":

Часть I № 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001

Часть II № 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004

Часть III № 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009

Часть IV № 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011

Комментарии для сайта Cackle