Часть I
Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси
† 19 июня 1607
Прославлен в 1989 г.
Память празднуется 19 июня/2 июля (преставление) и 5 (18) апреля (перенесение мощей)
Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации святителей Иова и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси
Изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых, прославляемых всей Русской Православной Церковью:
1. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иова, отмечая его следующие добродетели:
праведность личного жития в исполнении заповедей Святого Евангелия;
ревность к православному исповеданию веры в Господа и Бога нашего Иисуса Христа;
заботу о благоустроении Русской Церкви и о христианском просвещении народов Сибири;
жертвенную любовь к пастве и освящение молитвенным подвигом и благословением защиты Отечества;
чудотворения и исцеления страждущих христиан, происходящие у мощей Святейшего Иова по его молитвам и заступничеству пред Богом.
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, взирая на следующие его подвиги:
чистоту жизни, коею он явил пример следования за Христом и вручение себя воле Божией;
служение Церкви и ближним, которое простиралось до самопожертвования и выразилось в словах Святейшего: “Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза”;
мужественное стояние за веру, в котором святитель Тихон перед лицом смертельной опасности являл подлинную святость и силу христианского духа;
исповедничество святителя, который противостоял раскольникам, претерпевая от них поругание. С именем Патриарха отождествлялась Русская Церковь, хранящая неповрежденным Святое Православие, и он сохранил единство возглавляемой им Церкви;
миссионерскую деятельность, где раскрылись апостольские труды и подвиги сего святителя.
2. Телесные останки святителя Иова, покоящиеся в Успенском соборе Московского Кремля, и святителя Тихона – в малом соборе Донского монастыря, считать святыми мощами и воздавать им должное церковное поклонение.
3. <…> Святителю Тихону память совершать в сей день его прославления, а также внести в месяцеслов дату его преставления, в день Благовещения Пресвятой Богородицы.
Установить 26 января (8 февраля) – день интронизации на патриарший престол первого Московского Патриарха – память учреждения Патриаршества на Руси.
Составить и принять богослужебные чинопоследования Святейшему Иову и Святейшему Тихону по чину полиелейной службы.
4. Писать Святейшим Патриархам Московским и всея Руси Иову и Тихону честные их иконы для поклонения и чествования, согласно правилам Седьмого Вселенского Собора.
5. Напечатать принятые настоящим Собором жития их для назидания и наставления в благочестии чад церковных.
6. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых Российских чудотворцев пастве всероссийской.
7. Сообщить имена Святейших Иова и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси, Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в свои святцы.
Святитель Иов (в крещении Иоанн) происходил из посадских людей города Старицы. В юности он стал монахом Старицкого Успенского монастыря. В 1556 г. отец Иов возведен в сан архимандрита. В 1571 г. он был переведен в Москву в Симонов монастырь, в 1575 г. сделан архимандритом Новоспасского монастыря, а в 1581 г. рукоположен во епископа Коломенского. Святитель Иов обращал на себя внимание ревностным и благоговейным исполнением уставного богослужения. Обладая от природы редкой памятью, он наизусть читал Псалтирь, Апостол, Евангелие и многие молитвы. В 1586 г. святитель Иов стал архиепископом Ростовским и в том же году был избран Митрополитом Московским и всея Руси. После учреждения на Руси патриаршества святитель Иов стал первым русским Патриархом. 26 января 1589 г. в Успенском соборе московского Кремля он был возведен в это звание Константинопольским патриархом Иеремией. Будучи Патриархом, святитель Иов ежедневно совершал Божественную Литургию. Он строго прилежал посту, не употреблял вина. Современники отмечают его мягкость в обращении с людьми, его удивительное нестяжание: после кончины у него нашли всего 15 рублей денег. Сознавая, что Церковь утверждается молитвами святых, Святитель предпринял канонизацию святого Василия Блаженного (1588 г.), святителей Гурия и Варсонофия Казанских (1595 г.), преподобных Иосифа Волоцкого (1591 г.), Антония Римлянина (1598 г.), Корнилия Комельского (1600 г.) и других. Во время смутного времени Святитель занял принципиальную позицию и объявил, что под личиной Лжедмитрия I скрывается расстрига Григорий Отрепьев – орудие в руках иезуитов, пытающихся навязать Русской Церкви унию. Когда войска самозванца вошли в Москву, святитель Иов был схвачен в Успенском соборе, избит и сослан в Старицкий монастырь. После свержения самозванца, при царе Василии Шуйском святитель Иов был снова привезен в Москву, и 20 февраля 1607 г. в присутствии нового Патриарха Ермогена жители Москвы подали в руки униженного Святителя покаянную челобитную за свою измену и клятвопреступление. Святитель разрешил их грех и вернулся в свой затвор, где через несколько месяцев скончался.