составление и перевод А.А. Бурова

Источник

Святая Вальбурга

Святая Вальбурга, игуменья († 25 февраля 779 в Хайденхайм, Швабия, память также 1 мая, 12 октября в Айхштетте, 24 сентября в Цутфене)

Святая Вальбурга (Walburga), также известная как Бугга (Bugga), или Гаудурга (Gaudurge), или Ваубурга (Vaubourg), или Вальпурга (Walpurga), или Вальпургия (Walpurgis), родилась в Девоншире, что Уэссексе, Англия.

Когда святой Бонифатий отправился проповедывать среди германцев, он взял с собой помощниками двух племянников, Виллибальда и Винебальда, сыновей святого Ричарда, короля Западных Саксонцев. Их проповедь была столь успешна, что потребовались другие проповедники, и монастыри Англии были взбудоражены новостями о успехе. Поэтому к ним шли корабль за кораблем, полных нетерпеливых добровольцев, проникнутых горячей верой и энтузиазмом, желавших присоединиться к ним.

Также и жены мечтали ехать в германские земли, и Бонифатий просил прислать монахинь. Среди них была его собственная племянница, Вальбурга, монахиня из монастыря Уимборн (Wimborne), окормлявшемся святой Таттой (Tatta), сестрой Виллибальда и Винебальда. Как только она узнала о его просьбе, она сразу же отправилась со святой Лиобой (Lioba) в Германию.

Вальбурга получила образование в смешанном монастыре Уимбурн (Wimbourne) в Дорсете, и здесь же стала монахиней, посвятив свою жизнь Богу. Откликнувшись на приглашение из Германии, она провела в ней два года. Проповедуя в Бишофсхайме (Bischofsheim), она сильно привлекала язычников своими медицинскими навыками.

Винебальд основал смешанный монастырь в Хайденхайме (Heidenheim), поставив её игуменьей. Сам Винебальд управлял его мужской частью. Её управление было столь прекрасным, что по кончине Винебальда епископ Айхштетта (Eichstatt) назначил Вальбургу на его место и поручил ей окормлять как мужскую, так и женскую половину. Вальбурга скончалась, будучи игуменьей Хайденхайма, откуда ее мощи были перенесены в Айхштетт.

Эта англичанка любопытным образом заняла свое место в германском фольклоре. Когда-то 1 мая происходил языческий фестиваль в честь начала лета и пир ведьм, и мощи святой так же были перенесены в ночь на 1 мая 870 года в Айхштетт. Сверх того, в народном сознании возникло суеверная связь ее имени с колдовством (ср. Фауст Гёте Вальпургиева ночь в горах Гарца), поскольку по преданию, ей было даровано от Господа защищать зерновые (поэтому её часто изображают с тремя колосьями). А потому эта ночь стала известна, как Вальпургиева, хотя сами традиции Вальпургиевой ночи, не имеют никакой связи со святой.

Ее рака стала важным местом паломничества из-за «удивительного масла», которое источается из скалы, куда она помещена. Прекрасное собрание склянок, изготовленных в период с XVI по XX столетия, для раздачи такого масла имеется в Айхштетте. В 893 году мощи Вальбурги были осмотрены и частично переданы в Рейнские земли, во Фландрию и Францию, откуда ее почитание распространилось в другие страны. Одним из таких важных центров был Аттиньи (Attigny), где Шарль Простой установил святыню в часовне своего дворца и назвал ее покровительницей своего королевства. Сегодня она мирно почивает в храме XVII столетия в стиле барокко, носящего ее имя, не как символ колдовства, но христианского исцеления и миссии.

Святая Вальбурга обычно изображается как царственная игуменья с маленьким сосудом масла на книге. Также на изображениях: 1) она может иметь три колоса или зерна в руке; 2) ангелы держат корону над ней; 3) ее изображают в генеалогическом дереве Королей Англии; 4) ее изображают вместе с ее святыми братьями; или 5) изображают чудеса истечения масла из ее могилы. Ее почитают в Айхштетте.

Вальбурга любили рисовать художники XI–XIX столетий. Особенно примечателен цикл гобеленов XV столетия, посвященный ее жизни. В Айхштатте XX века игуменья этого монастыря оказалась настолько важной особой, что вела переговоры о сдаче города американцам в конце Второй Мировой войны.

К святой Вальбурге обращаются при кашле, укусе собаки, водобоязни, чуме, и с просьбой о хорошем урожае.

Святая Вальбурга, († 779, память 25 февраля)

Святая Вальбурга (Walburga) была дочерью Cвятого Ричарда (Richard) и его жены Уны (Una), сестрой святых Виллибальда и Вуннибальда (Willibald, Wunnibald). Она оставалась в монастыре в Уимбурне (Wimbourne) под окормлением его настоятельницы, святой Тэтты (Tetta), когда ее люди отправились в святую Землю. Позже она присоединилась к своим братьям в Германии, когда ее дядя, Cвятой Бонифаций, послал в Вимбурн просить сестер о помощи в миссионерской работе.

После пары лет, проведенных в Бишофсхайме (Bischofsheim) вместе со святой Лиобой (Lioba), она была назначена настоятельницей женского монастыря, основанного ее братьями в Хайденхайм (Heidenheim). Когда Виннибальд (Winnibald) умер, его мужской монастырь был присоединен к ее монастырю. Была создана смешанная община, которой она управляла до своей собственной смерти. Она пользовалась большим авторитетом у людей, и еще при жизни, получила дар чудотворения, потушив, однажды, пожар, угрожавший поселению, состоявшему из деревянных зданий с соломенными крышами.

Ее иногда представляют с тремя колосьями пшеницы которыми, по преданию, она вылечила девочку с ненасытным аппетитом.

Возможно, она более известна своими чудесами, явленными после смерти. В 779 году она была похоронена в Хайденхайме, но затем, в 870 году ее мощи были перенесены в Айхштадт (Eichstadt) и положены рядом с ее братьями. Вскоре после этого стало наблюдаться истечение ароматной жидкости из ее могилы. В те времена масло святой Вальбурги очень ценилось своими целебными свойствами.

Жизнеописание святой Вальбурги было написано Вольфхардом (Wolfhard) в конце IX века. В нем имеется интересная выдержка из хроник епископов Айхштадта Гритцера – предисловие к одному из их изданий. Там описывается, как некий Барнард Аделманн (Barnard Adelmann), каноник Айхштадта, был послан с Историей святых и святынь к Королю Англии в 1492. В Кентербери эти подарки были приняты с большим почтением, и «Среди всех святынь, которыми король, в основном, восхищался и которые почитал, было масло святой Вальпургии (Walpurgis)».

Святая Вальбурга была канонизирована 1 мая, в день большого языческого праздника весны, и сбора немецких ведьм, известного благодаря Гёте (Goethe). Так что ночь ведьм стала Вальпургиевой ночью (Walpurgisnacht), и она почитается как защитница против черной магии. Ее главным днем почитания, однако, является 25 февраля.


Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э / Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015.

Комментарии для сайта Cackle