Источник

V. Досточтимые святыни

Из древностей и досточтимых святынь, сохранившихся в Алатырском Свято-Троицком монастыре, достойны благоговейного внимания две святые иконы: Нерукотворенного Спаса и Казанская икона Божией Матери.

В отдалённые времена, т. е. до 1613 г., г. Алатырь был обнесен деревянною оградою (забором или частоколом), служившею оплотом против нападения мордвы, поселившейся в соседстве, которая, вместе с татарами, несколько раз разоряла заграждения, но жители города Алатыря постоянно возобновляли эти стены. На южной стороне города, в деревянной стене, были устроены крепостные ворота, над которыми возвышалась деревянная башня, а в башне, для охраны города, по вере жителей, поставлен был образ Нерукотворенного Спаса.

В 1754 году, в царствование Императрицы Елизаветы Петровны, вследствие ли набегов татар и мордвы, или от какой другой причины, случился в г. Алатыре пожар, истребивший южную часть города и стену с башнею.

Вскоре после пожара город начал обстраиваться, и вблизи того места, где была башня и крепостные ворота, выстроен был питейный дом. Прошло после того несколько лет. Продолжая строиться, местные жители вздумали на месте пожарища башни раскапывать и под пеплом и строительным мусором обрели образ Нерукотворенного Спаса в полной сохранности, целым и невредимым. Пораженные таким необычайным явлением, так как по естественному порядку иконе должно было неминуемо сгореть, как сгорели и обратились в прах и ворота, и башня, – жители признали это чудом и с тех пор стали особенно чтить образ и в крайних случаях жизни, в бедах и несчастиях, болезни и скорбях, прибегали с молитвою к Спасителю пред Его святою иконою, и, по вере, каждому подавалась благодатная помощь от Милосердого Господа.

В виду того, что местность, где обретен образ, принадлежит к питейному дому, образ Нерукотворенного Спаса был взят в этот дом, где он и находился до 1843 года, приблизительно около 80 лет.

Прибегая с молитвою и верою к Спасителю, жители сознали, наконец, что почитаемой ими иконе не место в питейном доме, где зачастую творятся и дела неподобные, и обратились с просьбою к духовному начальству о разрешении перенести икону Нерукотворенного Спаса в Свято-Троицкий монастырь, на что и было получено от Симбирской духовной консистории разрешение 20 августа 1843 года, с тем, чтобы в питейном доме, в память долговременного пребывания в нем иконы, была поставлена точная копия с неё.

При упразднении питейного дома, по снесении его, разрешено было поставить часовню, которая, по очищении и расширении места, и сооружена на небольшом склоне горы к северу, близ монастыря, в которой и поставлена копия с иконы Спаса, бывшая в питейном доме, и пред ней теплится неугасимая лампада.

Во время крестных ходов к часовне этой всегда заходят с образами и хоругвями для краткого молитвословия.

В повечерии же на 16 августа в часовне совершается всенощная монастырскими священнослужителями и братией.

Кроме вышесказанного крестного хода, к часовне совершают еще крестные ходы 4 апреля и 25 мая, в память спасения от руки злодеев в 1866 и 1867 г. в «Бозе почивающаго» Государя Императора Александра Николаевича.

Усердие граждан к Нерукотворенному образу и вера в благодатную Его силу и теперь, при более благодатных обстоятельствах, не ослабевает: народ чтит святую икону и молится пред нею теперь так же, как молился и в тяжкую годину своего существования.

В дни всеобщих бедствий и скорби, как, например, в холерные годы, народ прибегает к Всемилостивому Спасу пред Его святою иконою с своими молениями, и много фактов рассказывается, когда почти мгновенно получали выздоровление от холеры целые семьи, и жаль, что эти проявления милости Господа чрез святую икону Его не заносятся в письменные документы, а слагаются в сердцах, удостоившихся милости и в памяти алатырцев от устных пересказов.

Другая особенно чтимая икона Казанская Божией Матери по месту своего явления относится к загородной Ключевской пустыни.

По преданию, заслушивающему по обстоятельствам событий доверия, икона эта явилась в роднике, на Ключевском поле, над которым и был построен в 1708 году храм во имя Казанской иконы; за ветхостью этого храма, в 1767 году вновь построен был храм, второй, и опять над родником же, а так как не было бы повода строить храмы над родником, когда достаточно другого места в пустыни, если бы не имело отношение это в явлению иконы именно в роднике, то сказание о явлении иконы в последнем является вполне достоверным.

С весны 1848 года в г. Алатыре сильно свирепствовала холера, и какие врачебные средства ни принимались к её прекращению, ничто не помогало, и болезнь чем далее, тем с большею силою распространялась и уносила в безвременную могилу массу жертв. Тогда алатырцы вспомнили о своей усердной Заступнице и просили архимандрита монастыря Иезекииля сделать распоряжение о возвращении в Алатырь из уезда иконы Казанския Божией Матери. Возвращенная икона была встречена крестным ходом со всех приходских церквей далеко за городом и при большом стечении народа обнесена с молебным пением вокруг города, и на другой же день холера в городе прекратилась.

Получив от Заступницы Небесной такое непостижимое милосердие, городской голова Новиков, в память такого события, исходатайствовал разрешение совершать крестный ход с этой иконою ежегодно 9 августа вокруг города.

На месте первого сретения святой иконы воздвигнута на счет города каменная небольшая часовня.

После крестного хода святой образ Казанския Божией Матери, предносимый монастырскими священнослужителями и братией, отправляется для молебствия по окрестным городам и селам, и продолжается это обхождение до самой Пасхи; на Пасху же святой образ возвращается опять в обитель, в г. Алатырь, и тогда обходит опять весь город по домам.

О порядке обхода домов с иконою изложено в особом приложении к настоящему описанию.

Святой образ Казанской Божией Матери иконописной работы, написан на липовой доске вышиной 6 1/2, а шириною 5 1/2 вершков. До 1803 года икона эта находилась в медном позлащенном киоте, а с того года настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Авраамий поместил ее в новый серебряный позлащенный киот с изображениями: на верху Св. Троицы и по сторонам св. Иоанна Богослова и преп. Сергия, а по углам икон Пресвятой Богородицы: Смоленской, Феодоровской, Иверской и Владимирской. На святую икону Казанскую архимандрит Авраамий в то же время сделал серебряную позлащенную ризу, украшенную драгоценными каменьями, с венцом из червонного золота, с надписью: «Изображение чудотворныя Иконы Казанския Божией Матери, что состоялось в городе Алатыре, в Свято-Троицком монастыре трудами архимандрита Авраамия».


Источник: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан : с присовокуплением чудес, совершившихся при его могилке / Свято-Троицкий Алатырский монастырь. - Москва : Типолитогр. И. Ефимова, 1906. - 72 с.

Комментарии для сайта Cackle