Источник

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел первый

I. Евангелие о пришествии в мир Христа-Спасителя

Предисловие Евангелия

Достоверность и цель Евангельской истории

Лк.1:1–4 (Ин.20:31)


Лк. 1, Ин. (20,) 1. Достоверность Евангельской истории. а. Свидетельство очевидцев. Как уже многие начали описывать происшествия, известные между нами Как то предали нам первоначальные самовидцы и служители Слова (снес. 2Петр. 1, 16. 1Иоан. 1. 2. 3):
1. . . . .
2. . . . .
3. . . . . б. Предварительное исследование Евангельских событий. Рассудилось и мне, по точном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, – 2. Цель Евангельской истории. а) Сие же написано, – чтобы удостоверить тебя в том, чему ты был поучаем, дабы вы (есть, внимающие слову Евангельскому) уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и б) дабы веруя, имели жизнь во имя Его (см. 1Иоан. 1, 3. 4).
4. 31– . . . . —31— –31.

1. О предвечном рождении и воплощении Сына Божия

Ин.1:1–18


Ин.1, 1. Существенные свойства Сына Божия. Вечное бытие, рождение от Отца и Божеское достоинство.
1. В начале (т.е. прежде всех веков) было Слово (Сын Божий), и Слово было у Бога, и Бог было Слово.
2. Оно было в начале у Бога.
2. Его действия. Творчество и Промысл.
3. Все Им получило бытие и без Него не получило бытия ничто, что ни получило бытие.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит: но тьма не объяла его.
3. Его Предтеча.
6. Был человек, посланный от Бога, именем Иоанн.
7. Сей пришел для свидетельства, чтобы засвидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8. Не сам он был Свет, но был послан, чтобы засвидетельствовать о Свете.
4. Его всегдашнее присутствие и действия в мире.
а) До пришествия в мир.
9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10. Был в мире, и мир Им получил бытие, но мир Его не познал.
б) По пришествии в мир.
11. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть соделоваться чадами Божиими,
13. Которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
5. Воплощение Сына Божия и Его слава между верующими.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: сей был Тот, о Котором я сказал, что идущий за мною первенствует передо мною, потому что был прежде меня.
6. Плоды воплощения Сына Божия. а. Дарование благодати верующим.
16. И от полноты Его все мы получили, и благодать на благодать,
17. Ибо закон дан чрез Моисея: [а] благодать и истина произошла чрез Иисуса Христа.
б. Совершеннейшее откровение о Боге Отце.
18. Бога не видел никто никогда: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

2. Зачатие Иоанна Предтечи

Лк.1:5–25


Лк.1, 1. Захария и Елисавета. а. Их звание, род и праведность.
5. Был во дни Ирода, царя Иудейского, некто священник, Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6. Оба они были праведны пред Богом, поступая во всем по заповедям и уставам Господним беспорочно.
б. Их бездетность.
7. У них не было детей; ибо Елисавета была неплодна; и оба были уже в летах преклонных.
2. Благовестие о рождении Иоанна Предтечи. а. Явление Ангела.
8. Однажды, когда он (Захария) служил пред Богом, в свою очередь,
9. По жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень, для каждения.
10. И все множество народа молилось вне, во время каждения.
11. Тогда явился ему Ангел Господень, стоящий по правую сторону олтаря кадильного.
12. Захария, увидев его, смутился, и напал на него страх.
б. Благовестие
13. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн.
14. И будет тебе радость и веселие, и о рождении его возрадуются многие.
15. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и никакого напитка, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей.
16. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их.
17. И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ готовый.
3. Недоверчивость Захарии и ее последствия. а. Онемение.
18. И сказал Захария Ангелу: чем мне удостовериться в этом? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и возвестить тебе сию радость.
20. И вот, ты онемеешь, и не будешь говорить до того дня, как сие сбудется; за то, что ты не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время.
б. Объяснение с народом знаками.
21. Между тем народ ожидал Захарии; и дивился, что он медлил во храме.
22. Он же, вышедши, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение во храме; и он объяснялся с ними знаками, и пребыл нем.
в. Возвращение Захарии в дом.
23. И когда окончились дни службы его; возвратился в дом свой.
4. Зачатие Иоанна.
24. После сих дней, зачала Елисавета, жена его, и таилася пять месяцев и говорила:
25. Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы избавить меня от нарекания между людьми.

3. Благовещение пресвятой Богородицы

Лк.1:26–38


Лк.1, 1. Архангельское приветствие Пресвятой Деве.
26. В месяц (же) шестой (после зачатия Иоанна Предтечи), послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27. К Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28. Ангел, вошедший к ней, сказал: радуйся, благодатная! Господь с тобою: благословенна ты в женах.
29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие?
2. Благовестие о рождении Иисуса Христа. а. Величие Рождаемого.
30. Ангел сказал ей: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога.
31. И се, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его (по плоти);
33. И воцарится над домом Иаковлевым во веки, и царству Его не будет конца.
б. Сверхъестественный образ рождения.
34. Мария же сказала Ангелу: как это будет, когда я не знаю мужа?
35. Ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; почему и рождаемое будет свято, и наречется Сын Божий.
в. Пример всемогущества Божия.
36. И се, Елисавета родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц.
37. Ибо нет ничего невозможного для Бога.
3. Смирение и вера Пресвятой Девы.
38. Мария же сказала: се Раба Господня: да будет мне по слову твоему: и Ангел отошел от нее.

4. Свидание пресвятой Девы с Елисаветою

Лк.1:39–56.


Лк.1, 1. Посещение и приветствие Мариино Елисавете.
39. Воставши [же] Мария во дни сии (после благовещения), с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин.
40. И вошла в дом Захариин, и приветствовала Елисавету.
41. Когда Елисавета услышала приветствие Марии; то взыгрался младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Духа Святаго.
2. Приветствие Елисаветино Матери Господа.
42. И воскликнула (Елисавета, обращаясь к пресвятой Деве) громким голосом, и сказала: благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего.
43. И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне?
44. Ибо когда голос приветствия твоего дошел до ушей моих: тогда взыгрался младенец радостно во чреве моем.
45. И блаженна поверившая; потому что сказанное Ей от Господа исполнится.
3. Песнь Богородицы, или пророчественное величание Господа. а. За возвеличивание Ея самой.
46. И сказала Мария: величит душа Моя Господа;
47. И возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моем;
48. Что призрел Он на смирение рабы своей, ибо отныне блаженною нарекут меня все племена;
49. Что сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его;
б. За милость Его ко всем боящимся Его, и за вознесение смиренных.
50. И милость Его в роды родов к боящимся Его.
51. Явил силу мышцы своей; расточил горделивых в помышлениях сердец их.
52. Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных.
53. Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем.
в. За особую милость к Израилю, и к верующим, по обетованию, данному Праотцам.
54. Воспринял Израиля, раба своего, да помянет милость
55. [как говорил отцам нашим], к Аврааму и семени его, до века (Быт. 17:19. Пс. 97:3).
4. Возвращение пресвятой Девы в дом свой.
56. Мария, пробыв у ней (у Елисаветы) около трех месяцев, возвратилась в дом свой.

5. Рождество Иоанна Предтечи

Лк.1:57–80.


Лк.1, 1. Рождение у Елисаветы сына, – радость многих.
57. Елисавете [же] (по отшествии из ее дома пресвятой Девы), настало время родить, и она родила сына.
58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость свою над нею, и радовались с нею.
59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, именем отца его, Захариею.
60. Но мать его сказала в ответ: нет, а назовите его Иоанном.
61. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто бы назывался сим именем.
62. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
63. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.
3. Знамение величия новорожденного. а. Прекращение немоты Захарии.
64. И тотчас отверзлись уста его, и разрешился язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
б. Слух о поразительном событии.
65. И напал страх на всех живущих окрест их; и по всей нагорной стране Иудейской разнесся слух о сем приключении.
66. Все слышавшие то положили в сердце своем, говоря: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
4. Пророческая песнь Захарии: а. О посещении народа Божия Избавителем, предвозвещенным Пророками, обетованным Аврааму.
67. И Захария, отец его, исполнился Духа Святаго, стал пророчествовать, говоря:
68. Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой и сотворил избавление ему;
69. И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, раба своего;
70. Как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих (Пс. 131:17–18. Быт. 22:16–18);
71. Что спасет нас от врагов наших, и от руки всех ненавидящих нас;
72. Сотворит милость с отцами нашими, и помянет завет святой свой,
73. Клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
74. По избавлении от рук врагов наших, небоязненно служить Ему,
75. В святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
б. О младенце Иоанне, как Пророке и Предтече Господнем.
76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего; ибо предъидешь пред лицом Господа уготовить пути Ему,
77. Дать уразуметь народу Его спасение во оставлении грехов их,
78. По благоутробному милосердию Бога нашего, коим посетил нас Восток свыше,
79. Осиять сидящих во тьме и сени смертной, направить ноги наши на путь мира.
5. Возрастание младенца Иоанна и прибывание его в пустыне.
80. Младенец же возрастал, и укреплялся духом; и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

6. Родословие Иисуса Христа

Мф.1:1–17, Лк.3:23–38.


Мф.1, Лк.3, Родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова.
1. . . . .
1. По нисходящей линии: α. От Авраама до Давида.
2. (—34— 33.) Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3. (-33.) Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Эсрома; Эсром родил Арама;
4. (33–32.) Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5. (32.) Салмон родил Вооза, от Рахавы; Вооз родил Овида, от Руфи; Овид родил Иессея;
6– (-31.) Иессей родил Давида царя;
б. От Давида до Иосифа. а. До переселения в Вавилон
–6. . . . . Давид царь родил Соломона, от жены Урииной;
7. . . . . Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8. . . . . Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9. . . . . Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10. . . . . Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11. . . . . Иосия родил [Иоакима; Иоаким родил] Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон.
β. По переселении в Вавилон.
12. (—27—). По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13. . . . . Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Элиакима; Элиаким родил Азора;
14. . . . . Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Элиуда;
15. . . . . Элиуд родил Элеазара; Элеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16. (—23—.) Иаков родил Иосифа (нареченного) мужа (или обручника пресвятой Девы) Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.
17. . . . . Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
2. По восходящей линии. а. От Иосифа до Давида.
(—16—) —23— И был (Он, Иисус Христос), как думали, сын Иосифов,
. . . . –23. Илиев
. . . . 24. Матфатов, Левиин, Мелхиев, Ианнаев, Иосифов,
. . . . 25. Маттафиев, Амосов, Наумов, Еслимов, Наггеев,
. . . . 26. Маафов, Маттафиев, Семеиев, Иосифов, Иудин,
. . . . 27– Иоаннанов, Рисаев,
(—12—) —27— Зоровавелев, Салафиилев,
. . . . –27. Нириев,
. . . . 28. Мелхиев, Аддиев, Косамов, Елмодамов, Иров,
. . . . 29. Иосиев, Елиезеров, Иоримов, Матфатов, Левиин,
. . . . 30. Симеонов, Иудин, Иосифов, Ионанов, Елиакимов,
. . . . 31– Мелеаев, Маинанов, Маттафаев, Нафанов,
(—5—) –31. Давидов,
б. От Давида до Авраама.
(—5—4.) 32. Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, Наассонов,
(4–3.) 33. Аминадавов, Арамов, Есромов, Фаресов, Иудин,
(2.) 34– Иаковлев, Исааков, Авраамов,
в. От Авраама до Адама и Бога.
–34. Фаррин, Нахоров,
35. Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин,
36. Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов,
37. Мафусалов, Енохов, Иаредов, Малелеилов, Каинанов,
38. Еносов, Сифов, Адамов, Божий.

7. Открытие Иосифу тайны воплощения

Мф.1:18–25.


Мф.1, 1. Недоразумение Иосифа.
–18. По обручении Матери Его (Иисуса Христа) Марии с Иосифом, прежде нежели они начали жить вместе, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого.
19. Иосиф же (нареченный) муж ее, будучи добр, и не желая огласить ее, вознамерился развестись с нею тайно.
2. Разрешение недоумения открытием тайны.
20. Но когда он сие помыслил; се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в ней есть от Духа Святого.
21. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус: ибо Он спасет народ свой от грехов их.
22. Сие же все произошло, да сбудется реченное от Господа чрез пророка, который говорит:
23. Се, Дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут Ему имя, Еммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14).
3. Исполнение повеления Ангела.
24. Пробудившись от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою.
25– И не знал ее: [как наконец она родила сына своего первенца].

8. Рождество Христово

Мф.1:18, 25. Лк.2:1–22.


Мф.1, Лк.2, Рождество [же] Иисуса Христа было таким образом:
18– . . . .
1. Прибытие Иосифа и Марии в Вифлеем.
. . . . 1. Во дни те (когда надлежало родиться Спасителю мира), вышло от Кесаря Августа повеление, сделать перепись по всей земле.
. . . . 2. [Сия перепись была первая в правление Квириния Сириею].
. . . . 3. И пошли все вписываться, каждый в свой город.
. . . . 4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, [потому что был из дома и рода Давидова],
. . . . 5. вписаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
2. Рождение Иисуса Христа.
. . . . 6– В бытность их там, исполнилось время родить ей.
. . . . 7– И
—25— . . . . [как наконец]
—25— —7— родила сына своего первенца,
. . . . –7. и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице.
3. Поклонение пастырей. а. Весть пастырям от Ангела о Христе.
. . . . 8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
. . . . 9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
. . . . 10. Ангел сказал им: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всему народу;
. . . . 11. Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь;
. . . . 12. И вот вам знамение: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях.
б. Песнопение Ангелов.
. . . . 13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
. . . . 14. Слава в Вышних Богу, и на земле мир, к человекам благоволение!
в. Отправление и пришествие пастырей в Вифлеем.
. . . . 15. Пастухи, по отшествии от них Ангелов на небо, говорили между собою: пойдем в Вифлеем, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам.
. . . . 16. И пришли поспешно, и нашли Марию, и Иосифа, и младенца лежащего в яслях.
. . . . 17. Увидев же, рассказали то, что сказано им о младенце сем.
г. Впечатление, произведенное этим на слышавших и на пресвятую Деву.
. . . . 18. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
. . . . 19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем.
д. Жертва хвалы поклонявшихся Христу пастырей.
20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
4. Обрезание Господне.
. . . . 21– По прошествии осьми дней, когда надлежало обрезать [младенца]: дали Ему (Богоматерь и Ее обручник)
—25— . . . . и (Иосиф) нарек Ему
–25. —21— имя, Иисус
. . . . –21. нареченное Ангелом, до зачатия Его во чреве.
. . . . (1:31.) (при благовещении,
(1:21.) и потом открыто Иосифу).

9. Поклонение волхвов

Мф.2:1–12.


Мф.2, 1. Восточные мудрецы ищут новорожденного Царя.
1. Когда [же] Иисус родился в Вифлееме Иудейском, во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят:
2. Где новорожденный Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
2. Ироду объявляется первосвященниками пророчество о месте рождения Христа.
3. Услышав это (слово волхвов), царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним.
4. И, собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5. Они сказали ему: в Вифлееме Иудейском; ибо у пророка написано так:
6. И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше главных городов Иудиных; ибо из тебя изыдет вождь, который упасет народ Мой, Израиля (Мих. 5:2).
3. Злоухищрения Ирода против Христа.
7. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды.
8. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, и тщательно разведайте о младенце; и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему.
4. Поклонение и дары волхвов.
9. Они, выслушав царя, пошли; и се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними; как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец.
10. Увидев же звезду остановившеюся, они возрадовались радостью весьма великою радостью.
11. Вошли в дом, увидели младенца, с матерью Его Мариею, и, падши поклонились Ему; и открыв свои сокровища, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
5. Возвращение волхвов в свою страну.
12. И получив во сне повеление, не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

10. Сретение Господне

Лк.2:22–38.


Лк.2, 1. Принесение младенца во храм.
22. И когда исполнились дни очищения их (матери и младенца), по закону Моисееву, тогда принесли Его (Богомладенца) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23. [Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу;] (Исх. 13:2).
24. И чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы, или двух птенцов голубиных.
2. Симеон Богоприемец. а. Благочестие Симеона.
25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон, человек праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем.
б. Обетование, данное ему.
26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня.
в. Сретение Христа, и молитва.
27. Он пришел по внушению Духа во храм: и когда родители принесли младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд;
28. Он взял Его на руки свои, и благословил Бога, и сказал:
29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром;
30. Ибо видели очи мои спасение Твое,
31. Которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля.
г. Благословение Иосифа и Богоматери, и пророчество, сказанное Ей о Христе.
33. Иосиф же и матерь Его дивились сказанному о Нем.
34. И благословил их Симеон, и сказал Марии матери Его: се, лежит сей на падение и на восстание многим во Израиле, и в предмет противоречий,
35. [Даже и тебе самой пройдет меч душу], да откроются помышления многих сердец.
3. Анна пророчица. а. Ее благочестивая жизнь.
36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37. Вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
б. Ее участие в сретение Господа и проповедание о Нем.
38. И она в то время подошедши, восхваляла Господа, и говорила о Нем всем чающим избавления в Иерусалиме.

11. Бегство в Египет и возвращение в Назарет

Мф.2:13–23. (Лк.2:39.)


Мф.2, Лк.2, 1. Удаление Иосифа и Богоматери с младенцем в Египет.
13– . . . . По отшествии [же] их (волхвов, из Вифлеема),
. . . . 39– и когда они (св. Иосиф и Богоматерь) совершили все по закону Господню (в Иерусалимском храме),
—13— . . . . се, Ангел Господень является во сне Иосифу, и говорит: встань, возьми младенца и матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод станет искать младенца, чтобы погубить Его.
14. . . . . Он встал, взял младенца и матерь Его ночью, и пошел в Египет.
15. . . . . И там был до смерти Ирода; да сбудется реченное от Господа, через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего (Ос. 11:1).
2. Избиение младенцев.
16. . . . . Тогда Ирод, увидев, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме, и во всех пределах его, всех детей мужеского пола, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17. . . . . Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18. . . . . Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).
3. Возвращение в Назарет.
19. . . . . По смерти же Ирода, се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте,
20. . . . . И говорит: встань, возьми младенца и матерь Его, и иди в землю Израилеву; ибо искавшие души младенца умерли.
21. . . . . Он встал, взял младенца и матерь Его, и пришел в землю Израилеву.
22. . . . . Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся идти туда; но, получив повеление во сне, удалился в пределы Галилейские.
23– . . . . И пришедши туда, поселился в городе, называемом Назарет,
. . . . –39. (Итак они – все св. семейство) возвратились в Галилею, в город свой Назарет,
–23. . . . . да сбудется реченное пророками, что Он Назореем назовется (Суд. 13:5).

12. Отрочество Иисуса Христа

Лк.2:40–52.


Лк.2, 1. Возрастание Богомладенца (в Назарете).
40. Младенец [же] (Иисус Христос) возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудростью; и благодать Божия была на Нем.
2. Двенадцатилетний отрок Иисус в Иерусалиме.
41. Каждый год родители Его хаживали в Иерусалим на праздник Пасхи.
42. И когда Он был двенадцати лет; пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43. Когда же, по окончании праздничных дней возвращались; остался отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и матерь Его;
44. Но думали, что Он идет с другими. Прошедши же целый день, стали искать Его между родственниками и знакомыми.
45. И, не нашедши Его, пошли назад в Иерусалим, искать Его.
3. Беседа Его в храме с учителями.
46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и вопрошающего их.
47. Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
3. Его ответы матери.
48. И, увидев Его (Иосиф и пресвятая Дева), удивились; и матерь Его сказала Ему: сын! что Ты сделал с нами? вот, отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя.
49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно обращаться в том, что принадлежит Отцу Моему?
50. Но они не поняли слов, которые Он сказал им.
5. Возвращение Его в Назарет.
51. И Он пошел с ними, и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем.
52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.


Источник: Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке, с картою Палестины и другими приложениями, как пособие к основательному изучению евангельской истории / Сост. законоучителем Имп. С.-Петерб. Николаев. сирот. ин-та и Александрин. сирот. дома, свящ. м. б. Василием Гречулевичем. Ч. 1-2. В 3-х том. - Санкт-Петербург : тип. Пряца, 1859-1860. / Ч.1. - 1859. - XXXII, 518, 127 с., 2 л. ил.

Комментарии для сайта Cackle