Н.А. Хандога

Трактат «О сотворении мира» свт. Викторина Петавийского

Источник

Николай Анатольевич Хандога – кандидат богословия, преподаватель и помощник проректора по учебной работе Перервинской духовной семинарии.

В статье содержатся сведения о трактате «О сотворении мира» (De fabrica mundi), автором которого является первый латинский экзегет – свт. Викторин Петавийский. Произведение было написано около 250 г. В связи с декретом папы Геласия (V в.) оно попало в список запрещенных книг, поэтому на него не ссылались восточные писатели. Статья предваряет публикацию впервые выполненного перевода данного трактата с латинского на русский язык.

Вниманию читателей предлагается перевод с латинского языка трактата «О сотворении мира» (De fabrica mundi) свт. Викторина Петавийского (ок. 230–303/304), который был им написан около 250 г1. Подобная дата (достаточно условная) связана с тем, что в экзегезе трактата «О сотворении мира» находят точки соприкосновения с «Комментарием на Апокалипсис» (Соmmentarius in Apocalypsin)2. Например, по поводу двадцати четырех старцев в трактате «О сотворении мира» (Fabr. 10) раскрывается еще традиционная экзегеза, а в «Комментарии на Апокалипсис» (Apoc. 4, 4) дается собственное толкование. Из этого делают вывод, что De fabrica mundi, вероятно, предшествовала Соmmentarius in Apocalypsin.

Долгое время считалось, что этот трактат всего лишь фрагмент какого-то из многочисленных комментариев cвятителя Викторина, возможно, на книгу Бытия3. В последнее время, однако, большинство исследователей пришли к убеждению, что это самостоятельное произведение: « ‹…› Подробный анализ структуры текста показал, что он является, самостоятельным законченным трактатом, в котором отчетливо выделяются следующие части:

1) вступление, о цели написания трактата;

2) рассуждение о первых 7 днях творения;

3) число 7 как Божественный символ земных и небесных вещей;

4) параллель между 7 днями творения и домостроительством спасения согласно различным значениям числа 7;

5) заключение, 12 свидетелей дел Божиих», – пишет М. Дюлае4.

С другой стороны, трактат заканчивается комментарием на книгу Откровения, и слова о 12 свидетелях дел Божиих явно выбиваются из общего контекста. Также наводит на размышление отсутствие второго и третьего дня, и это связано вовсе не с отсутствием представлений свт. Викторина о том, как протекало в них творение. Наконец, начало трактата в равной степени может относиться и к полноценному комментарию на Бытие, и к «Шестодневу».

Для разрешения указанных сомнений профессором Мартином Дюлае (M. Dulaey) были высказаны два решающих соображения,5 которые не дают возможности считать это произведение фрагментом толкования на Бытие – малое количество цитат из Бытия, а также концентрация автора на двух темах – четверица и седмерица. В результате, учитывая описанные несовершенства трактата, можно предположить, что он является черновиком, который свт. Викторин намеревался дополнить и исправить и на его основе создать развернутый и последовательный текст. В силу неизвестных нам обстоятельств автору пришлось отказаться от своего замысла.

В трактате «О сотворении мира» свт. Викторин соединяет экзегетические принципы Александрийской школы, прежде всего – Оригена и его учеников6, с хилиастическими представлениями.

Поэтому библейский рассказ о сотворении мира, лежащий в основе трактата, он анализирует с помощью символико-аритмологической экзегезы.

Можно предположить, что именно хилиазм свт. Викторина повлиял на то, что в V в. список его трудов дважды упоминался среди апокрифов: в первый раз – в послании папы Геласия I, во второй – в «Декрете» Псевдо-Геласия7. C этим запретом связана и плохая рукописная традиция текста: он сохранился в единственной рукописи IX в. (Сodex Lambeth. 414)8.

Впервые трактат издал J. Cave в 1688 г.9, а затем он был воспроизведен Patrologia Latina10. Эта же рукопись послужила основой для научных изданий текста в Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum11, а также в Sources Chrétiennes12.

De fabrica mundi был разделен М. Дюлае (M. Dulaey), издателем этого текста в серии SC, на 10 тематических глав. В тексте трактата имеется 114 ссылок на Священное Писание, однако, следует иметь в виду, что при цитировании библейского текста свт. Викторин нередко дает его парафраз.

Перевод трактата выполнен с указанного издания в серии SC.

Cписок сокращений

CSEL – Сorpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum.

PL – Patrologia Cursus Completus, Series Latina. Ed. J.-P. Migne.

SC – Sources Chrétiennes.

SEHL – Scriptorum Ecclesiasticorum Historia Literaria.

Источники и литература

Decretum Gelasii / Ed. J.P. Migne // PL. T. 59. Paris, 1862. Col. 163–166.

De sancto Victorino episcopo Petavionensi et martyre. Tractatus de fabrica mundi / Ed. J.P. Migne // PL. T. 5. Paris, 1844. Col. 301–314.

Dulaey M. Victorin de Poetovio, premier exégѐte latin. T. 1. Paris, 1993. 373 p.

Victorin de Petovio. De la Construction du Monde / Ed. M. Dulaey // Трактат «О сотворении мира» свт. Викторина Петавийского

Victorin de Petovio. Sur l’Apocalypse, suivi du Fragment Chronologique et de la Construction du Monde / Ed. M. Dulaey // SC. T. 423. Paris, 1997. P. 24–25.

Victorinus Petaviensis. De fabrica mundi / Ed. J. Haussleiter // CSEL. T. 49. Vindobonae, 1916. Col. 3–9.

Victorinus Petaviensis. Tractatus de fabrica mundi / Ed. J. Cave // SEHL. T. 1. Basileae, 1741. P. 148–149.

Wilson H.A. Victorinus / Ed. S. Willam, W. Henry // A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines. T. IV. London, 1887. P. 1129.

Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. 1008 с.

Фокин. А.Р. Викторин Петавский // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 458–461.

Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. I. Период первый: Доникейская латинская патрология (150–325 гг.). М., 2005. 362 с.

Хандога Н.А. Святитель Викторин Петавийский: жизнь, труды, учение // Труды Перервинской православной духовной семинарии. М., 2010. № 1. С. 6–27.

* * *

1

С этой датой соглашаются: Dulaey M. Victorin de Poetovio, premier exégѐte latin. T. 1. Paris, 1993. Р. 24–26; Фокин А.Р. Латинская патрология. Т. I. Период первый: Доникейская латинская патрология (150–325 гг.). М., 2005. C. 263. См. также: Хандога Н.А. Святитель Викторин Петавийский: жизнь, труды, учение // Труды Перервинской православной духовной семинарии. № 1. М., 2010. С. 13.

2

Второе сохранившееся произведение свт. Викторина Петавийского, которое, по мнению ряда ученых (A. Harnack, J. Zeiller, M. Dulaey), было им написано после 260 г.

3

Cм., например: Wilson H.A. Victorinus / Ed. S. Willam, W. Henry // A Dictionary of Christian Biography, Literature, Sects and Doctrines. T. IV. London, 1887. P. 1129

4

Dulaey M. Victorin de Poetovio, premier exégѐte latin. T. 1. Paris, 1993. Р. 26–29. Это же разделение принято в статье: Фокин А.Р. Викторин Петавский // Православная энциклопедия. Т. VIII. М.,

2004. С. 459.

5

См.: Victorin de Petovio. Sur l’Apocalypse, suivi du Fragment Chronologique et de la Construction du Monde / Éd. M. Dulaey // SC. T. 423. Paris, 1997. P. 24–25.

6

См.: Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. С. 444–447; 551–563.

7

См.: Decretum Gelasii / Ed. J.P. Migne // PL. T. 59. Paris, 1862. Col. 163–166.

8

Каролингский минускул. В новое время рукопись хранилась в библиотеке Ламбетского дворца в Лондоне.

9

Victorinus Petaviensis. Tractatus de fabrica mundi / Ed. J. Cave // SEHL. T. 1. Basileae, 1741. P. 148–149.

10

De sancto Victorino episcopo Petavionensi et martyre. Tractatus de fabrica mundi / Ed. J. P. Migne // PL. T. 5. Paris, 1844. Col. 301–314.

11

Victorinus Petaviensis. De fabrica mundi / Ed. J. Haussleiter // CSEL. T. 49. Vindobonae, 1916. P. 3–9.

12

Victorin de Petovio. De la Construction du Monde / Ed. M. Dulaey // SC. T. 423. Paris, 1997. P. 137–149.


Источник: Хандога Н.А. Трактат «О сотворении мира» свт. Викторина Петавийского // Христианское чтение. Латинская патрология. 2011. № 2 (37). С. 6-9.

Комментарии для сайта Cackle