Раздел пятый. Современная западная философия
Только это я нашёл, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.
Глава I. Общая характеристика
Современная западная философия охватывает период с 20-х годов XIX в. до сегодняшних дней. Временные рамки не обусловливают полностью границы культурных рамок, современная философия начинает зарождаться во времена, когда ещё жили Гегель и Фейербах.
В XIX в. на первый план выходят совершенно иные философские проблемы, чем в XVII и XVIII вв. Хотя линия развития философии не прерывается и современная философия возникает не на пустом месте, но появляются и совершенно новые проблемы, не характерные для предыдущей философии. Во-первых, это отказ от философствования как такового. Например, возникают философские учения, которые вообще отрицают право философии на самостоятельное существование. Таков позитивизм и различные его разновидности – неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм, лингвистическая философия, аналитическая философия и т.д. Ограничить философию пытаются и философы-иррационалисты, в первую очередь Фридрих Ницше. Возникает философия жизни, основателем которой считается этот мыслитель, последователями его являются Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер. На основе философии жизни в 20–30-е гг. XX в. возникает философия экзистенциализма, для которой характерны не классические для философии проблемы познания, истины, бытия, а проблемы человеческого существования, воспринятые сквозь призму не совсем обычных для философии проблем – ужаса, отчаяния, страха.
Во-вторых, философские учения XIX–XX вв. характеризует гораздо большее внимание к человеку, чем ранее. Такие философские школы и направления, как философия жизни, экзистенциализм, персонализм, философская антропология, фрейдизм, психоанализ и течения, возникающие на их стыке, типа экзистенциального психоанализа, отличаются прежде всего своей направленностью на исследование личности – не абстрактного человека, не человека вообще, как сущности человека (той проблемой, которой философия интересовалась всегда, со времён Сократа), но именно проблемами личности.
Продолжают развиваться и классические философские школы. Неоднократно звучит лозунг «назад к ...» – назад к Канту, назад к Гегелю, назад к Локку, назад к Гоббсу, назад к Декарту. Таким образом возникают различные философские направления: появляются неокантианство, неогегельянство. В 10–20-х гг. XX в. возникает феноменология, основанная Э.Гуссерлем. Это мощное философское направление классического типа, повлиявшее на становление множества других философских течений, прежде всего на экзистенциализм.
Для философии XIX–XX вв. характерно резкое противопоставление христианству. Это объемлет множество философских течений, но отнюдь не все. Такие течения, как марксизм, фрейдизм, ницшеанство, открыто враждебны христианству. Но возникают философские течения и явно христианской направленности. Это персонализм, неотомизм, тейярдизм и др.
Велик интерес к социальным вопросам. Они поднимаются в марксизме, в философии Франкфуртской школы, в экзистенциализме, прагматизме.
Возникает вопрос: зачем нужно изучение современной философии?
Вышеназванные учения составляют основу ментальности современного человека. Современный человек, часто даже не отдавая себе отчёта, разделяет то или иное философское мировоззрение. Как правило, это или позитивизм, или марксизм, или психоанализ, может быть, и другое учение. Современный человек живёт под влиянием интеллектуальных идолов, которые к тому же навязываются средствами массовой информации. Поэтому для того чтобы успешно заниматься миссионерской, пастырской, преподавательской деятельностью среди современных людей, нельзя не знать основы их мировоззрения.