Азбука веры Православная библиотека епископ Вениамин (Платонов) Юбилейное торжество преосвященного Вениамина, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии

Юбилейное торжество преосвященного Вениамина, епископа Кинешемского, викария Костромской епархии

Источник

29 сентября сего 1896 года исполнилось 60 лет со времени назначения на службу по духовно-учебному ведомства Преосвященного Вениамина, Епископа Кинешемского.

Преосвященный Вениамин – уроженец Курской губернии, сын священника о. Николая Платонова; в мире носил имя Василия. Образование Василий Николаевич Платонов получил в Курской духовной семинарии и Киевской духовной академии, где в июне 1845 г. окончил курс учения по первому разряду и в январе 1846 г. удостоен степени магистра. Службу Василий Николаевич начал с должности помощника ректора по учебной части, т. е. преподавателя богословских наук в родной ему семинарии – Курской, назначенный на эту должность определением Духовно-учебного Управления от 24/29 сентября 1845 г. Будучи профессором семинарии Курской, Василий Николаевич, вследствие прошения своего, в июне 1848 г. был пострижен в монашество, с именем Вениамина, а в августе месяце того же года инок Вениамин рукоположен был сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха. В декабре месяце 1851 г., профессор Курской духовной семинарии иеромонах Вениамин Платонов, определением Св. Синода, перемещен был в Литовскую духовную семинарию на должность инспектора и профессора по классу логики, психологии и латинского языка. Здесь о. Вениамин, в январе I860 г., по определению Св. Синода, за отлично-усердную службу, возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. В декабре 1859 г., о. архимандрит Вениамин перемещен Св. Синодом на должность инспектора и профессора богословских наук в Казанскую духовную академию, а в марте месяце 1864 г. – на должность ректора и профессора богословских наук в Харьковскую духовную семинарию и назначен настоятелем Старо-Харьковского Преображенского монастыря; в то же время, на основании устава духовных консисторий, он должен был вступить в исполнение обязанностей члена Харьковской духовной консистории. Должность настоятеля монастыря и члена консистории о. Вениамин в 1867 году должен был оставить, по силе требований нового устава духовных семинарий, высочайше утвержденного 14 мая 1867 года; но в должности ректора и преподавателя Харьковской семинарии он пробыл по июнь месяц 1872 г. 24 июня 1872 г. высочайше утвержден был всеподданнейший доклад Св. Синода о бытии ректору Харьковской духовной семинарии, архимандриту Вениамину епископом Сумским, виварием Харьковской епархии и 30 июля, того же года, о. архимандрит Вениамин хиротонисан был во епископа. Епископом Сумским Преосвященный состоял до 9 апреля 1883 г., когда состоялось высочайшее утверждение всеподданнейшего доклада Св. Синода о бытии ему епископом Кинешемским, виварием Костромской епархии. – За служебные отличия Преосвященный имеет ордена: св. Владимира 2-й и З-й степени, св. Анны 1-й ст., 2-й ст. с императорской короной и 3-й ст.; кресты имеет: магистерский, наперсный, жалуемый Св. Синодом пресвитерам и наперсный в память войны 1853–1856 гг. Орден св. Владимира 2-й степени Преосвященный получил за свою отлично-усердную пятидесятилетнюю службу пред своим юбилейным торжеством. Отроду Преосвященному 78 лет.

В Костромской епархии и в ближайших в Костроме местностях Ярославской епархии, Преосвященный Вениамин пользуется славой благопоспешного молитвенника и благосоветливого старца. Ищут его молитвы и благого совета, наставления, утешения, ободрения и духовные, и миряне, горожане равных слоев общества и поселяне-простолюдины; раскрывают пред ним свои греховные язвы, умоляя об их врачевании, лица всех состояний общественных, всех возрастов и никому отказа в требуемом не бывает, и никто тощ от него не возвращается. В этом отношении для страны Костромско-Ярославской, он имеет такое же значение, как и о. Иоанн Кронштадтский для всей православной России. Простолюдины так и величают его другим батюшкой Иоанном, владыкой святым, понимая последний эпитет не в смысле только владыки духовного, освещенного высшей благодатью священства, преосвященного, но в собственном смысле святого, праведника.

Понятна, посему, скорбь граждан Костромы, когда за несколько дней до 20 сентября в городе распространился слух, что Преосвященный Вениамин тяжко болен. Преосвященный, действительно, недели за две до своего юбилейного торжества, заболел и нелегко (воспалением легких), но ко времени юбилейного торжества своего оправился от болезни настолько, что 29 сентября смог, хотя и с трудом, отслужить божественную литургию и после оной благодарственное Господу Богу молебствие в Ипатьевском монастыре, в храме свв. Хрисанфа и Дарьи, и сделать прием в своих покоях желавших лично приветствовать его с знаменательным днем его служения. Сослужили здесь Преосвященному священноиноки монастыря Ипатьевского, депутаты от Кинешемского духовенства, протоиерей И. Г. Климентов и священник И. Николаевский.

В г. Костроме, с вечера на 29 сентября, в кафедральном Успенском соборе, в домовых церквах при духовной семинарии и духовном училище, в Богоявленском женском монастыре и во всех приходских храмах, согласно указа консистории от 20 сентября 1895 г, совершены праздничные бдения преподобному Кириаку отшельнику, a 29 сентября в первой половине дня литургия и после оных, благодарственные молебствия о здравии и благоденствии Его Преосвященства. В кафедральном Успенском соборе божественную литургию священнодействовал, в сослужении соборного духовенства, сам Владыка Костромской, Преосвященный Виссарион. После литургии, он же, в сослужении соборного и приходского духовенства, совершил благодарственное Господу молебствие о здравии и долгоденствии своего сотрудника-юбиляра, предварив его поучением применительно к торжеству; заключено было молебное пение многолетиями Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Св. Синоду, Преосвященному Виссариону и Преосвященному Вениамину.

После литургии в кафедральном соборе, начали собираться, в покоях Преосвященного Владыки Виссариона, желавшие лично приветствовать Преосвященного юбиляра. К часу пополудни здесь собрались: духовенство Костромского кафедрального собора и Костромское приходское духовенство с кафедральным протоиереем И. Г. Поспеловым во главе, служащие в Костромских духовно-учебных заведениях во главе с отцом ректором семинарии архимандритом Менандром, депутаты от духовенства г. Кинешмы: протоиерей Н. Г. Клиентов и священник И. Николаевский, депутат от Кинешемского духовного училища, помощник смотрителя сего училища Д Д. Целиков, представители Костромского городского общества: заместитель городского головы Илья И. Сапожников и член управы Ник. Ив. Зимин, представитель Кинешемского городского общества городской голова Иван Леонтьевич Душин, депутаты от Вичугских единоверцев: Александр Федор. Морокин и Ив. Александрович Миндовский, настоятельница Кинешемской Вознесенской общины монахиня Антонина, посланный от настоятеля и братии Чухломского Авраамиева монастыря иеромонах Пахомий и другие. Во главе этого собрания стал сам Костромской Архипастырь, Владыка Виссарион и в час пополудни повел его в покои своего помощника-юбиляра. Преосвященный юбиляр встретил собрание в своем приемном зале, украшенный знаками ордена св. Владимира 2-й ст., переданными ему за несколько дней до торжества и золотым наперсным крестом, поднесенным от Кинешемского духовенства накануне торжества. Владыка Виссарион, приветствуя юбиляра с торжеством от себя лично, благодарил его за сотрудничество в прямом деле архипастырском. «Наша первая обязанность – так приблизительно говорил Владыка – есть обязанность учительства и духовного руководства. Вы, по телесным своим немощам, не имеете возможности учить в храме, зато Вы учите в своем доме: здесь, в своих кельях, Вы воздвигли для себя кафедру духовного учителя и эта кафедра осаждается целыми толпами жаждущих духовного наставления, обличения, вразумления, утешения и ободрения. С этой стороны, Вы восполняете мой недостаток, ибо внебогослужебными собеседованиями я занимаюсь гораздо меньше, чем Вы». Это публичное признание, самим Костромским Архипастырем несомненных и великих заслуг своего помощника, глубоко тронуло всех присутствовавших, a самого юбиляра несколько смутило: растроганным голосом он благодарил Владыку за благоснисходительность к себе. Приветствуя затем юбиляра от обители Ипатьевской, настоятель оной, тот же Владыка Виссарион, поднес ему в благословение образ Пресвятой Троицы – храмового праздника этой обители. После земного поклона Преосвященный юбиляр лобызал икону и благодарил подносителей. После Преосвященного Владыки Виссариона приветствовали юбиляра: от Костромского духовенства – кафедральный протоиерей И. Г. Поспелов, от духовной семинарии и всех духовных училищ епархии – ректор семинарии архимандрит Менандр, от Кинешемского духовенства – протоиерей Кинешемского Успенского собора Η. Г. Клиентов, от Кинешемских граждан – Кинешемский городской голова Иван Леонтьевич Душин, от Кинешемского духовного училища – помощник смотрителя Д. Д. Целиков, от Костромских граждан – Илья Ив. Сапожников, от Вичугских единоверцев – Ал. Федор. Моровин, от Чухломского Авраамиева монастыря – иеромонах Пахомий, настоятельница Кинешемской Вознесенской общины монахиня Антонина, Костромской вице-губернатор Оскар Карлович Моллер, директор народ. училища Костромской губернии В. А. Петровский, управляющий Костромской контрольной палатой В. Ф. Снегирев, секретарь Костромской дух. консистории A. А. Пятницкий, секретарь Костром. контр. палаты Л. А. Слободский и другие почитатели юбиляра. – Костромской кафедральный протоиерей, приветствуя юбиляра от Костромского городского духовенства, прочел следующий адрес, подписанный духовенством с Преосвященным Архипастырем во главе:

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, Милостивый Архипастырь и Отец!

Ныне исполнилось пятьдесят лет Вашего служения св. церкви и дорогому отечеству. Целое полстолетие просвещали Вы вверенных Вашему смотрению чад Божиих. В качестве наставника высшего и средних духовно-учебных заведений, Вы внедряли в сердца юношей православное вероучение и руководили ими в правилах христианской жизни. Вы распространяли духовное просвещение богомудрыми Вашими писаниями, которые далеко разносились печатными органами, состоявшими под Вашей редакцией и издавались отдельными книгами. Несколько десятков лет, Вы были усердным и добрым помощником Харьковских и Костромских святителей в управлении епархиями. Обильной струей течет Ваше любвеобильное слово, соединенное с святительской молитвой, в сердца людей, ежедневно и в большом числе, стекающихся к Вам и ожидающих услышать от Вас духовный совет, вразумление и утешение в скорбях и болезнях. Рука Ваша неоскудно раздает помощь неимущим.

Костромское городское духовенство, духовно-учебные заведения и духовная консистория, во главе с Архипастырем, приносят Вашему Преосвященству усердное поздравление с знаменательным днем Вашей жизни и просят Вас принять лепту в обеспечение стипендии Вашего имени для учеников, воспитывающихся в духовно-учебных заведениях епархии. Пусть эта стипендия веки вечные напоминает о Вашем служении в Костромской епархии и о нашем искреннем и глубоком уважении к Вам.

Да сохранит Вас Милосердый Господь в добром здравии и душевном спокойствии на многие лета.

Ректор семинарии приветствовал следующим адресом, подписанным всеми служащими в семинарии:

Ваше Преосвященство, Многомилостивейший Отец и Архипастырь!

Полвека тому назад, в настоящий день состоялось назначение Ваше на службу по духовно-учебному ведомству и с этого времени, в продолжение 27 лет, непрерывно Вы несли тяжелое бремя по воспитанию и образованию духовного юношества, в должностях –профессора родной Вам семинарии – Курской, профессора и инспектора Литовской семинарии, профессора и инспектора Казанской духовной академии, ректора и профессора семинарии Харьковской. Само по себе и по своей продолжительности, нелегкое несение этого бремени отягчалось для Вас обстоятельствами времени: усиленными движениями мысли во всех слоях русского общества, особенно же в учащемся юношестве, – великими реформами во всех областях русской общественной жизни, не всегда благоприятно отзывающимися на учащихся и наконец, реформой духовно-учебных заведений по уставу 1867 года. Для исполнения одного этого служения требовалось от Вас двойное-тройное напряжение сил, великая мудрость, опытность и осторожность. Но, кроме прямого и непосредственного служения делу образования и воспитания духовного юношества в трех средних и одном высшем духовно-учебных заведениях, Вы, в то же время, несли и другое бремя – по духовному образованию и воспитанию самого русского общества и служителей церкви, участвуя в редактировании академического духового журнала «Православный Собеседник», состоя членом цензурного комитета при академии и редактором, издававшегося в Харькове, духовного журнала «Духовный Дневник». Ho и этого бремени, как-будто мало было для Вас; по крайней мере, ближайшее начальство Ваше, очевидно, так смотрело на дело, ибо одновременно с этим, не раз призывало Вас к наблюдению за производством построек и перестроек в разных духовно-учебных заведениях, в качестве члена временных строительных комитетов, – поручало ревизию духовно-учебных заведений; наконец, пред реформой 1867 года, когда наши духовно-учебные заведения изнемогали под бременем материальной нужды, то же начальство в Харькове призвало Вас к совещаниям по вопросу об изыскании средств к улучшению духовно-учебных заведений Харьковской епархии. Не говорим уже о должностях члена консистории и настоятеля монастыря, которые при действии старого устава духовных семинарий, несли Вы, как ректор семинарии; ибо и эти должности не были простым званием или названием, наименованием, но возлагали на именовавшихся известные обязанности и ответственность. Исполнение же всех этих поручений и второстепенных обязанностей, из коих каждая в настоящее время поручается особым лицам, требовало еще большего напряжения сил с Вашей стороны, высшей мудрости, разносторонней опытности. Неудивительно поэтому, что когда Вы, призванные к епископскому служению, чрез несколько лет прибыли в наш город, то явили в себе такой свет христианских и пастырских добродетелей – веры, любви и молитвы, что невольно и всецело покорили себе сердца наши; а когда Вы, в отсутствии епархиального начальника, исполнили его обязанности, то открыли пред нами свет просвещенного ума Вашего и опытности административной.

Почтительнейше приветствуя Ваше Преосвященство с днем исполнившегося пятидесятилетия, такого многотрудного и многополезного служения Вашего церкви о отечеству, Костромская духовная семинария усерднейше молит Бога Благодателя нашего, да подаст Он Вам здравие и спасение, и во всем благое поспешение. В ознаменование же этого светлого дня служащие, в семинарии и духовных училищах Костромской епархии, вносят посильную лепту, для образования в распоряжение Костромского общества попечения о бедных учащихся, капитала имени Вашего Преосвященства для ежегодной выдачи из процентов с оного пособия одному из бедных учащихся в духовно-учебных заведениях Костромской епархии. Г. Кострома. 29 сентября 1895 года.

Лепта служащих в духовно-учебных заведениях Костромской епархии, духовенства города Костромы и старосты Костромского кафедрального собора П. Парам. Наливина составила капитал в 614 p., который и передан в Костромское общество попечения о бедных учащихся под именем катала Его Преосвященства, Преосвященного Вениамина, Епископа Кинешемского, для выдачи из процентов с оного ежегодного пособия бедным ученикам духовно-учебных заведений Костромской епархии.

Кинешемский протоиерей прочитал следующий адрес, подписанный всеми священнослужителями и церковными старостами г. Кинешмы:

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, Милостивейший Архипастырь и Отец!

Сегодня, 29 сентября 1895 года, знаменательный день Вашей жизни. В этот день завершилось 60-ти летие Вашей многосторонней и многоплодной деятельности – педагогической, пастырской и архипастырской. С чувством благоговения и умиления, вникая духовным оком в сие Ваше делание, мы не можем не высказать при этом духовной радости, наполняющей ныне сердца наши. По изволению высшей церковной власти и сизволению Самодержца, Вы, Милостивый Архипастырь и Отец, последние годы делания Вашего посвящаете Костромской епархии, именуясь епископом Кинешемским. Несколько лет тому назад Вы, Ваше Преосвященство, посетили град свой, удостоив молитвенного общения и архипастырского поучения свое духовное стадо – стадо словесных овец своих. В памяти Кинешемского духовенства и граждан города живо и неизгладимо воспоминание о незабвенном посещении Вашем города Кинешмы. Мы, недостойные служители Божия алтаря, непрестанно молим, будем молить всеблагого Бога, – да продлит Он, Всемогущий, драгоценную жизнь Вашу на долгие лета, дабы паки воспользоваться нам драгоценными плодами Вашей архипастырской деятельности и не раз еще сподобляться видеть Вас в граде своем благословляющим и поучающим нас – духовных чад своих. Испрашивая святых молитв Ваших, с соизволения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Виссариона, Епископа Костромского и Галичского – нашего Архипастыря, почтительнейше просим Вас, Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец, в знак архипастырской любви к нам, принять от нас наперсный крест для молитвенного общения и памятования сего знаменательного дня жизни Вашей.

Золотой наперсный крест поднесен был юбиляру еще накануне торжества, адрес же вручен был ему в изящной бархатной златотисненной папке.

Помощник смотрителя Кинешемского духовного училища приветствовал Его Преосвященство следующим адресом от училища:

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыко, милостивый Архипастырь и Отец!

Молитвенно встречают и сердечно приветствуют, Ваше Преосвященство, исполнение пятидесятилетнего служения Вашего церкви и отечеству, начальствующие и наставники соименного Вам, по Вашему епископскому служению, Кинешемского духовного училища.

Разумеют и чтят они, в лице Вашего Преосвященства, верного служителя Христова и благоговейного совершителя таин Божиих, дерзновенного предстателя престолу Господнего и ходатайственного церковного молитвенника, благосовестливого старца Божия и действенного пособника людям в добрых начинаниях.

На память о знаменательном юбилейном дне Вашем они просят Вас благоволительно принять от них богослужебную книгу «Чиновник». Это – внешний знак и глубокого их почитания к Вашему святительскому служению и выражение желания поминать их во святых молитвах Ваших при совершении литургии.

При этом поднесена была юбиляру книга «Чиновник» – в бархатном переплете, украшенная на лицевой доске сребропозлащенным окладом с священными изображениями в средине и по углам.

Заместитель Костромского городского головы, член городской управы Илья Иванович Сапожников – от Костромского городского общества. Кинешемский городской голова Иван Леонтьевич Душин – от Кинешемского городского общества, Александр Федорович Морокин и Иван Александрович Миндовский – от Вичугских единоверцев, отец иеромонах Пахомий – от Чухломского Авраамиева монастыря, монахиня Антонина – от Кинешемской Вознесенской общины приветствовали Его Преосвященство – каждый несколькими, безыскусственными, но теплыми словами, выражавшими чувства глубокого уважения и благодарности к Преосвященному за его труд молитвенный с ними и за них, и за его благопопечительность о представляемых ими обществах и лицах, и пожелания доброго здоровья и долгоденствия; при чем от Костромского городского общества поднесена была юбиляру икона Христа-Спасителя в дорогой и изящной сребропозлащенной с эмалевыми украшениями ризе, от Кинешемского городского общества – не менее, если не более ценная по внешней отделке, Феодоровская икона Божией Матери, от Вичугских единоверцев – Казанская икона Божией Матери – в сребропозлащенной дорогой ризе, от Чухломского Авраамиева монастыря – икона Преподобного Авраамия, от Кинешемской Вознесенской общины – шитый пояс и просфора.

Все эти приветствия Преосвященный юбиляр, несмотря на старческую немощь, усиленную предшествовавшей знаменательному дню тяжелой болезнью, выслушал стоя и на каждое отвечал теплым словом благодарности, применительно к содержанию приветствий и роду подношений. В заключение каждому из присутствовавших преподано было Преосвященным юбиляром архипастырское благословение.

По отбытии всех этих поздравителей, Его Преосвященство посетили: Его Превосходительство, Костромской губернатор, тайный советник Александр Романович Шидловский и Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Ионафан, Архиепископ Ярославский и Ростовский.

Заочно Преосвященного юбиляра приветствовали с монаршей наградой, по случаю исполнившегося пятидесятилетия служения его: Его Высокопревосходительство, Господин Обер-Прокурор Св. Синода Константин Петрович Победоносцев – письмом от 20 сентября и Его Превосходительство, г. товарищ Обер-Прокурора Св. Синода Владимир Карлович Саблер – письмом от 20-го же сентября. Оба эти приветствия получены были еще до дня юбилейного.

В сам день юбилейный получены юбиляром приветственные телеграммы: от духовенства – Нерехтского, Юрьевецкого, Солигаличского, Чухломского и Ветлужского, от духовных училищ – Макарьевского, Галичского и Солигаличского, от учителя Кинешемского духовного училища Николая Ханова, из Макарьева – от иеромонаха Пахомия, из Плеса – от благочинного Лаговского, из Больших-Солей – от благочинного Павлинского, из Пучежа – от благочинного Капитона Дроздова, из Ветлуги – от священника Всеволода Ильинского, из Харькова – от Архангельского, из Купянска – от протоиерея Левандовского.

Настоятель и братия Предтеченского Железноборовского монастыря, письменно приветствуя Его Преосвященство с юбилейным днем, прислали ему образ Христа Спасителя, на память о дне сем.

Письменные приветствия нашего дорогого юбиляра, вероятно продолжаются и доселе. Из запоздалых приветствий, особенно хорошо характеризует Преосвященного, приветствие из Поневежа, Кавенской губернии, от протоиерея Софрония Зосимова. «Сейчас прочитал, пишет отец Софроний, о Высочайшем пожаловании Вам звезды св. Владимира 9-го сентября, Ужели и юбилей был в этот день? До слез тяжело. И помолиться сердечно я не мог о моем благодетеле в день его праздника. Прости, Владыко и Архипастырь святой и благостный и не припиши мое молчание грубому невежеству, непростительной неблагодарности и забвению. He знал и не мог узнать о дне юбилея, потому молчал. – Повергаюсь сам и повергаю всю преданнейшую и признательную сыновнюю любовь моего сердца пред Вами, Архипастырь. Знаю я Вашу жизнь трудовую, жизнь аскета, от дней юности все принесшего Богу… О, да будет закат этой жизни ясен, тих и мирен, преисполнен надежды на радость там, где светит незаходимое солнце радости! Знаю я Ваше сердце кроткое, голубиное… Верно слово Господа: блажени кротции, блажени чистии сердцем. О, да будет и Вашим жребием в обителях вечных Бога то, что Господь обещал кротким и чистым сердцем! – Тридцать два года я молюсь о Тебе, Архипастырь и Отец мой богоданный. Повергаю пред Тобой усердную молитву мою, которая умолкнет с последним биением преданного Тебе сердца. Благослови, прости, молись и люби меня, Отец мой незабвенный».

Подобным же образом, характеризуется личность юбиляра и в письменном приветствии благочинного 5-го Галичского округа священника Никтополиопа Комаровского, испытавшего, как видно из письма, на себе самом благодетельное влияние молитвы и благих советов Преосвященного.

Наконец, праздновавший 24-го сентября пятидесятилетний юбилей своего профессорства в Киевской духовной академии, товарищ Преосвященного no академическому учению, заслуженный ординарный профессор Дмитрий Васильевич Поспелов, приветствованный в свое время с его юбилейным торжеством от Преосвященного, писал нашему юбиляру:

«Сердечно благодарю Вас, дорогой и незабвенный мой товарищ по академии, за приветствие меня в день исполнившегося пятидесятилетия моего профессорства и в свою очередь, хотя и поздненько, приветствую и Ваше Преосвященство с исполнившимся пятидесятилетием Вашего служения церкви Божией, и поздравляю Вас с монаршей милостью».

О, дай, Боже, чтобы все эти благожелания исполнились на Преосвященном юбиляре нашем! Он вполне заслужил их. Дай ему Боже, здравия и долгоденствия на пользу и спасение наше, да молится о наших нуждах своей благопоспешной святительской молитвой и да руководит нас в вечному спасению своими богомудрыми поучениями и наставлениями: сие бо творя, по апостолу, и сам спасется, и послушающии его (1Тим.4:16).

А. Р-ий


Источник: Юбилейное торжество преосв. Вениамина, еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии, 29 сент. 1895 г. // Костромские епархиальные ведомости. 1895. № 21. С. 487-499.

Комментарии для сайта Cackle