Источник

Глава I. Последование вечерниГлава III. Полунощница

Часть вторая. О службах, положенных в священническом служебнике, и о постах

Глава II. Повечерие малое и великое

§1. Повечерие

Повечерие есть моление, бывающее после вечери или ужина, как и в Уставе (на листе 14) показано: и по еже вечеряти братиям, поем повечерие, яко обычай с каноном.

§2. Повечерие великое и малое

Повечерий два: великое, которое совершается во всю Четыредесятницу, и малое, совершаемое во все прочие дни. Великое называется так потому, что разделяется на три части во образ Святой Троицы, и для умилостивления Ее; а малое – потому, что оно короче великого, содержит одно последование, а не разделяется на три части, и читается всякий день. Псалмы же на нем заимствованы из великого – самые главные и избранные. Псалмов в сей службе, кроме славословия и Символа, три – во образ Троицы. Святейший же Символ веры читается здесь для исповедания нашей правой веры.

§3. В начале молений – «помилуй мя, Боже»

Псалом: помилуй мя, Боже, читается в начале как на малом повечерии, так и на многих других молениях. Содержание сего псалма Симеон Солунский (в гл. 305) описывает так: «прежде всего пятидесятый псалом, в котором изображается исповедание грешника, испрашивается, чтобы Бог умилостивился над ним, простил его, и чтобы Дух Святый не отступил от него, но обновился чрез смирение и сокрушение сердца его. Посему этот псалом мы читаем во многих службах прежде всего, потому что он повествует, во-первых, о преступлении Адама, а потом и всего рода нашего, как бывшего некогда в язычестве. Адам умертвил себя властию и преслушанием; язычники же, как неверные и прелюбодеи, отступили от Бога и умертвили свою душу, но милостию Сына Божия призваны и чрез нее получили обильно Духа Святого».

§4. «Верую во единаго Бога», читаемое на повечерии и на полунощнице

К трем псалмам, на повечерии, прилагается Символ веры : Верую во единаго Бога. Символ веры читается также и поутру, на полунощнице, по преданно отцев, которые говорят, что, восстав от сна, прослави Бога и исповедуй веру свою; изложение же нашей веры заключается в священном Символе. Некоторые же из преподобных говорят, что веру подобает возвещать утром и вечером для того, чтобы, если найдет смерть, то застала бы нас во исповедании.

§5. «Господи, помилуй», повторяемое сорок раз

Как на повечерии, на полунощнице и на всяком часе, так и на других молениях мы часто говорим: Господи, помилуй, сорок раз. Симеон Солунский (в гл. 325) спрашивает: «для чего на каждом часе и в других последованиях Господи, помилуй говорим мы сорок раз?» – Потом сам и отвечает: «Господи, помилуй читается сорок раз для освящения всего времени жизни нашей. Ибо десятина года, то есть, трех сот шестидесяти пяти дней, есть, как некоторые говорят, сорок; как и выражает это Великий пост (о чем смотри ниже, гл. 9, §8). А в другое время на молитвах мы читаем Господи, помилуй сорок раз для очищения, на всякий день и час, наших неизглаголанных грехов». В главе же 308, он объясняет, почему Господи, помилуй, а не другое что-нибудь, читается сорок раз: «читая Господи, помилуй сорок раз, мы этим приносим в жертву Богу десятину наших дней и часов и делаем это во всех службах, призывая на всех людей милость Божию. Ибо Он только может спасти нас, требующих при своих согрешениях помилования; и ничем иным мы не можем спастись, как только милостию Божиею; и сами собою мы не в состоянии умилостивить Его, но только прогневляем Его нашими делами, словами и помышлениями. Посему недостойны мы ни благодарить, ни славословить, ни просить Его, но только одно говорить: Господи, помилуй и надеяться на милость Божию». Тот же Симеон Солунский (в гл. 325) объясняет, почему после Господи, помилуй сорок раз, на повечерии, на полунощнице и на часах читается не другая какая-либо молитва, а только: Иже на всякое время, и что молитва сия содержит? «После Господи, помилуй читаем всегда молитву самую необходимую: Иже на всякое время и на всякий час. Она все содержит: молите Бога о наших душах, телах, помыслах, чувствованиях и делах; всем просите освящения, избавления от всякого искушения, ограждения и сохранения святыми ангелами, и познания славы Божией, то есть, чтобы Бог сподобил нас самым делом насладиться неприступным Божиим светлосиянием и благодатию».


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle