Ложь
Ораторам не будем подражать в искусстве лгать. Ибо ни в судах, ни других делах не прилична ложь нам, избравшим прямой и истинный путь жизни, – нам, которым предписано законом даже и не судиться (1).
* * *
Не должно лгать, но во всяком случае надобно говорить истину: но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:37); отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему (Еф. 4:25); не говорите лжи друг другу (Кол. 3:9) (4).
* * *
Умышленно ли только солгавший подлежит суду или и тот, кто по неведению сказал нечто, несогласное с истиной?
Явен суд Господа и на согрешающих по неведению, потому что Он сказал: который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12:48). Но во всяком случае при достодолжном покаянии есть твердая надежда на отпущение греха (5).
* * *
Если кто-то задумает сделать что-нибудь и не сделает, неужели и он судится, как лжец?
Если то, что подумал сделать, требуется заповедью; то осуждается не только как лжец, но и как непокорный, потому что [Господь] испытует сердца и утробы (Пс. 7:10) (5).
* * *
Надо ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное?
Этого не дозволяет сказанное Господом, который решительно говорит, что ложь от диавола (см. Ин. 8:44), не показывая никакого различия во лжи. И апостол также свидетельствует, написав: если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2Тим. 2:5) (5).