Успение Пресвятой Богородицы

Источник

Священные писатели новозаветные мало говорят нам о событиях из жизни Пресвятой Богородицы. И это потому, как говорит предание, что Богородице самой не было угодно, чтобы подробности святой Ее жизни вошли в содержание книг нового завета. Святые Апостолы, благоговея пред Пресвятою Девою, Матерью их Небесного Учителя, в своих писаниях действительно упомянули только о некоторых слишком немногих событиях из жизни Богородицы, умолчав о всех прочих.

Но тоже благоговение пред Благословенною Владычицею не могло не быть и причиною того, что почитатели Ее позаботились о сохранении для потомства подробностей касательно тех или других событий из Ее жизни.

Сама Пренепорочная Владычица некогда пророчественным голосом сказала о Себе: Се бо отныне ублажат мя вси роди1. Естественно ли забывать о том, кого мы ублажаем и почитаем?... Вот почему и в ряду праздников, установленных вселенской церковью в честь Преблагословенной Матери Господа, встречаются праздники не только в память таких событий из Ее святой жизни, которые известны из богодухновенных писаний новозаветных, но и таких, которые не известны из них, а известны по преданию, свято хранившему память о них.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы установлен именно в память одного из таких событий. Считая приличным времени изложить историю события, послужившего поводом к установлению праздника в пятнадцатый день Августа, мы будем излагать эту историю именно так, как она известна из предания2.

По совершении Спасителем великого дела искупления рода человеческого и по вознесении Его на небо, Пресвятая Матерь Господа оставалась еще не мало времени на земле среди Апостолов и других людей, благоговейно чтивших великое дело искупления, совершенное Ее Сыном – по человечеству. Услышав от Спасителя во время Его крестных страданий: жено, се сын твой3 – (слова, обращенные к Богородице и указывавшие на Иоанна Богослова), – се мати твоя4 – (слова, обращенные к Св. Иоанну Богослову и указывавшие на Богоматерь), – Она большую часть остальной своей земной жизни провела в дому Св. Иоанна Богослова. Во все это время она непрестанно горела желанием оставить земное поприще и переселиться в небесные обители, чтобы скорее видеть возлюбленного Сына своего, приявшего по вознесении на небо свою божескую славу. Об этом Она неоднократно молила и своего Господа. Свои молитвы к Нему Она воссылала на горе Елеонской, той самой, с которой славно вознесся на небеса Господь и Сын Ее.

Мало по малу приблизилось то время, которого Пренепорочная давно ожидала. За три дня до наступления славного Ее Успения, Господь послал к Ней Архангела Гавриила, того самого, который благовествовал Ей о рождении от Нее младенца Иисуса. Этот Архангел теперь должен был возвестить Богоматери о приближающемся переселении Ее к бессмертию. Пресвятая Дева, по обыкновению, возносила свои молитвы ко Господу на горе Елеонской. В это самое время и предстал к Ней небесный посланник Гавриил с радостной для Нее вестью. Возвестив о имеющим быть через три дня Ее преставлении, Архангел успокаивал Ее тем, что Она преходит к бессмертной жизни для вечного сожительства при Царе славы. В знак истинности своих слов, он дал Ей сияющую светом небесной благодати райскую ветвь от финикова дерева. Давая сию ветвь, Архангел присовокупил, что эту ветвь надобно будет нести пред смертным одром во время перенесения Ее тела на место погребения. Какова была радость Преблагословенной Владычицы, для которой наступило время вечно зреть в божественной славе своего возлюбленного Сына!... Полная благоговения, Она пала на землю, благодарила Бога, и в чувстве своего смирения, которое всегда украшало Богоматерь, молила Господа, чтобы Он избавил Ее по смерти от власти сатаны.

По совершении молитвы, Пресвятая Дева возвратилась домой. Лицо Ее в это время сияло небесною славою – светлее, чем лицо Моисея, беседовавшего с Богом на Синайской горе; в доме, в который она теперь пришла, произошло всеобщее потрясение от этой славы.

Пресвятая Дева начала готовиться к своему чудному исходу из сей земной жизни. Прежде всего Она возвестила о нем Св. Иоанну Богослову, в доме которого жила и к которому теперь пришла, а равно и всем другим, которые в то время присутствовали в этом доме. За тем Она повелела приготовить свечи, кадила и все потребное для своего погребения; а ветвь, которую дал Архангел, поручила Св. Иоанну Богослову, заповедав нести ее пред одром. Св. Иоанн Богослов тотчас же дал знать о приближающемся преставлении Богоматери Св. Апостолу Иакову, брату Божию, который был первым епископом в Иерусалиме, а равно всем сродникам и ближним. Св. Апостол Иаков со своей стороны разослал весть об этом не только по всему Иерусалиму, но и по всем его окрестностям. Вследствие этого стеклось множество народу в тот дом, в котором находилась Богоматерь. Все пришедшие, услышав из уст самой Богородицы о Ее переселении на небо и увидев данную Ей Архангелом финикову ветвь, начали горько плакать – по причине скорой разлуки с Той, Которую они так благоговейно чтили. Впрочем Пресвятая Богородица вскоре успокоила окружающих Ее, сказав им, что Она не оставит их в сиротстве и будет скорой помощницей и заступницей для тех, которые будут в ней нуждаться. – Успокоив окружающих, Она сделала предсмертное завещание. Две одежды, которые оставались после Нее, повелела отдать двум бедным вдовицам, во время Ее жизни прислуживавшим Ей. Свое тело Она повелела погребсти вблизи Иерусалима в Гефсиманской веси, находящейся при горе Елеонской, где были погребены Ее родители Иоаким и Анна, а также Иосиф, бывший Ее обручником.

Но тогда не было при Богоматери Св. Апостолов, кроме тех только, о которых было выше упомянуто; в это время они рассеялись по вселенной с Евангельской проповедью. Между тем Преблагословенной Владычице угодно было видеть их при своем преставлении, – и Она молила об этом своего Господа.

В то время, когда Она говорила предсмертное завещание, вдруг поднялся сильный шум, – и множество облаков окружило дом, в котором присутствовала Богоматерь. На этих облаках Ангелы, по повелению Божию, принесли из разных концов вселенной Апостолов. Они радостно встретились у дверей той храмины, в которой находилась Богородица, и недоумевали, что такое с ними произошло. Но вот с радостным лицом приветствует их Св. Иоанн Богослов, вышедший к ним на встречу, и объявляет причину, по которой совершилось над ними настоящее чудо. Апостолы входят в дом, приветствуют сидящую на одре Богородицу и сами приветствуются Ею. Услышав от Нее о Ее преставлении, они начинают скорбеть, но тотчас же получают утешение, подобное тому, какое Пресвятая Богородица дала тем лицам, которые явились к Ней прежде Апостолов и также сетовали. Во время Ее беседы с Апостолами, явился пред Ней и радостно Ее приветствовал Св. Апостол Павел, который предстал пред Ней вместе с близкими к нему людьми: Дионисием Ариопагитом, Иерофеем так называемым – дивным, и Тимофеем. Тут же явились и прочие Апостолы из семидесяти. Всех их Пресвятая Богородица приветствовала своими благожеланиями.

Наконец настал и третий день после архангельского благовестия (пятнадцатый день месяца Августа), а с ним наступил и давно ожидаемый час. Пренепорочная Дева возлегла на свой одр. В доме зажжены были многие свечи и начато было Св. Апостолами славословие к Богу. Во время молитвы вдруг отверзся покров дома, в котором находились Апостолы и другие лица вместе с Богородицей, – и небесная слава осенила всех присутствовавших. Все они пришли в смущение. Взору их представился сам Царь Славы Христос с бесчисленным множеством Архангелов, Ангелов и всех небесных сил, а также с Праотцами и Пророками. Увидев приближающегося Господа, Богоматерь снова пришла в восторг и радостно воскликнула: ”величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея”5, – и поклонилась своему Господу. Господь начал звать Ее в обители жизни вечной. Пресвятая Богородица снова повторила пред Господом свою молитву о том, чтобы Он сохранил Ее от всякой сатанинской власти, и, быв Им успокоена, ответствовала Ему словами Давидова псалма: “готово сердце Мое Боже, готово сердце Мое”6, присовокупив к ним древнее свое слово: “буди Мне ныне по глаголу Твоему”7. После того опять возлегла на одр и, не чувствуя никакой болезни, которой мучается смертный человек перед своим исходом, отдала душу свою Господу Богу. Душа Преблагословенной Владычицы была несома в горние обители руками Самого Господа, при торжественном Ангельском пении: “радуйся благодати исполненная, Господь с тобою, благословенна Ты в женах”8. Долго смотрели Апостолы на сие чудное видение, – и наконец оно скрылось от их глаз. Перед ними осталось одно тело Богородицы, наполнившее дом такими благовониями, которые превосходили всякие земные ароматы. Все окружающие одр Богородицы с благоговением лобызали Ее пречистое тело; все страждущие болезнями получали исцеление от них, при одном только прикосновении к одру.

Наступило время перенесения пречистого тела Богородицы на указанное Ею место погребения. Св. Апостолы – Петр, Павел, Иаков, брат Божий, и другие взяли одр на свои рамена. Иоанн Богослов взял финиковую ветвь. Торжественно-умилительное шествие, при многочисленном стечении народа, со свечами и кадилами, направилось от Сиона через город Иерусалим к Гефсиманской веси, оглашая воздух пением священного псалма Давидова “во исход Израилев от Египта”9 с припевом к каждому стиху “аллилуйя”, – и других торжественных и благодарственных псалмов. Во время сего торжественного шествия над одром Богородицы и над окружающими его несся облачный, озаренный необыкновенным светом, большой величины круг на подобие венца, и в то же время на облаках слышалось чудное ангельское пение.

Иудеи, жившие в Иерусалиме, скоро услышали погребальное пение и увидели торжественное шествие; узнали об этом архиереи и книжники иудейские. Всегда пылая ненавистью к Иисусу и Его последователям, они и теперь, видя, с какой честью и славой ревностные последователи Христа сопровождали пресвятое тело Богородицы, исполнились страшной ярости и злобы. Начальники иудейские тотчас же выслали свое войско и научили народ с оружием и дрекольями напасть на христиан, сделав при этом такое распоряжение: – всех окружающих одр разогнать, учеников Христовых изранить, а тело Марии предать огню. Но едва эта яростная и дерзкая толпа неверных начала приближаться к последователям Христа, как тот светлый облачный круг, который доселе несся над головами окружающих одр и над самим одром, спустился на землю и отделил неверных от верных, которые таким образом сделались безопасны. Кроме того, в наказание и предупреждение всякого зла, дерзкие тотчас же были поражены ангелами слепотой. Особенной дерзостью отличился в это время подоспевший тут один иудейский священник по имени Афоний. Он начал перед одром Богородицы изрыгать самые страшные богохульства и ругательства, как на Нее, так и на Сына Ее, Господа нашего. Этого мало. Со всем неистовством он бросился к одру Богородицы. Но едва коснулся одра, дерзкие его руки были невидимо отсечены Ангелом и сам он пал со страшным воплем. Это ужасное наказание вразумило несчастного, который тут же раскаялся и в своей настоящей дерзости, и в своем прежнем упорстве, с каким противился очевидной истине, – и исповедал Мессию Сына Божия. После этого Афоний, по воле Ап. Петра, приложив, с верой в Сына Божия и заступничество Богоматери, остатки своих рук к тем частям, которые висели при одре, получил исцеление. Он радостно возблагодарил Господа и сопровождал тело Богородицы до Гефсимании. Подобно Афонию, и другие тотчас же получали исцеление, как скоро начинали раскаиваться в своем дерзком намерении.

Пришедши к Гефсиманской веси, Апостолы, при всеобщем плаче народа, совершили погребение пречистого тела Богородицы. Благоговея пред Той, Которая отошла от них, Апостолы не спешили удалиться от места погребения. Они оставались при Ее гробе еще три дня, совершая псалмопения.

По смотрению Божию, во время преставления Богоматери не было одного из Апостолов, именно Фомы. Теперь, в третий день после преставления, приспел в Гефсиманию и Апостол Фома. Услышав обо всем, без него случившемся, он начал горько и безутешно скорбеть. Прочие апостолы сжалились над ним и с общего согласия решились открыть гроб Богородицы, чтобы Апостол Фома, не получивший от Нее предсмертного благословения, мог по крайней мере своими устами лобызать пречистое Ее тело. Отвален был камень при гробе, открыт самый гроб, – и великое чудо! Во гробе не было того тела, которое за три дня в нем было положено; гроб был пуст, в нем остались одни погребальные пелены. Благоговейно и со слезами лобызая оставшуюся во гробе плащаницу, Апостолы начали молить Господа, чтобы Он открыл им, куда скрылось пречистое тело Богородицы. И вот, когда к вечеру они укрепили себя пищей и начали славить Пресвятую Троицу, вдруг услышали над собой ангельское пение и, воззрев на небо, увидели на воздухе Пречистую Деву в небесной славе, окруженную множеством Ангелов. Она радостно приветствовала Апостолов. Выразив радость по случаю сего явления Богоматери, они уразумели, что пречистое тело Ее в третий день было воскрешено Господом и Богом и взято на небо. Взяв оставшуюся после Богородицы плащаницу, верные разошлись, а Апостолы, опять быв подняты на облака, отнесены чудесным образом каждый в ту страну, где доселе проповедовал.

Это славное событие и послужило основанием к установлению в пятнадцатый день Августа праздника в честь Богоматери, именуемого праздником “Успения Пресвятой Богородицы”. Праздник в сей день установлен в царствование благочестивого Греческого Царя Маврикия.

* * *

2

Сведения мы заимствуем из Четьи-Минеи.

5

Слич. Лк.1:46–47.

6

См. Пс.107.

7

Слич. Лк.1:38.

8

Слич. Лк.1.28, а также 42.


Источник: Розанов В.Я. Успение Пресвятой Богородицы // Владимирские Епархиальные Ведомости. 1865. № 16. С. 877-886.

Комментарии для сайта Cackle