Азбука веры Православная библиотека Василий Яковлевич Розанов Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви

Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви

Источник

Содержание

Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия

Часть I. О богослужении в период времени пения Октоиха Отдел I. О богослужении недельных, или воскресных, дней Глава I. О богослужении воскресных дней, если не случится никакого праздника Глава 5. О богослужении воскресных дней, если случится богородичный двунадесятый праздник Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник Главы 7 и 8. О богослужении воскресных дней, если случится одно предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, или же будет еще какое-нибудь торжество. Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Отдел II. О богослужении седмичных дней периода времени пения Октоиха Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак Глава 12. О богослужении седмичных дней при святом, поемом на 6, именуемом шестеричным и отмеченном в Типиконе знаком черными чернилами Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами Главы 14 и 15. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имеющий полиелей и отмеченный в Типиконе знаком 🕂, один или с предпразднством либо попразднством господского или богородичного праздника Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком 🕁 Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком 🕂 Глава 18. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится богородичный дванадесятый праздник Глава 19. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Глава 20. О постовом богослужении седмичных дней понедельника, вторника, среды, четверга и пятка Отдел III. О богослужении субботних дней периода времени пения Октоиха Глава 21. О богослужении субботних дней при святом, имеющем тропарь, но в Типиконе не отмеченном никаким знаком Главы 22 и 23. а) о богослужении субботних дней, если случатся два святых, б) если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника Главы 24 и 25 Главы 26 и 27 Главы 28 и 29 Главы 30 и 31 Перечень праздников периода времени пения Октоиха, не относящихся к разряду двунадесятых господских и богородичных и святых с знаками 🕃 (черными и красными чернилами) 🕂 , 🕁 , 🕀 и замечания о богослужебном уставе сих праздников О храмовых праздниках в честь святых и о так называемых храмовых главах Типикона Отдел IV дополнительный Глава 32. О вечерних стихирах на Господи, воззвах Глава 33. О канонах малого повечерия в период времени пения Октоиха Глава 34. О тропарях и кондаках малого повечерия периода времени пения Октоиха Глава 35. О чтении кафизм на вечерни, утрени и часах в течение целого года Глава 36. О назидательных чтениях на утрени и других службах О величаниях в течение всего года Глава 37. Об утренних канонах в течение всего года Глава 38. О катавасиях, в течение всего года поемых в господские, богородичные и нарочитых святых праздники и в недели в течение всего года (Типик., гл. 19 и др.) Глава 39. Об утренних хвалитных стихирах Глава 40. О тропарях и кондаках на часах периода времени пения Октоиха Глава 41. О литургийных антифонах и блаженнах всего года Глава 42. О литургийных тропарях и кондаках периода времени пения Октоиха Глава 43. О кондаках в последовании изобразительных периода времени пения Октоиха, отправляемом тогда, когда почему-либо нет литургии, с предварительным изображением его порядка Глава 44. О литургийных чтениях из Апостола и Евангелия в течение всего года Глава 45. О литургийных прокимнах пред апостолом, аллилуиариах после апостола и причастнах в период времени пения Октоиха Глава 46 (дополнительная). О литургийных прокимнах, апостолах, аллилуиариах, евангелиях и причастнах при заупокойной службе Глава 47. Об отпустах при окончании различных служб в течение всего года Часть II. О богослужении во дни пения Триоди Постной. Отдел первый о богослужении приготовительных к Великому посту дней Главы 1–9. О богослужении приготовительных к Великому посту недель (воскресных дней) Глава 10. О богослужении в недели Мытаря и Фарисея, Блуднаго, Мясопустную и Сыропустную, если случится храмовый праздник святаго Глава 11. О богослужении Сырной седмицы Глава 12. О богослужении Сырной седннцы, если случится память Трех святителей 30 января Глава 13. О богослужении Сырной седмицы, если случится предпразднство Сретения Господня 1 февраля Глава 14. О богослужении Сырной седмицы, если случится праздник Сретения Господня Глава 15. О богослужении Сырной седмицы, если случится попразднство Сретения Господня Глава 16. О богослужении Сырной седмицы, если случится отдание Сретение Господня Глава 17. О богослужении Сырной седмицы, если случится Обретение главы Предтечи 24 февраля Отдел второй о богослужении О богослужении во дни св. Четыредесятницы Глава 18. О богослужении в недели (воскресные дни) св. Четыредесятницы 1, 2, 3, 4 и 5, а также о богослужении недели Ваий Глава 19. О богослужении воскресных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи Глава 20. О богослужении седмичных, или, иначе, постных, дней св. Четыредесятницы Глава 21. О богослужении постных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (11 и 12 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 190 на обор. и 192) Глава 22. О богослужении тех субботних дней св. Четыредесятницы, в которые на утрени положено петь „Бог Господь“, а также о богослужении Лазаревой субботы Глава 23. О богослужении субботних дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (9 и 13 мр. гл. 24 февр.,Типик., л. 190 и 192 на об.). Глава 24. О богослужении во дни св. Четыредесятницы, если случится 40 мучеников 9 марта в срок от вторника 1 седмицы до понедельника 6 седмицы включительно (Типик., л. 196 на об.–197 на об.). Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Приложение к 25 главе: выдержки из Типикона о времени и месте дневного богослужения в Великие четверток, пяток и субботу Отдел четвертый. О богослужении праздника Благовещения пр. Богородицы в период времени пения Триоди Постной Глава 26. О богослужении в предпразднство Благовещения пр. Богородицы. Глава 27. О богослужении в самый праздник Благовещения пр. Богородицы. Глава 28. О богослужении в отдание Благовещения пр. Богородицы Отдел пятый. Дополнительный Глава 29. О молитвословиях: Всесвятая Троице.... Буди имя Господне... 3-ды. Слава, и ныне, Благословлю Господа... Глава 30. О конечном трисвятом Глава 31. О канонах малого и великого повечерий в период времени пения Триоди Постной Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Глава 2. О богослужении седмичных дней Пасхи Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы Глава 4. О богослужении в понедельник, вторник и среду Пасхальной седмицы, если случится праздник Благовещения Глава 5. О богослужении в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Пасхальной седмицы, если случится великомученика Георгия, 23 апреля Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого Отдел II. О богослужении воскресных дней периода времени пения Триоди Цветной Главы 7 и 8 Глава 9. О богослужении 3 недели по Пасхе Мироносиц (Тип., л. 364), 4-й Разслабленного (л. 367), 5-й Самаряныни (л. 369) и 6-й Слепого (л. 371) Глава 10. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного и Самаряныни, если случится великом. Георгия Глава 11. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного, Самаряныни и Слепого, если случится св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, 8 мая. (Тип., л. 233) Глава 12. О богослужении 4, 5 и 6 недель по Пасхе, если случится храмовой праздник святого Глава 13. О богослужении 7 недели по Пасхе св. Отцев Никейского Собора Глава 14. О богослужении 7 нед. по Пасхе, если случится Иоанна Богослова Глава 15. О богослужении 7 нед. по Пасхе, если случится храмовой праздник святого Глава 16. О богослужении в неделю Пятидесятницы, 8 по Пасхе Глава 17. О богослужении в праздник Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого Глава 18. О богослужении в неделю Всех святых, 9 по Пасхе Глава 19. О богослужении недели Всех святых, если случится великий святой Глава 20. О богослужении недели Всех святых, если случится храмовой праздник святого Отдел III. О богослужении седмичных дней периода времени пения Триоди Цветной, не имеющих для себя в сей книге праздничного возследования Глава 21. О богослужении седмичных дней при одном неполиелейном святом Отдел IV. О богослужении субботних дней периода времени пения Триоди Цветной, не имеющих для себя в сей книге праздничного возследования Главы 25 и 26 Глава 27 (дополнительная к 3 и 4 отделам). О богослужении пятка и субботы в седмицы по Пасхе, понедельника, вторника, среды и четверга 7 седмицы, вторника, среды, четверга и пятка седмицы Пятидесятницы Глава 28 (дополнительная к 3 и 4 отделам). О богослужении седмичных дней Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого Отдел V. О богослужении седмичных и субботних дней, если случится праздник Триоди Цветной или его отдание Глава 29. О богослужении в праздник Преполовения в среду 4 седмицы по Пасхе Глава 30. О Богослужении в среду Преполовения, если случится Иоанна Богослова 8 мая Глава 31. О богослужении в праздник Вознесения Господня в четверток в седмицы по Пасхе Глава 32. О богослужении в праздник Вознесения Господня, если случится Иоанна Богослова Глава 33. О богослужении в праздник Вознесения Господня, если случится храмовой праздник святого Глава 35. О богослужении Духова дня, если случится храмовой праздник Святого Глава 37. О богослужении в отдание Пасхи, в среду в седмицы по Пасхе Глава 38. О богослужении в отдание Пасхи, если случится Иоанна Богослова Глава 39. О богослужении в отдание Пасхи, если случится храмовой праздник святого Глава 40. О богослужении в отдание Вознесения, в пяток 7 седмицы по Пасхе Глава 41. О богослужении в отдание Вознесения, если случится Обретение главы Предтечи Глава 42. О богослужении в отдание Вознесения, если случится храмовой праздник святого Глава 43. О богослужении в отдание Пятидесятницы, в субботу пред неделею Всех святых Глава 44. О богослужении в отдание Пятидесятницы, если случится Обретение главы Предтечи или память апостола Иуды Глава 45. О богослужении Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого Дополнительный к 1, 2 и 3 част. отдел о заупокойном богослужении субботних и седмичных дней в течение всего года Главы 1, 2, 3 Глава 4. О заупокойном богослужении седмичных дней Приложение Перечень употребительнейших песнопений, напечатанных отдельно от последований, содержащихся в Служебнике, Часослове, Октоихе, Tpиоди Постной, Триоди Цветной и Минеи Месячной Богослужебные книги, цитуемые в настоящем издании книги

Все благообразно и по чину да бывают (1Кор.14:40).

Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия

В состав богослужения Православной Церкви входят двоякого рода молитвословия (молитвы и песнопения): во-первых, неизменяемые, т. е. такие, которые постоянно или чаще других читаются или поются при отправлении различных служб ежедневного общественного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии, какова большая часть молитвословий (главным образом – молитв, разумея здесь и псалмы), содержащихся в Служебнике и Часослове; во-вторых, изменяемые, т.е. такие, которые в зависимости от времени, или дней отправления богослужения, ежедневно или очень часто изменяются, каковы молитвословия (главным образом – песнопения), содержащиеся в Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минее Месячной.

Октоих содержит в себе изменяемые песнопения седмичного круга богослужения, расположенные по порядку гласов, или напевов, и дней седмицы. Сначала помешены в нем последования 1-го гласа для недели (воскресенья), понедельника, вторника, среды, четверга, пятка и субботы, потом – последования 2-го гласа, далее 3, 4, 5, 6, 7 и, наконец, 8-го для тех же дней и в том же порядке. Так как эта книга содержит в себе именно 8 гласов, ни более ни менее, то ей и усвоено наименование Октоиха, что по-русски значит «осмогласник». При сравнении находящихся в нем песнопений со стороны содержания нельзя не приметить, что 1) некоторые из них во всех гласах усвоены только известным определенным дням седмицы, а именно: воскресные, прославляющие воскресение Христово, и кресто-воскресные, прославляющие вместе и крест и воскресение, недельным дням, умилительные (так названы в Октоихе; им же в Типиконе усвояется название «покаянные»), т. е. оплакивающие бедственное состояние омраченной грехом человеческой души, понедельнику, в честь бесплотных сил, также понедельнику, покаянные (так называются и в Октоихе, и в Типиконе), т. е. выражающие покаянные чувства, вторнику, в честь Иоанна Предтечи, также вторнику, крестный в воспоминание страданий и смерти Христа Спасителя, среде и пятку, в честь апостолов и святителя Николая, четвергу, всех святых, субботе, покойный, или мертвенный, в воспоминание умерших, также субботе. 2) Такие, которые во всех гласах встречаются ежедневно, причем в некоторые дни в особенности, таковы: троичны – песнопения, прославляющие пр. Троицу, и богородичные – песнопения, прославляющие пр. Богородицу. Нет ни одного дня, на который в Октоихе не назначалось бы означенных песнопений, но троичные песнопения усвояются в особенности воскресной полунощнице, на которой полагаются канон св. и живоначальной Троице, особые троичные песнопения: Достойно есть, яко воистину славити тя... (Окт. ч. 1, л. 374), и также особенная молитва ко пр. Троице: Всемогущая и животворящая святая Троице... (там же); богородичные же песнопения чаще и в большем объеме назначаются в среду и пяток, а также в воскресенье. 3) Такие, которые в разных гласах встречаются, если не ежедневно, то во многие дни, и опять в некоторые в особенности. Таковы мученичны – песнопения в честь мучеников, находящиеся в проследованиях седмичных дней понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка, но в особенности в проследованиях субботы.

Какие и в каком количестве песнопения из Октоиха должны входить в состав различных церковных служб, это показывает особая богослужебная книга, которая именуется Типиконом и перепечатки из которой встречаются и в других богослужебных книгах, между прочим, и в Октоихе (см. в начале и в конце 1 части сей книги). Но так как из предыдущего мы знаем, что песнопения для богослужения, кроме Октоиха, заимствуются еще из других книг, то для правильного понимания предписаний Типикона необходимо точно определить время богослужебного употребления каждой из них и указать те названия, которые он усвояет песнопениям той или другой книги, что мы и сделаем.

Употребление Октоиха, как особой богослужебной книги, начинается в одни годы ранее, в другие позднее, смотря по тому, на какое когда число падет Пасха и в какое число в зависимости от нее будет начало Петрова поста, и именно в срок от 18-го мая до 21 июня. Узнается же это таким образом: сначала в так называемом Индиктионе Типикона отыскивается ключевая буква данного года, каковою, напр., в 1900 г. служить с; потом та же самая буква находится в Зрячей Пасхалии; здесь, между прочим, сказано: «Петров мясопуст тогда-то», напр., в 1900 году июня 4. Это есть день, в который в данном году приходится первая неделя (воскресение), следующая за Пятидесятницею и именуемая неделею Всех святых. В понедельник, следующий за сею последнею неделею, в 1900 г. 5 июня, бывает начало Петрова поста, а с тем вместе и начало употребления Октоиха. Продолжается же оно до 5 недели (воскресения) или, точнее, до вечерни накануне понедельника 6 седмицы Великого поста (включительно) –1. Впрочем, за все это время бывают и перерывы в его употреблении, которые находятся в зависимости от других употребляющихся при отправлены богослужения книг, одни – Минеи Месячной, другие – Триоди Постной. Песнопения Месячной Минеи заменяют собою таковые из Октоиха, вследствие чего он отменяется, по воскресным дням в том случае, если в сии дни приходятся господские двунадесятые праздники, по седмичным и субботним в том, если в сии дни случаются не только господские, но и богородичные праздники, как двунадесятые, так и другие, напр., 1 и 22 октября, предпразднства и попразднства двунадесятых праздников и праздники святых, имущих бдение и полиелей. Песнопения Триоди Постной заменяют собою таковые из Октоиха в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1, 2, 3, 4, и 5 седмиц Великого поста, за исключением, впрочем, вечерни накануне понедельников всех означенных седмиц, а также в субботы Сыропустную, 1 и 5 того же поста, за исключением, впрочем, вечерни накануне субботы 1-й седмицы2.

Порядок употребления Октоиха именно такой: так как в неделю Всех святых поются воскресные песнопения 8 гласа Октоиха (самый Октоих в это воскресение не употребляется и богослужение отправляется по Цветной Триоди, в которой перепечатаны из него потребные песнопения); то в понедельник, следующий за этою неделею, т. е. в первый день Петрова поста, поется проследование понедельника 8-го гласа, во вторник – вторника 8 гласа, в среду – среды 8 гласа и т. дал. до конца седмицы. В 1-е воскресенье, следующее за неделею Всех святых, начинаются так называемые столпы гласов, которых в Зрячей Пасхалии Типикона для каждого года показано 6 с точным обозначением, когда какой столп начинается. Из Зрячей Пасхалии видно, что, напр., в 1900 г., имеющем ключевую букву с, первый столп начался июня 11, второй – августа 6 и т. д.; последний же – 18 марта 1901 г. Отсюда ясно, что когда настоит необходимость навести справку о какой-нибудь неделе, в гражданском году предшествующей неделе Всех святых, напр., надобно определить, в каком столпе находилась неделя, в 1900 году падавшая на 16 января; то следует приискивать ключевую букву не текущего, но прошедшего года. В 1899 году таковою буквою значится щ. Из Зрячей Пасхалии видно, что в срок от 5 декабря до 29 января включительно шел 5 столп, след. 16 января данного года находилось в 5 столпе. Каждый столп обнимает собою 8 гласов, т. е. столько, сколько их и находится в Октоихе. В 1-е воскресенье, которое следует за неделею Всех святых и в которое, как видно из предыдущего, начинается 1-й столп, поется проследование недели 1-го гласа, в 1 день после сего воскресенья, или в понедельник, проследование понедельника 1 гласа, во вторник – вторника 1 гл. и т. д. во всю седмицу. В следующее воскресенье из Октоиха поется проследование недели 2 гл., в понедельник – понедельника 2 гл., во вторник – вторника 2 гл. и т. д. чрез всю седмицу. Затем точно так же в течение целой седмицы поются последования следующих гласов до 8 включительно, и таким образом один столп оканчивается. После того снова и по порядку поются последования первого и прочих гласов, что составляет второй столп, за которым следуют третий, четвертый и т. д. до пятка, предшествующего Сыропустной субботе, включительно, т. е., напр., в 1900 г. до 18 февраля, каковой день в этом году находился на 3 седмице от начала 5 столпа, след., на такой, в продолжение которой пелся 3 глас Октоиха. До этого дня, т. е. до пятка пред Сыропустной субботой, перерывы в употреблении Октоиха находятся в зависимости от Месячной Минеи, напр., в 1900 г. перерыв был в принадлежащем 1899 г. 5 столпе, начиная со вторника 1 гласа и кончая средой 2 гласа, т. е. с 1 по 9 февраля, за исключением воскресенья 6 февраля, в которое Октоих пелся; в этот перерыв, взамен песнопений Октоиха, пелись песнопения Минеи Месячной, так как 2 февраля был праздник Сретения Господня, 1-го – его предпразднство, 3–9-го – попразднство. С субботы же Сыропустной перерывы в употреблении Октоиха находятся в зависимости не только от Минеи (в этот период времени, напр., часто бывает двунадесятый праздник Благовещения, проследование которого находится в Месячной Минее), но и Триоди Постной, – и главным образом от нее. Как ясно из предыдущего, в сей последний период времени, т. е. именно после Сыропустной субботы, Октоих поется только 9 раз3, а именно – в Сыропустную, 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресенья) Великого поста и в субботы 2, 3 и 4 того же поста, в последние, притом, только тогда, когда не случится праздник. Вследствиё этого, напр., в 1900 г. после 18 февраля, в которое пелось проследование пятка 3 гласа по 5 столпу, пелись еще только последования, недели 4 гласа (в неделю Сыропустную 20 февраля), недели 5 гласа (в воскресение 1 нед. поста 27 февраля), субботы того же гласа (в субботу 2 седмицы поста 4 марта), недели 6 гласа (в воскресенье 2 недели 5 марта), субботы того же гласа (в субботу 3 седм. поста 11 марта), недели 7 гласа (в воскресенье 3 нед. 12 марта), субботы того же гласа (в субб. 4 седм. 18 марта), недели 8 гласа (в воскресенье 4 нед. 19 марта), недели 1 гласа по 6 и последнему столпу (в воскресенье 5 нед. 26 марта).

Необходимо, впрочем, заметить, что при указанных перерывах употребления Октоиха не всегда и не все его песнопения исключаются из богослужения. Это в особенности надобно сказать о песнопениях, пеемых на «И ныне»4. Песнопения на «И ныне» во дни полиелейных святых (см., напр., 6 октября) и святых, имущих бдение и обозначенных в Типиконе знаком красного креста в полукруге (см., напр., 26 сент.), а равно и в субботу Сыропустную и 1-ю Великого поста состоят большею частью из богородичных, взятых из Октоиха; такие богородичны встречаются иногда даже во дни великих святых, обозначенных знаком красного креста в полном круге (см., напр., 24 июня). Во дни предпразднств и попразднств на «И ныне» поются песнопения праздника; но если предпразднство или попразднство случится в субботу, то в пяток вечера в стихирах на Господи, воззвах на «И ныне» большею частью поется воскресный богородичен Октоиха. В господские, богородичные (в том числе и в субботу 5 седм. Великого поста) и святых праздники на утрени поется «степенна 1 антифон 4 гласа»; но это есть воскресное песнопение Октоиха. По понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пяткам св. Четыредесятницы на утрени поются следующие песнопения Октоиха: троичны после шестопсалмия и пения аллилуиа, седальны и мученичен по 1 стихословии и светилен по 9 песни канона. Тем не менее выраженное выше положение, что Октоих, как особая книга, в означенные дни не употребляется, остается во всей силе, потому что богородичны Октоиха перепечатаны в дополнительной части месячной Минеи (за каждый месяц) и в Ирмологионе, степенны в Ирмологионе же, песнопения, поемыя в седмичные дни Великого поста, в Триоди Постной, по каковым книгам все они и поются.

Песнопения Октоиха в Типиконе обозначаются иногда словами:

«Октоиха» (напр., говорится: «стихиры Октоиха») и «Осмогласника» (напр., говорится: «седален мученичен Осмогласника»), «гласа» – или просто (напр., говорится: «ипакои гласа»), или с некоторой добавкой, так: «настоящего гласа», «прилучившегося гласа», рядового гласа», «гласа недели», «во глас Октоиха» (напр., говорится: «И ныне, богородичен настоящего гласа»), и «дне» (напр., говорится: «тропарь дне»), – иногда же – по содержанию, напр., говорится: «канон покаянен», «канон креста», «крестный канон», «канон бесплотных», «канон апостолов», «канон св. Николая», мученичен канон», «покоин канон», «стихиры воскресны» и т. д.; наконец, иногда – указанием на составителя песнопения (напр., говорится:«стихиры восточны», т. е. «Анатолиевы», составленные Анатолием, Константинопольским патриархом 5 века). Необходимо, впрочем, заметить, что в некоторых из поименованных названий не всегда содержится указание на песнопения Октоиха. Это в особенности надобно сказать о названии дня, которое, как сказано будет ниже, принимает другое значение, когда говорится о пении Триоди. Еще пример: в 11 гл. Типикона канонами «креста» названы каноны, поемые в среду и пяток из Октоиха, но в последованиях Крестопоклонной седмицы, т. е. в такое время, когда поется Триодь Постная, этим именем названы каноны, находящиеся в сей последней книге.

Триодь Постная содержит в себе изменяемые песнопения подвижных дней годичного круга богослужения и, между прочим, трипеснцы, т. е. каноны, состоящие из трех песней, от чего она и получила свое наименование. Хотя в этой книге песнопения, как и в Октоихе, расположены по порядку седмичных дней5 и хотя в их содержании и есть сходство, если сравнивать дни одинакового наименования, подобно тому, как это мы видели в Октоихе, напр., в среды и пятки всех седмиц Триоди Постной воспоминаются страдания и смерть Христа Спасителя; но есть и особенности, напр., в среду Ваий, кроме креста Господня, воспоминаются погребение Лазаря, плач по нем Марфы и Марии, приглашение Господом учеников в Иудею, объявление Им о смерти своего друга Лазаря и о намерении воскресить его и т. д., каковых воспоминаний нет в среды других седмиц; а что касается недельных, или воскресных, дней, то даже с каждым из них соединяется особое воспоминание, напр., в неделю 1 Великого поста воспоминается «восставление святых и честных икон..., бывшее от Михаила и Феодоры, святой и блаженнейшей царицы, и святого Мефодия, патриарха Константинопольского (Сипакс. Триоди Постн.), во 2 нед. прославляется Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, и т. д. Затем Триодь Постная отличается от Октоиха тем еще, что хотя ее песнопения поются на те же гласы, что и Октоиха; но правильного последования гласов одних за другими в ней нет, напр., стихиры Триоди на Господи, воззвах накануне субботы 1 седмицы св. Четыредесятницы положено петь на 5 и 2 гласы, каноны на утрени этого дня, один на глас 4, другой на глас 6, стихиры на хвалитех на гл. 1; стихиры на Господи, воззвах накануне 1 недели Великого поста на гл. 6, канон на утрени этого дня на глас 4, стихиры на хвалитех на гл. 4; стихиры на Господи, воззвах накануне понедельника, следующего за сею неделею, на 4 и 6 гл., каноны (трипеснцы) на утрени этого дня, один на 4 гл., другой на 6, стихиры на стиховне на гл. 5; стихиры на Господи, воззвах накануне следующего дня, т. е. вторника, на гл. 8 и т. д.

Употребление Триоди Постной, как и употребление Октоиха, по указаниям Типикона (см. Зрячую Пасхалию), начинается в одни годы ранее, в другие позднее, в зависимости от времени Пасхи, и именно в срок от 11 января до 15-го февраля. В этих числах в разные годы бывает неделя Мытаря и Фарисея, в которую в первый раз и поются песнопения Триоди Постной вместе с песнопениями Октоиха, поемыми на очередной глас, что и обозначается в Зрячей Пасхалии словами: «Триодь начинается тогда-то». Потом бывает перерыв. Снова и во второй раз Триодь Постная поется в неделю Блудного и также с песнопениями рядового гласа Октоиха. Затем опять бывает перерыв. В Мясопустную субботу, если не случится Сретение Господне или храмовой праздник, в третий раз поется Триодь Постная. После этого дня перерывов более не бывает, хотя количество песнопений сильно сокращается в том случае, если в седмичные дни Сырной седмицы будут праздники Сретения Господня или храмовый6. Оканчивается же пение Триоди Постной в Великую субботу. При этом, в недели Мытаря и Фарисея, Блудного, Мясопустную, Сыропустную, 1, 2, 3, 4 и 5. Великого поста, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Сырной седмицы, в субботы Мясопустную, 2-й, 3-й и 4-й седм., накануне понедельников шести седмиц и накануне субботы 1-й седмицы Великого поста, она поется вместе с Октоихом; во все же остальное время без него, хотя, как выше сказано, некоторые немногие его песнопения, пере печатанный в других книгах, поются по сим последним.

Песнопения Триоди Постной в Типиконе обозначаются словом: Триоди – иногда просто (напр., говорится: «канон Триоди»), иногда с указанием на составителей, или творцов (напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Триоди три: две творение господина Иосифа и един господина Феодора»), иногда с присоединением слова: дне (напр., говорится: «Триоди самогласен дне»). Иногда молитвословия и песнопения Триоди Постной обозначаются одним словом: дне, т. е. без поименования Триоди (напр., говорится: «на стиховне самогласен дне»). Так как из предыдущего мы знаем, что словом: дне, в Типиконе обозначаются иногда песнопения другой еще книги, и именно Октоиха; то теперь должны заметить, что когда в Типиконе идет речь о времени пения Триоди Постной, то название: дне, указывает именно на ее песнопения, но – не Октоиха; последние в этом случае обозначаются другими названиями: Октоиха, Осмогласника, гласа, воскресны, анатолиевы и т. д. Песнопения Триоди Постной иногда обозначаются еще словом: праздника (напр., в последовании вечерни накануне 5 субб. Акафиста говорится: «стихиры праздника пресв. Богородицы», в последовании вечерни накануне недели Ваий сказано: «на Господи, воззвах поем стихиры праздника»). Но это название усвояется праздничным песнопениям Триоди Постной только в том случае, если одновременно с праздником Триоди Постной не случится праздник Месячной Минеи. В последнем случае название: праздника, указывает на сию последнюю книгу (напр.., если в марк. гл.: «аще случится Благовещение пр. Богородицы в субботу Акафиста», сказано: «на Господи, воззвах стихиры праздника на 8», то здесь разумеется праздник Месячной Минеи, т. е. Благовещение, но не Триоди; если далее пишется: «канон праздника со ирмосом тиа 8 и Акафиста на 6»; то здесь первое название указывает на Минею, второе–на Триодь; точно так же надобно понимать выражение марк. гл. «о том же празднице, аще случится в не деле Ваий»: «на Господи, воззвах стихиры праздника 3. и Ваий на 4»).

Триодь Цветная содержит в себе изменяемые песнопения подвижных дней годичного круга богослужения и, между прочим, трипеснцы, от чего и получила свое наименование. Песнопения этой книги расположены по порядку дней недели, начиная с первого дня Пасхи (воскресенья) и кончая неделею Всех святых (воскресеньем). В них в течение 39 дней воспоминается и прославляется великое событие воскресения Христова, а вместе с тем (но не отдельно) и некоторые другие, напр., в неделю Антипасхи (не только в воскресение, но и следующие за ним дни до субботы включительно) осязание ап. Фомою ребер Христа Спасителя, в следующую неделю (опять полную) – события, относящиеся до мироносиц, ходивших ко гробу помазать тело Иисусово и т. д. В 40-й день по Пасхе и следующие за ним 8 дней воспоминается и прославляется другое великое событие – вознесения Господня. В 50-й день и следующие за ним 6 дней – сошествие св. Духа на апостолов. Последняя неделя Триоди Цветной (одно воскресенье) назначена для прославления всех святых.

Во дни пения Триоди Цветной вместе с песнопениями, собственно ей принадлежащими, поются многие песнопения Октоиха, но самый Октоих, как отдельная книга, не употребляется, потому что все потребное из него перепечатано в Цветной Триоди7.

В последовании гласов одних за другими Триодь Цветная отличается от Октоиха. После первого дня Пасхи, накануне которого на вечерни по Октоиху (но не по Цветной Триоди) поются воскресные стихиры на Господи, воззвах 1 гласа, в понедельник по Цветной Триоди поются воскресные песнопения 2 гласа Октоиха, во вторник – 3, в среду – 4, в четверток – 5, в пяток – 6, в субботу – 8-го. После недели (воскресенья) Антипасхи, в которую воскресные песнопения Октоиха не поются, но только песнопения Триоди Цветной на 1 глас, в следующие за нею дни, вместе с песнопениями Триоди, поются песнопения Октоиха 1 гласа; в неделю Мироносиц, седмичные ее дни и в субботу – 2 гласа, в неделю и седмицу Расслабленного – 3 гласа, в неделю и седмицу Самаряныни – 4 гласа, в неделю и седмицу Слепого – 5 гласа, в неделю св. Отец – 6 гл., в неделю Пятидесятницы песнопения Октоиха не поются, но поются песнопения Триоди на 1 глас, в неделю Всех святых – песнопения 8 гл. Октоиха.

Песнопения Триоди Цветной в Типиконе обозначаются следующими названиями: 1) Триоди (напр., говорится: «блаженна Триоди»); 2) Теми, которые усвоены известным дням или неделям, каковы, напр., Пасхи и пасхальный, Мироносиц, Самаряныни, Слепого, Вознесения и т. д. (напр., говорится: «канон Пасхи», «стихиры Мироносиц», «стихиры Самаряныни», «стихиры Вознесения»). Пасхальными называются те, которые принадлежат первому дню Пасхи и после до отдания повторяются, напр., стихиры с припевами: Да воскреснет Бог...., канон: Воскресения день... и т. д. Из следующих за сим названий одни принадлежат неделям (воскресениям) Триоди Цветной, напр., Мироносиц, Самаряныни и т. д., другие – ее праздникам, коих в ней после Пасхи три: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Поются они как в сии недели и праздники, так и попразднственные дни тех и других. 3) Праздника (напр., говорится: «стихиры праздника»). Этим именем называются песнопения следующих за Пасхою недель (воскресений) –8 и праздников Триоди Цветной, т. е. те самые, которым усвояются указанные сейчас названия (Мироносиц, Вознесения, и т. д.): но это название не усвояется пасхальным песнопениям. Единственное исключение в этом отношении представляет поемая после Пасхи катавасия пасхального канона: Воскресения день. В последованиях Месяцеслова (23 апреля, 8, 9 и 10 мая) она названа катавасиею праздника, а не Пасхи. Но когда идет речь о богослужении в праздник Благовещения, случившийся в Пасхальную седмицу (см. марк. гл.), то название праздника указывает на песнопения Минеи, а не Триоди. Песнопения в честь святых, память которых празднуется во дни пения Триоди Цветной, напр., 23 апреля, обозначаются словом: «святого» (напр., говорится: «стихиры святого»), или – 8 мая – «стихиры апостола». 4) Дне (напр., говорится: «на стиховне Триоди дне»); но прокимном дне называется прокимен, усвоенный известному дню Служебником и Часословом (напр., в послед. нед. Антипасхи сказано: «прокимен дне: Господь воцарися»). 5) Песнопения Октоиха, внепесенные в Цветную Триодь, обозначаются теми наименованиями, какие усвояются им в Октоихе (напр., говорится: «стихиры воскресни», «стихиры восточны»); к этому иногда присоединяется название сей книги (напр., говорится: «на стиховне стихира воскресна Осмогласника...., и умилительный един...., и мученичен»).

Минея Месячная содержит в себе изменяемые песнопения неподвижных дней годичного круга богослужения, т. е. назначенные на известные определенные числа в году.

Все ее последования делятся на шесть разрядов: 1) дней непраздничных, не обозначенных в Месяцеслове Типикона никаким знаком: 2) малых праздников, именуемых праздниками шестеричных святых и обозначенных тремя точками, не совершенно округленными: причем точки и неполное округление сделаны черными чернилами; 3) малых праздников, именуемых праздниками святых, имущих славословие и обозначенных тем же знаком с тою только разницею, что он поставлен красными чернилами; 4) средних праздников. именуемых полиелейными и обозначенных красным крестом; 5) средних праздников, именуемых праздниками святых, имущих бдение и обозначенных красным крестом в полукруге 🕁; 6) великих праздников, обозначенных красным крестом в полном круге 🕀.

Месячная Минея, большею частью вместе с другими книгами (Октоихом, Триодью Постной и Триодью Цветной), иногда же одна, употребляется в течение всего года, начинающегося, по церковному определению, с 1 сентября и оканчивающегося 31 августа. Дни, в которые последования ее отменяются, суть следующие: а) при пении Триоди Постной: недели (воскресенья) Мытаря и Фарисея, Блудного, Мясопустная и Сыропустная, если не случатся Сретение Господне, храмовой праздник или святой, имущий бдение или полиелей, 1, 2, 3, 4 и 5 недели Великого поста, если не случатся Благовещение, храмовой праздник, Обретение главы Предтечи 24 февраля и 40 мучеников 9 марта9, неделя Ваий, если не случится Благовещение или храмовой праздник, суббота Мясопустная, если не случатся Сретение или храмовой праздник; суббота Сыропустная, если не случатся Сретение, храмовый праздник и Обретение главы Предтечи, суббота 1-й седмицы Великого поста, если не случатся праздники храмовый, Предтечи и 40 мучеников, субботы 5 и 6 седмиц, среда и пяток 4 седмицы и четверток 5-й седмицы, если не случится Благовещение или храмовый праздник, все дни Страстной седмицы, если не случится Благовещение. б) При пении Цветной Триоди: первый день Пасхи, если не случится Благовещение, прочие дни Пасхи, если не случатся Благовещение, храмовый праздник и Георгия Победоносца, все недели (воскресения) Пятидесятницы, Преполовение и отдание его, Вознесение и отдание его, суббота пред праздником Пятидесятницы, праздник 50-цы, св. Духа, отдание 50-цы, если не случится храмовый праздник или не будут праздники Георгия Победоносца и Иоанна Богослова, которые могут падать на некоторые из перечисленных дней. При празднике Обретения главы Предтечи 25 мая Минея отменяется в том случае, если он падет на субботу пред праздником 50-цы, на самый праздник 50-цы и на понедельник св. Духа; но если случится в отдание Вознесения и Пятидесятницы, то не отменяется.

В том случае, если проследование Минеи по какому-либо случаю на известный день отменяется, оно все-таки не остается не пропетым в течение данного года, но переносится на другой день, либо прямо указываемый в Типиконе, либо по усмотрению предстоятеля, переносится иногда полностью, иногда частью (переносится главным образом канон). Примеры: если память Трех святителей 30 января случится в субботу Мясопустную, то служба их поется в предшествующий ей пяток. Если Георгия Победоносца случится в Великие пяток и субботу и в 1-й день Пасхи, то «поются стихиры святого и канон и прочая служба в понедельник Светлой недели со службою дневною» (Типик.). Каноны святых, случающихся в период времени от Лазаревой субботы до Фомина воскресенья, выпеваются на повечериях, начиная с понедельника 2-й седмицы св. Четыредесятницы и кончая четвергом 6 седмицы и т. д.

Песнопения Минеи в Типиконе обозначаются словами: Минеи (напр., говорится «ирмос Минеи»), святого или святой (напр., говорится: «канон святого»); иногда оба эти названия вместе прилагаются к одному песнопению (напр., говорится: «канон Минеи святого»). Последнее название (святого и святой) нередко заменяется названием, обозначающим лик святого (напр., говорится «канон пророка», «канон апостола», «канон Предтечи», «стихиры преподобной» и т. п.). Песнопения господских и богородичных праздников обозначаются словом праздника, когда идет речь о самых праздниках и их предпразднствах и попразднствах; в предпоследнем случае, впрочем, чаще употребляется название предпразднства.

Кроме Месячной Минеи, есть еще Общая. В ней находятся общие последования, напр., апостолу и апостолам, преподобному и преподобным и т. д. Этой книгой пользуются как в тех церквах, в которых совсем нет Месячной Минеи, так и в тех, в которых она есть. В последних она употребляется в том случае, если приходится отправлять торжественное богослужение такому святому, для которого в Месячной Минее или вовсе нет молитвословий (напр., Феодосию Черниговскому), или очень мало. В первых она всецело заменяет собою Месячную Минею. Когда случится память, напр., одного какого-нибудь апостола, то песнопения заимствуются из «службы апостолу»; когда нескольких, то из «службы апостолам» и т. д.

Три периода богослужения

В отправлении служб общественного богослужения Типикон различает три периода времени: а) дни пения Октоиха, б) дни пения Триоди Постной, одной или вместе с Октоихом, в) дни пения Триоди Цветной.

* * *

1

На этой вечерни в числе стихир на Господи, воззвах находятся и стихиры рядового гласа Октоиха.

2

На вечерни накануне означенных дней (понедельников разных седмиц и субботы 1 седм.) в числе стихир на Господи, воззвах находятся и стихиры рядового гласа Октоиха.

3

Не считая пения его на вечернях пред понедельником всех седмиц Великого поста и пред субботой 1 седмицы.

4

В разных стихирах и после тропарей.

5

Сначала с пропусками всех дней седмицы, следующих за неделею Мытаря и Фарисея, и первых пяти дней, следующих за неделею Блудного, а потом с Мясопустной субботы уже без пропусков.

6

В марк. гл. 2 февр., Тип.: «аще случится Сретение Господне в понедельник, или вторник, или четверток Сыропустной недели», сказано: Триодь с праздником не поется в кий день ни случится на Сырной недели, кроме субботы и недели, разве самогласны стихиры дне, яже глаголется на малой вечерни. А идеже не бывает всенощное и малая вечерня не поется, поем на велицей вечерни по предписанному. А на стиховне Слава Триоди самогласен дне, И ныне праздника. На хвалитех по стихирах праздника Слава Триоди самогласен дне, И ныне праздника» (Чит. и след. мр. гл.; см. также хр. гл. 27 и 28).

7

Впрочем, канон молебный пр. Богородицы на повечерии и троичный канон на полунощнице поются по Октоиху, так как их нет и Цветной Триоди.

8

Почему иногда говорится, напр., так: «канон праздника недели».

9

Впрочем, как увидим ниже, в 4 и 5 нед. Великого поста, если не случатся праздники, последования Минеи отменяются только под тем условием, если настоятель изволить петь в 4 нед. службу Иоанну Лествичнику и в 5 Марин Египетской.


Источник: Розанов, В. В. Богослужебный устав Православной Церкви. Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви / В. Розанов. - М.: Типо-литография А. В. Васильева, 1902. - 786 с.

Комментарии для сайта Cackle