Азбука веры Православная библиотека архиепископ Василий (Лужинский) Слово в день восшествия на престол государя императора Николая Павловича

Слово в день восшествия на престол государя императора Николая Павловича

Источник

Бога бойтесь, Царя чтите. (1Пет.2:17)

Краткая заповедь; но какое множество великих истин она напоминает нам! Поистине, мы в ней видим и путь, прямо пролегающий к совершенному благоденствию рода человеческого на земле, и Лествицу, возводящую всех людей на высоту небесного блаженства и славы в вечности, и несомненный залог попечения беспредельной благости и неистощимой любви Божией к человеку, не редко на погибель свою увлекающемуся волнами бурных страстей. Но, преимущественно в судьбе тех царств и народов, кои с истинной верой и признательностью воздают Богу честь и славу, открывается попечение Промысла и действие Благости Его. Таким царствам и народам сам Господь предопределяет Правителей, возводя на престол Царский Помазанников по своему сердцу – благочестием и мудростью украшенных и превознесенных, которых, для вящего благоденствия вверяемых их правлению, облекает Своей силой и мышцей Своей укрепляет их.

Доказательств непререкаемой этой истины не надобно искать издалека; мы это видим в нашем Государстве, под скипетром Самодержавнейшего повелителя его, государя императора Николая Павловича, которому Бог, как избраннейшему паче всех Царю – ревнителю намерений Небесного Промысла о людях, во всем споспешествуя, сообщает непреодолимую силу и могущество, посредством коих утверждается на земле мир, торжество России, и благоденствие наше, коему завидуют все народы.

Но, да не возгордимся дарованным свыше счастьем своим! Нет, мы лучше в смирении, возблагодарив Подателя всяких благ за возведение на Всероссийский престол, всесильно позаботимся с своей стороны, чтобы сделаться более достойными попечения о нас Небесного Промысла, идя не озираясь вспять по нетрудному для истинного христианина пути, который нам указывается в страхе Господнем и в благоговейном почитании Царя: Бога бойтесь, Царя чтите. Верное соблюдение сих двух условий сколько возвышает достоинство наше в очах благого Промысла, столько и споспешествует общему благоденствию Отечества. Вот предмет настоящей беседы моей с вами, достойный великого празднества и вашего внимания.

Премудрый в спасительных своих наставлениях поставляет началом премудрости страх Господень (Прит.9:10), той премудрости, которая возносит ум человеческий к созерцанию Божественного Естества и свойств невидимого Бога, на котором, как на неколебимом камне, утверждается временное и вечное блаженство человеков: блажени испытующие свидение Его (Пс.118:2).

Кто не чувствует в сердце своем страха Господня, тот чужд сознания своих непререкаемых соотношений к Богу и своей непреложной зависимости от Него; тот конечно вне дара созерцать свойства Его. А не видя в себе самом этих соотношений своих к Творцу и не постигая свойств Божьих, может ли человек восчувствовать всю свою обязанность сыновнего повиновения воли Его; может-ли испытывать пути и законы Его, чтобы направлять пути свои и соблюдать законы Божии, и тем прославлять о себе Благий Промысл? Нет, эго дело боящихся Господа и потому блажен нарицается муж бояйся Господа (Пс.3:1). Мы делаемся достойными благости Божией постольку, посколько боимся Господа; чем больше в нас страха Господня, тем сильнее наши желания угодить Ему, тем вернее и надежнее наши добрые дела, чрез которые угощаемся Ему: не делающий бо беззакония в путях Его ходиша (Пс.118:3). И так, страх Господень истинно есть начало и нашей надежды, и нашей уверенности в грядущем счастье и благоденствии.

Нет других больше оснований, на коих бы можно было воздвигнуть здание общего благоденствия, кроме благоговейных чувств глубочайшего уважения и почитания законов предержащей власти из любви к ней, и соблюдения внутренних законов, требующих единодушия, верности, нелицеприятия, бескорыстия, правосудия, чистой друг к другу любви. Но какой закон человеческий или даже закон внутренний, может иметь столько силы и страха в отношении к человеку, чтобы направить пути его к этому совершенству? Ничтожен там страх человеческий, где нет страха Божия; недействительна там сила законов человеческих, где не действуют законы Божии; тщетно там имя истины, доверенности, правоты, любви и верности, где нет веры Божественным внушениям Промысла. Кто глух к внушениям Промысла, тот не может ни чувствовать закона внутреннего, ни проникать воли государя и святости благотворных законов Его. Человек, презирающий чувства, внушаемые Промыслом, есть не что иное, как бездушный истукан, существующий ко вреду ближнего и самого себя. Потому нет там благоденствия, где нет страха Господня.

Истину сию засвидетельствовали израильтяне, люди избранные, кои толикократно бедствовали, коликократ оставляли страх Господень и столько раз вкушали сладкие плоды своего благоденствия под мудрыми правителями, сколько раз, проникнутые страхом Господним, возвращались к благочестию отцов своих. Почему же это так? Вот почему: – страхом Божиим побеждались бурные их страсти, сердца их возрождались к благочестию, а благочестие умудряло их, озаряя светом той непререкаемой истины, что в лице царей преобразует себя Бог, не напрасно усвоивший им свое Божеское имя – Аз рех бози есте (Пс.18:6), что сам царь неба и земли, живущий в неприступном свете, там на небеси, облекает свыше Своей силой и могуществом, Царей земных: им же и царствуют и пишут правду (Дан.4:14) и что затем, почитание царей земных, возвещающих истину и правду, соединяющих милость и суд, в предвечном законе, сочеталось неразрывным узлом с славой и честью Небесного Царя, а повиновение законам земной власти с повиновением самому Господу. Таким образом, израильтяне, проникаясь любовью, благодарностью, доверенностью и глубоким уважением к царям, благоговели пред их законами, благостью и мудростью начертанными: посему и солнце счастья над ними всходило тогда и стояло неподвижно.

И в самом деле, где яснее отражается образ власти и величая Божия, как не в скипетре державных повелителей, по манию своему управляющих волей всего парома и царствующих во всех состояниях, во всех званиях, по всем местам, в одно время, с равной силой, с равной деятельностью, с равным величием? Где премудрость и благость Небесного Промысла очевиднее является взорам нашим, как не в мудрости и благости избранных царей земных, которые благодетельными законами соединяют разные племена, разные языки, в одно семейство, в одну душу к единому общему благу и благопрозорливым попечением своим, проникают во всякие нужды и потребности всех подданных своих, смотря снисходительно на несовершенства многих? Где чувствительнее осязается правда и суд Небесного Судьи, как не в мече и суде царей земных, рассекающих узлы неправды, наказывающих буйную дерзость, оправдывающих истину, защищающих невинность, награждающих добродетель?

Так, по неисповедимым путям Всеблагого Промысла, чрез избранных царей, устраивается на земле общее царств и народов благоденствие, усугубляемое и утверждаемое наставлением небесным: Бога бойтесь. – Царя чтите. – Спасительная заповедь! Она близка сердцу верой оживленного созерцателя Божиих о человеке промышлений; она приятна дышащему надеждой и уверенностью в грядущем счастье и вполне постигающему причину его, которую он находит в Боге и Его Помазаннике. Такой человек смотрит на это веление верховного Апостола, как на единственный источник благоденствия всех царств и народов, которое тем отраднее ему соблюдать, что исполнение его есть несомненный залог обильнейших благодеяний Божьих для тех народов и царств, кои славя с благодарностью Бога, чтут с благоговением и поставленного им царя; боясь быть преступниками закона Божия, не преступают законов и земной власти, памятуя, что противляяйся власти Божию повелению противляется (Рим.13:2). Вот мудрствование по разуму Божию, вот и значение царей земных. Им благоговейно повинуясь, свидетельствуем свою признательность благости Божией, им сохраняя любовь свою и верность, доказываем истинную веру в Бога, благодетельствующего нам чрез них. – И на сем-то Божественном основании утверждается вся слава и величие царств и народов.

Приятно истинному христианину наблюдать благодеяния Всевышнего Творца, наливаемые, вообще на верные Ему народы и царства; но отраднее воспоминать дарованные своему отечеству. – Коснемся же, хотя слегка, тех благодеяний, какие щедрой Десницей излились на любезнейшее отчество наше чрез избраннаго Помазанника, Благочестивейшего государя нашего императора Николая 1-го. Пусть и колеблющиеся умы, пораженные Его подвигами и добродетелями, которые носят отпечаток премудрости и благости невидимого Божества, уразумеют, яко с Ним Бог и на отечестве нашем почиет благость Промысла.

Кто не помнит, как горы Тавра и Балжана благовестили, в слух неба и земли, могущество и силу Русского Царя и народа, ознаменованные блистательной победой, которою свыше Бог благословил? Кто не помнит, как облеченный силой Господней, Царь наш мощной рукою сметал, с лица земли великого Царства своего, различные бедствия, наносимые изменой или другими случаями? И се в очах наших, из любви своей к миру, ради спасения мира, совершил он чудный подвиг в западной Европе, там новый сплел он России венец, подобный тому, которым красуется она со времен своего благословенного царя Александра I. Поправ козни злобных врагов и замыслы нечестия, остановил губительный их потоп, вознес рог Помазанников Божьих, утвердил потрясенный мир, тишину и спокойствие, к удивлению народов. Исполинские деяния, коими могущественный Царь наш сделался обновителем зыблемого Австрийского Престола, подав исцеление от язв, жизнь вместо смерти, силу единения вместо разделения, и вместо пристрастных злословий, признание и уразумение западными народами истинного понятия о Русском Царе и народе, поставят имя его наряду с именами великих Монархов всех веков. Мудрость и любовь к истине и правде, коими устранил он все препятствия, противопоставленные злонамеренными людьми, для ослабления всякой власти и для разрушения общего благоденствия народов, провозгласили уже из конца в конец вселенной верх неувядаемой славы Его и святой Руси. Бросая громы смерти на врагов, Он на подобие солнцу несет жизнь бесчисленным народам и странам, и в то же время, царствуя, вполне по сердцу Божию, шествуя по указанному Промыслом пути, соделывает благополучными всех своих подданных, смотря снисходительно на несовершенство и приискивая самые кроткие средства к исправлению. Не смотря на то, что в состав нашего государства входит столько разнообразных племен, различествующих между собой правами, верой и языком, Он всем царствует во благо; равно печется о счастье всех, отечески промышляя о распространении просвещения в религиозном, нравственном и умственном отношении, – о улучшении житейского быта всех без всякого различия, – о расширении взаимной друг к другу любви и соединении всех, так сказать, в одну душу к общему благоденствию. Словом: нет ни одного состояния, ни одного звания, ни одного предмета, куда бы не проник луч Его благости и мудрости. Так, по благословению Божию венчает неувядаемой славой Русь святую и благотворит своим подданным великий царь наш!

Потщимся же, братья, поддержать столь блестящее и благотворное для нас торжество отечества, безусловным повиновением святой воле государя, с нелицемерной и совершенной преданностью к священной его особе по Апостолу: Бога бойтесь, Царя чтите. Памятуя, к каким гибельным последствиям повели людей западных государств, лжемудрование о царях, научимся, как можно строже держаться божественного о них учения и никогда не прелагать предел вечных, иже положиша отцы наши по вере (Прит.22:28). Ибо сим только образом, можем заслуживать любовь и благость Божию к себе и продлить благодеяние Промысла, столь облаготворившего отечество наше чрез избранного своего царя Николая Павловича. – Ныне же, собравшись в сей храм, соединим искренне и живее верно – подданнический голос с пениями и молитвами Святой Церкви о здравии и благоденствии государя, и не ограничивая своей теплой мольбы сим местом, ни настоящим днем, станем всегда и везде, с жаром сыновней любви, возносить ее к небу; да преблагой Бог наш ввек сохранит нашему Царю милость Свою, продолжая Дни живота его, полагая во век веки семя его и Престол его яко дни неба (Пс.88:29–30).

Аминь


Источник: Слово, произнесенное высокопреосвященнейшим Василием, архиепископом Полоцким и Витебским, в день восшествия на престол государя императора Николая Павловича. - Витебск, [1849]. - [2], 11, [3] с.

Комментарии для сайта Cackle