Слово в день Рождества Христова

Источник

Упование не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5).

В настоящий достознаменитый день, когда мы празднуем в благоговейной радости тайну совершения нашего вечного спасения; когда с благоговением повторяем Ангельскую песнь: Слава в вышних Богу, и на земли мир, – Всещедрому Господу благоугодно было, чтобы с этим торжеством соединилось другое, в памятное еще для нас время совершившееся в недрах нашего отечества, – торжество, которое положило прочное начало благотворному миру на земле. Я хочу сказать несколько слов о празднуемом ныне событии изгнания из России Наполеона с его несметными полчищами.

Предоставим политикам углубляться по своему взгляду в естественые причины всего происходящого в мире человеческом, и довольно трудиться над тем, чтобы указать действительную причину великих побед, которымя прославились наши доблестные Цари и царство Русское, возсияв яко восток солнца в своей силе и торжестве, над кичливыми врагами – сильнейшими на земле. Нашему умозрению она ясно является в благоговейной преданности россиян к царям своим, и в благочестивых чувствах царей к верноподданным.

Пусть другие гордятся тучами воинственных сил, кичась, как некогда царь Вавилонский, или как Наполеон царь франков, подобно бурной реке – надменной тысячью поглощенных ею источников. Народу русскому, по вечным законам, даровано более похвальное, более славное – побеждать и смирять кичение, подобно тихой реке, оплодотворяющей поля соседния, стесняющия ее. Укрепляясь мужеством и силою святой, всепобеждающей веры, Русь ограждается оплотом взаимной с венценосным своим Правителем пламенной любви. – Кому неизвестно, как постоянно единились Русские великими узами взаимной любви с Государями Российской Державы? Это их, так сказать, непреложный закон. Благочестивые россияне, озаренные светом благодати, изучили и уразумели небесную истину, что Царь – Божий слуга есть нам во благое (Рим. 13, 4); что Сердцеведец Бог, зная, как злые, опрометчиво действуют, и все покоряют слепому стремлению страстей, поставляет, по своему премудрому и всеблагому промыслу, – царей, царствующих на земле, чтобы правили людьми по манию Его, и по собственным своим законам мудро приводили все в движение, и все направляли к одной цели – к благу общественной жизни; и, что как небесный Царь, который по неисповедимым Своим советам правит миром, есть общий всех Отец, так царь на земле есть общий отец для всех чад своего отечества. И чем с большим вниманием россияне углубляются в эту непреложную истину, тем сильнее в сердцах их возгарается пламя детской преданной любви к Отцу отечества, тем крепче связываются во едино сердца всех, и тем гнуснее делается к очах их всякая злая вражда, которая разделяет священный союз и любовь, соединяющие отца с детьми – отца благопопечительного, и по любви всегда готового с самоотвержением разделять с ними и труды и скорби. Это настоящия, так сказать, пчелы с своею царицею-матерью.

Такая благоговейная, любовию разширенная, царствующая в сердцах русских, преданность своему Государю, всегда была крепчайшею твердынею, удерживающею грозных врагов, и победительною силою: – она-то составляет чистый, обильнейший источник всеобщих желаний наших и нетерпеливой готовности жертвовать, по манию цареву, всем, и все устуиить священной воле, подобно тому, как некогда Авраам жертвовал воле небесного Царя, первенцем своим Исааком, а сей воле своего родителя, самим собою. Нередко тайное присутствие воли Государя, которая все одним мановением двигала и направляла, повергало все к подножию Его – и богатство, и способности, и знатных родом, и бедного хлебопашца, и отцев и сыновей, и старость и юность, возвышая в них мужество и терпение выше огня, и воды, и мечей, делая всех кроткими и смиренными исполнителями законов Помазанника Божия, далекими от всякого кичения в чем нибудь, к чему увлекает вихрь ничтожной гордости, которым часто колеблется неверный и легкомысленный сын персти. И в тяжкия минуты скорбей своих русские облегчали оные утешением любви, ведяще, яко скорбь терпение соделовает; терпение же искусство, искусство же упование: уеование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым (Рим. 5, 5).

Вот причина изумительного явления на земле побед и торжеств в державе Российской, и великой славы россиян: любовь, терпение и упование. И упование не посрамило, но возвысило, яко кедры Ливана, пред всеми царствами и народами, повергнув долу того, кто в своей гордости, подобно царю Вавилонскому, мечтал поставить престол свой, и сесть на горе высоце, на горах высоких яже к северу (Ис. 14, 13). Кто, поистине, не видал того грозного, надменного завоевателя царств и земель, ниспадшего с высоты в земле Русской, и, видев, не удивился о нем: как – раздражаяй землю, сотрясаяй цари, положивый вселенную пусту, и грады ея разсыпа, пленных не рязреши, оставив ангелу мира, Благословенному Александру I, разрешить их, и многия царства избавить от тяжкого ига?

О! еслибы и нам более всего любить благополучно царствующого. Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Александра Николаевича, – всегда быть кроткими и смиренными исполнителями законов и воли Его, и – всегда так думать и поступать, как думали и поступали некогда наши добрые соотечественники! Не думаю, братия, чтобы это казалось кому либо из нас трудным или тягостным, а тем паче невозможным. Нет, это не трудно, и должно быть возможно всякому. Мы имеем туже святую веру, и того же Бога отцев наших. Стоит только каждому пожелать сего, и стараться искоренить в себе все то, что лукавым врагом душ человеческих противупоставляется нашему в том успеху. Да истребится же среди нас всякая кичливость суетного мудрования, да исчезнет всякое своекорыстие, и зломыслие вольнодумства! Но вместо того, да воскреснет во всех и каждом благоговейный дух предков, которым расточались, покорялись, и погребались враги народа русского: чтобы и нам в свою чреду благоспоспешествовать, если не разширению блеска великой славы, которою облеклись наши Государи, царство и народ, то по крайней мере к поддержанию и сохранению оного в неизменном виде.

Господи, силою Твоею да возвеселится Царь – отец наш, и о любви нашей к нему да возрадуется зело! Итак, по Божией благодати поспешим воздать Господу благодарения за славную победу над Галлами и с ними двадесятью язык, в 1812 году, наводнившими отечество наше, и потрясавшими землю нашу до того, что всяк должен был спешить на помощь храброму воинству, одною рукою придерживаясь за рало, а другою сражаясь за отечество. Но вместе с сим принесем и теплыя молитвы милосердому Богу: да благоденствует отныне до века Россия, и да будет над Царем нашим и над ней благословение Божие, и на земли мир. Аминь.


Источник: Слова, речи и архипастырские послания к духовенству Полоцкой епархии преосвященного Василия, архиепископа Полоцкого и Витебского : С кратким очерком жизни и деятельности преосвященного. - Санкт-Петербург : Тип. духов. журн. "Странник", 1866. - VIII, 352, [1] с. / Слово в день Рождества Христова. 16-20 с.

Комментарии для сайта Cackle