Источник

Ф.В. Панченко. Музыкальные рукописи в собрании В.Г. Дружинина

В многогранной научной и общественной деятельности В.Г. Дружинина главным для него всегда оставалось собирание и изучение памятников старообрядческой культуры. Его коллекция рукописей, хранящаяся ныне в БАН, и сегодня является незаменимой Источниковой базой для проведения исследовательских работ по истории старообрядчества206. Среди материалов собрания – уникальные документы, целые архивы и отдельные памятники книжности разных старообрядческих толков и согласий. Большую часть составляют рукописи поморской традиции, которые были предметом особого внимания В.Г. Дружинина. Основываясь на своей коллекции, В.Г. Дружинин проводил поистине фундаментальные исследования, о чем свидетельствуют его хотя и лаконичные, но чрезвычайно содержательные публикации. В них были сформулированы практически все основные характеристики творческого наследия старообрядцев, особенно поморцев207. Каждый раз, работая с какой-либо его рукописью, невольно задаешься вопросом: почему именно она оказалась в собрании ученого? Что в ней привлекло Дружинина? Нередко ответы мы находим здесь же на полях книг, на переплетных листах и обложках – в пометках ученого. По этим записям понимаешь, что многие памятники были открыты и основательно изучены Дружининым, хотя и не все сделанные открытия отразились в публикациях. Сами рукописи теперь служат едва ли не столь же значимым источником научных идей Дружинина, что и его публикации.

Для современных исследователей певческих традиций старообрядцев работы Дружинина незаменимы: наряду с обилием изложенных наблюдений, высказанных идей и обобщений в этих статьях показаны методологические подходы в изучении старообрядческой культуры. В.Г. Дружинин, хотя специально и не изучал певческую традицию старообрядцев, все же отдал должное и музыкальной культуре, процветавшей в старообрядческих обителях, поставив ее в один ряд с другими художественными явлениями: «Коснулись поморцы и крюкового пенья: они внесли некоторые изменения в нотациях, усердно переписывали сборники духовных стихов и псальм, снабжая их нотациями для пения. Эти песнопения исполнялись в свободное время клирошанами и клирошанками и умеющими их петь простецами»208. Нет сомнения, что с музыкальной культурой старообрядцев, В.Г. Дружинин был хорошо знаком. Этому содействовали старообрядческие корни его семьи, дружеские отношения и сотрудничество с Ф.А. Калининым и другими старообрядцами-книжниками, научные контакты в Обществе любителей древней письменности 209.

В предлагаемом кратком обзоре музыкальных книжных памятников из собрания В.Г. Дружинина будут представлены наиболее интересные и ценные. Из 52 йотированных рукописей 210 только пять относятся к средневековому периоду (XVII век), остальные – старообрядческие, из которых абсолютное большинство поморские. Здесь имеются прекрасные образцы поморской и гуслицкой певческой книжности, содержащие произведения старообрядческих мастеров, автографы старообрядческих деятелей, рукописи, с исторически значимыми писцовыми или владельческими записями, а также имеющие особую художественную ценность.

Начнем обзор с певческого сборника поповской старообрядческой традиции (Друж. 953). Подробная писцовая запись заключена в заставку-рамку гуслицкого стиля: «Сия книга, глоголемая октай с обиходами московского старообрядческого Рогожского кладбища уставщика московского купца Терентия Иванова сына Заболоцкого, а написана оная трудами и движением гуслицкой волости деревни Беливой крестьянином Иваном Никитиным 1802 году сентября 20». Эта книга замечательна с нескольких позиций. Выполненная по заказу уставщика Рогожского кладбища, она содержит певческий репертуар крупнейшего поповского старообрядческого центра, включающий песнопения знаменного и демественного стилей. Кроме того, она является одним из ранних образцов книжной продукции гуслицких мастеров зрелого стиля. Кроме затейливых заставок и инициалов она снабжена искусно выполненной миниатюрой, изображающей Иоанна Дамаскина (рис. 1), а также миниатюрами, иллюстрирующими великопостные песнопения «Покаяния отверзи ми двери» и «Множество содеянных ми зол». Особо следует отметить переплет, шитый серебряными нитями и украшенный цветной фольгой. Подобный переплет совершенно не характерен для древнерусских и старообрядческих певческих книг. Вероятно для придания сборнику большей значимости был использован переплет от другого кодекса, возможно, евангелия.

В собрании Дружинина имеется несколько типовых поморских певческих рукописей, в частности, лексинского письма с характерными украшениями в виде заставок-рамок и инициалами поморского стиля, например, Стихирарь начала XIX века (Друж. 955) 211 (рис. 2).

Рис. 1. Разворот с выходной миниатюрой «Иоанн Дамаскин» перед началом Октоиха в певческом сборнике гуслицкого письма 1802 г. (Друж. 953, л. 6 об. – 7)

Рис. 2. Стихирарь лексинского письма начала XIX века (Друж. 955, л. 2 об. – 3)

Рис. 3. Начальная страница Обихода 80-х годов XVIII века (Друж. 952, л. 1)

Рис. 4. Ярлык на выговском Обиходе из «кельи большаковой» второй половины XVIII в., (Друж. № 656)

Рис. 5. Автограф Трифона Петрова в сборнике XVIII века (Друж. 836, л. 2)

Рис. 6. Разворот с миниатюрой, изображающей Андрея Денисова перед «Рифмами воспоминательными» в сборнике-конволюте 60-х гг. XVII и первой четверти XIX в. (Друж. 199, л. 166 об. – 167)

Рис. 7. Миниатюра из выговского «певческого синодика» второй половины XVIII в. (Друж. № 725, л. 9 об.)

Отдельные экземпляры среди поморских книг являются чрезвычайно ценными. Крюковой Обиход (Друж. 952)212, несомненно, привлек Дружинина своим происхождением. На переплете сохранилась запись: «Сия книга глаголемая Обиход куплена у Ильи Алексеича на кладбище» (Рис. 3). Очевидно, имеются в виду Преображенское кладбище в Москве и его основатель Илья Алексеевич Ковылин. Рукопись датируется 80-ми годами XVIII века и, вполне вероятно, была приобретена кем-то из старообрядцев еще при жизни И. А. Ковылина. Книга выполнена в поморской традиции, но имеет выраженные индивидуальные черты. Она написана красивым ровным почерком, отличающимся от писарских поморских. Редкий случай для певческих книг, когда писец оставил нам свое имя, хотя и в виде инициалов «Труд Ф.С. и проч.».

Другой Обиход (Друж. № 656)213, судя по сохранившимся записям на ярлыке, привязанном к переплету, происходит из Выговского монастыря: «№ 7, Обиход из кельи «Большаковой», Данилов, 1912» (рис. 4). Известно, что некогда огромная монастырская библиотека, как и личные библиотеки выгорецких большаков, не сохранилась. Для их воссоздания в настоящее время проводится кропотливая работа по выявлению экземпляров в книгохранилищах и их идентификации по старым описям 214. Большой редкостью является обнаружение рукописей, сохранивших свидетельства их отношения к этому кругу источников. Кодекс Друж 656 – это типовой по содержанию поморский обиход, который, однако, имеет и некоторые приметы именно монастырской принадлежности. В частности, в подборке праздничных тропарей и кондаков содержатся песнопения Андрею Стратилату – тезоименитому святому основателя Выговского монастыря Андрея Денисова215. Исследования поморской певческой традиции показали, что наличие песнопений этому святому может являться признаком принадлежности рукописи Вы- говскому монастырю. Этот Обиход, несомненно, отражает реальную монастырскую богослужебную практику второй половины XVIII века, о чем красноречиво свидетельствуют страницы, обильно закапанные воском.

В.Г. Дружинина особо привлекали ранние выговские сборники, нередко содержащие автографы первых отцов Выгореции, со следами их большой текстологической и редакторской работы. Обращение к таким сборникам позволило Дружинину исследовать процессы формирования выговской литературной школы. Замечу, что ранние певческие йотированные сборники столь же интересны с точки зрения становления певческой традиции на Выгу и свидетельствуют о работе, проведенной Вы- говскими мастерами знаменного пения. Исключительной ценностью как для истории культуры Выга в целом, так и для его певческой традиции обладает рукопись из собрания В.Г. Дружинина (№ 836)216. Судя по записям, она является автографом Трифона Петрова – одного из самых образованных и деятельных на Выгу «большаков»: «Книга писана Трифоном Петровым, вторым еклисиархом по Петре Прокопьевиче выго- рецка общежителъства брацкой часовни – им и роспеты первоначально и с сей тетради и во обиходы писали» (л. 1) (рис. 5); «первоначалные роспевы Трифана Петровича» (л. 2). Трифон Петров жил на Выгу с первых лет основания общежительства и был одним из немногих, кто владел искусством знаменного пения. Выговский историограф Иван Филиппов свидетельствовал: «понеже преже того мало в монастыре знающих певцов было по знамени, токмо отец Даниил и Петр Прокопиев, да Леонтей Федосиев, а иные наслышкою пояху за ними по крыласам, точию Трифон Петров добре научися от Псковского Ларионова»217. Дошедший до нас певческий сборник Трифона Петрова едва ли не единственная известная в настоящее время певческая рукопись-автограф известного вы- говского книжника. Ценность этой рукописи была определена самими выговцами, которые в записи сохранили нам имя писца и берегли ее как реликвию многие годы. Оценена она была и позднее, когда Ф.А. Кали- кин преподнес ее в дар В.Г. Дружинину в 1923 г. ко дню ангела218.

Сборник составлен из нескольких подборок и отдельных списков тропарей и кондаков на праздники годового месяцесловного круга. Он изобилует правками и вариантами музыкального текста и отражает процесс формирования устойчивого корпуса праздничных тропарей и кондаков, вошедшего впоследствии в «типовой» поморский Обиход. Отдельные песнопения зафиксированы в двух, трех, четырех и более вариантах, которые имеют указания: «ин перевод», «ин роспев», «другий перевод», «другий перевод на извол» (вариант «на произвол»). Есть также малый и большой роспевы. На полях возле некоторых текстов стоят пометы: «сие писать», «не писать», «сие писать прежде сих тропарей», «До сего», «Писать сие в строку рядом», «Сего тропаря зде не писать, но писать его во июле в 8 день» и т. и. Эти пометы были оставлены составителем типовой подборки тропарей и кондаков для поморского Обихода и отражают этап отбора материала.

В рукописи имеются также записи об источниках песнопений: «выписано с обихода в 4 листа 209» (л. 146). Особо привлекает внимание ремарка «Ис книги золотые и серебряные палаты Государева знаменщика Андрея Гомулина» (Л. 147 об.). Имя Андрея Гомулина мы находим среди государевых иконописцев середины XVII в.: «Гомулин Андрей, кормовой иконописец; был у иконного письма в церкви Евдокии мученицы в 1666 г.»219 Иконник Андрей Гомулин, возможно, доводился родственником известному московскому роспевщику и музыкальному теоретику XVII века Кириллу Гомулину220. И хотя сам Андрей Гомулин не был роспевщиком (впрочем, выговцы могли ошибочно понять слово «знаменщик» не как иконописец, выполнявший первоначальный рисунок, но как роспевщик или писец крюковой нотной строки), главное – принадлежность его к государевым мастерам придавала авторитетность источнику.

Особо следует подчеркнуть, что минейные тропари и кондаки, сведенные в самостоятельный цикл, – явление сугубо поморской старообрядческой традиции. В средневековый период тексты отпустительных тропарей, как правило, не йотировались. В этой работе Трифон Петров проявил себя как музыкальный текстолог, редактор и роспевщик. В созданной Трифоном Петровым подборке «тропарей и кондаков в роспеве» отразился круг избранных святых и праздников, особо почитаемых на Выгу.

В.Г. Дружинин целенаправленно собирал списки старообрядческих стихов. В его коллекции есть удивительные по полноте сборники покаянных и духовных стихов, сборники выговского письма, различного объема тетрадки, отдельные списки духовных стихов – всего 16 единиц хранения. К сожалению, Дружинин успел опубликовать лишь свои первоначальные исследования по духовным стихам. Так, в «Писаниях русских старообрядцев» учтено 33 стихотворных текста, из них 16 выбраны из каталога Павла Любопытного221, остальные по рукописям, при этом из собственного собрания им были задействованы только 7 сборников222. После выхода в свет Справочника «Писания старообрядцев» (1912 г.) и статьи «Словесные науки в Выговской пустыни» Дружинин продолжал работать над темой выговского стихотворства, собирал новыя тексты.

Многие рукописи его собрания имеют отметку о выполненном описании самим Дружининым или его помощниками Е. Пятаевой, В. Треуховой, А.С. Любимовой, Богдановой в 1914, 1922, 1916, 1928 гг. Отдельные записи содержат атрибуцию произведений, наблюдения над филигранями: «Бум[ага]. Pro Patria Лих[ачев]. 1 изд[ание]. № 503, 1727 г.» (Друж.656), «бумага 1816 г.» (Друж. 643). Важными являются редкие записи о месте и времени приобретения или происхождении рукописи: «Стих плачь Иосифа найд[ен] вдер[евне] (Шолтопорога...), № 13» (Друж 442), «Куп[лена] 1919» (Друж. 850); «(Данилов)» (Друж. 319), «Ркп. странническая» (Друж. 496) и др.

О содержании сборников стихов В.Г. Дружинин, в частности, писал: «В сборниках помещены духовные стихи; но наряду с ними вновь составленные Поморцами стихотворения, в коих прославляется держава Российская (псалмы об орле Российском), Выгорецкие настоятели (А. Денисов) и благодетели обители; любопытно отметить, что встречаются некоторые оды Ломоносова, положенные на крюки»223. Из всего репертуара духовных стихов, бытовавших у старообрядцев в письменной традиции, Дружинина привлекало в первую очередь выговское творчество. Это стихи о Выго- рецкой пустыни «О пустыне, место Выгорецко», стихи на память Андрея Денисова «Придете, помянем вси Андрея премудрого», «Приидите, восплачем вси отца нашего», «Женише мой, агньче», «Рифмы воспоми- нательны», «Печальный терн мене убодает», «Плачь» о Симеоне Денисове, стих и стихира надгробная Илье Ковылину, «Рифмы воспоминательны о Петре Прокопьеве», «Плачь о киновиарсе Данииле Викулине», на тезоименитство стихи на память Андрея Борисова, на день тезоименитсва Кирилла Михайловича, приветственные рифмы Наталье Козми- ничне Галашевской, псальма Лексинских девиц. Некоторые другие известные в настоящее время тексты стихов выговского происхождения остались у Дружинина без комментариев, например незатейливый стишок, записанный лексинской грамотницей в одной из рукописных тетрадок224:

«На сем листочке

написано три строчки,

ис почтенья моего

Вы не вырвите его.

В пустыни очень кстати

много всякой благодати.

Пожелать тебе я рада

в жизни будущей отрада,

во всем счастлив будь,

ут, ре, ми, фа, соль не забудь»

В собрании Дружинина имеется чрезвычайно важный для изучения русской средневековой стиховой культуры сборник (Друж. 199)225. Это конволют, первая часть которого является наиболее полной подборкой (93 текста) стихов покаянных. Именно этот список 60-х гг. XVII в. лег в основу справочника – инципитария «Ранняя русская лирика»226. Вторая часть сборника – подборка выговских и других наиболее популярных старообрядческих стихов, среди которых уникальный список стихиры на погребение И. А. Кавылина227. Эту стихиру, а также стих, посвященный Андрею Денисову (рис. 6), предваряют миниатюры с изображениями отцов-основателей двух крупнейших старообрядческих центров: Преображенского федосеевского кладбища в Москве и поморского Выголексинского общежительства.

В собрании В.Г. Дружинина привлекает внимание небольшая тетрадь в четвертую долю листа второй половины XVIII в. (№ 725)228, представляющая собой оригинальную подборку гимнографических текстов. В записи, сделанной Дружининым, говорится о ее приобретении у заведующего Лодейнопольским начальным училищем Кирсанова, вывезшего ее из Данилова в 1913 году. Все тексты этой рукописи, за исключением одного, заимствованы из заупокойных чинов (стихиры покойны Иоанна Дамаскина и Феофана, канон Андрея Критского «на исход души» и Иоанна Евхаитского «канон молебен святей Богородицы от лица человеку душа разлучающуся и не могущу глоголати»). Все тексты тематически сгруппированы, а группы озаглавлены: «Воспоминание о мертвых», «Воспоминание о смерти», «Воспоминание о смертности» и «От лица смертьствующего человека». В подборке 16 текстов, четыре из которых известны в средневековой традиции как покаянные стихи229, остальные тексты ранее не распевались. В Выговской подборке все песнопения имеют совершенно оригинальные роспевы.

Примечательным является также художественное оформление рукописи: в ней содержится 4 миниатюры: «Исход из тела души праведной», «Исход из тела души грешной», изображение инока, склонившегося над разверстыми гробами (рис. 7) и миниатюра, иллюстрирующая следующие вирши: «Смертный приход горестно всякого устрашает. Иоанн, то поминая, слезы источает. Увы, аще на пути кого постигнет напрасно, ни стару бо, ни младу не уступает все равно».

Данная подборка по тематике текстов и их художественному оформлению тяготеет к широко распространенным в конце XVII–ХVIII в. лицевым синодикам, которые, как известно, включали литературную часть с назидательными повестями, риторическими словами, а также отдельными гимнографическими текстами из заупокойных чинов, иногда заупокойные чины помещались целиком230. В нашей подборке стихов имеются иллюстрации к тем же сюжетам, что и в лицевых синодиках231. На Выгу был составлен также свой особый тип синодика – поморский Синодик232. Все сказанное свидетельствует, по нашему мнению, о попытке выговцев создать своеобразный «певческий синодик», в котором ритуальные тексты теряют свою первоначальную связь с конкретным чинопоследованием и выстраиваются согласно новой композиционной логике. При этом «певческий синодик», по сути, является новой подборкой покаянных стихов, так как здесь известные литургические тексты, выходя из богослужебного обихода, приобретают новое художественное осмысление. Но в отличие от средневековых подборок, организованных по системе осмогласия, тексты в выговской подборке расположены по тематическому принципу. Следует отметить, что для выговцев тематический принцип организации текстов в книгах вообще был весьма свойственен, в частности в сборниках духовных и покаянных стихов.

Каждый из представленных в этом обзоре памятников собрания красноречиво свидетельствует о тщательном их отборе В.Г. Дружининым при формировании собственной коллекции. Очевидно, что в собирании музыкальных рукописей напрямую отразились научные интересы В.Г. Дружинина, поэтому здесь нет случайных рукописей и каждая обладает уникальными и весьма значимыми для истории культуры старообрядчества свойствами.

* * *

206

См.: Бубнов Н. Ю. В.Г. Дружинин и его коллекция старообрядческих рукописей // АЕ за 1983 год.– М., 1985. – С. 113–125.

207

См.: Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVIII–XIX

веков в Олонецкой губернии (художественное наследие Выгорецкой поморской обители) // Изв. АН СССР. Серия 6. Л., 1926. Вып. 15–17. С. 1479–1490; Дружинин В.Г. Несколько автографов писателей-старообрядцев / Изд. ОЛДП. Вып. 134. Пг., 1915; Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912; Дружинин В.Г. Поморские палеографы начала XVIII столетия. Пг., 1923; Дружинин В.Г. Поморский торжественник // Сборник статей, посвященных С.Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 34–55; Дружинин В.Г. Словесные науки в Выговской поморской пустыни. СПб., 1911.

208

Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства … С. 1490.

209

Отделом «по разысканию и изданию памятников старинного русского певческого искусства» в ОЛДП заведовал С.В. Смоленский – крупнейший исследователей древнерусской церковно-певческой традиции, глубокий знаток старообрядческой певческой культуры, а с 1909 г. – А.В. Преображенский. Оба исследователя могли консультировать В.Г. Дружинина по вопросам старообрядческого

пения.

210

Большая часть рукописей имеет опубликованные научные описания, см.: Певческие рукописи в собрании Библиотеки Российской академии наук: Каталог выставки / Сост. Ф. В. Панченко. – СПб.: БАН, 1994. В каталоге краткие описания имеют рукописи собрания: Друж. 856 – С. 21. (№ 18), Друж. 199 – С. 28–29 (№ 23), Рис. 16, Друж. 496 – С. 31 (№ 28), Друж. 953 – С. 33 (№ 32). Описания 44 старообрядческих поморских певческих рукописей вошли в книгу: Певческие книги выголексинского письма: XVIII – первая половина XIX в. / Сост. Ф. В. Панченко. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2001. (Описание РО Библиотеки РАН. Т. 9, вып. 1.

211

Певческие книги выголексинского письма … С. 291–295.

212

Там же. С. 104–108.

213

Там же. С. 84 – 93.

214

См.: Юхименко Е.М. Рукописно-книжное собрание Выго-Лексинского общежительства // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.). М., 1999.С. 45–125.

215

См.: Юхименко Е.М. Дни тезоименитств выговских наставников // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 627–632.

216

Певческие книги выголексинского письма…С. 427–433.

217

История выговской старообрядческой пустыни. Издано по рукописи

Ив. Филиппова. СПб., 1862. С. 141.

218

На л. I рукописи сделана запись чернилами: «Глубокоуважаемому и дорогому Василию Григорьевичу в день ангела 1923 г. Ф. А. Каликин».

219

Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб., 1903. С.128.

220

Кирил Гомулин известен как один из создателей киноварных помет и как автор оригинального роспева «Стиха об Адаме», см.: Серегина Н. С. Покаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила Гомулина // ПКНО. 1983. Л., 1985. С. 258–262.

221

Исторический словарь и каталог или библиотека староверческой церкви / Сост. П. О. Любопытного. Изд. Н. Н. Попова. М., 1866.

222

Отметим, что два Сборника при передаче коллекции в БАН не поступили.

223

Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства... С. 1490

224

Друж. 435., л. 29 об. (См.: Певческие книги выголексинского письма … С. 387–388).

225

Певческие книги выголексинского письма… С. 373–377.

226

Ранняя русская лирика: Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV–XVII веков / Сост. Л. А. Петрова, Н. С. Серегина. Л.: БАН,1988.

227

Дружинин. Писания…С. 181, № 5.

228

Певческие книги выголексинского письма…С. 379–380. Второй список подборки содержится в рукописи из собр. Каликина, № 23 (Л. 118 об.–124 об.). Три текста, входящие в эту подборку встретились нам еще в трех выговских рукописях: «Добрии мои друзи и знаемии, почто не плачите...» – собр. Дружинина.№ 199, 901 (БАН) и 25. 7. 1 (БАН); «Зрю тя гробе и ужасаюся видения твоего...» – собр. Дружинина. № 199; 25. 7. 1; «Гробе ты гробе тленныи доме...» – 25. 7. 1. (Научные описания указанных рукописей содержатся в книге: Певческие книги выголексинского письма…).

229

Стихи «Помянух пророка вопиюща...», «Зрю тя гробе и ужасаюся видеия твоего...», «Увы мне колик подвиг имать душа...» и «Добрии мои друзи и знаемии почто не плачете» отмечены в справочнике «Ранняя русская лирика"(№ 75, 100, 130, 82). Один стих «Гробе, ты гробе, тленныи доме...» опубликован у Бессонова (Бессонов П. А. Калики перехожие: Сб. стихов и исслед. М., 1864.Вып. 6. С. 297).

230

Дедовский синодик 1803 г. / Изд. ОЛДП. СПб., 1877. Т. XIII. В начале

этого Синодика помещен иллюстрированный Чин, бываемый на разлучение души с телом.

231

См. например: Синодик Колясниковской церкви / Изд. ОЛДП. СПб.,

1896. Т. CX. Вып. 1. Л. 16, 28, 63.

232

Пыпин А. Н. Старообрядческий синодик / ПДП. СПб., 1883. Вып. 44.


Источник: Памяти Василия Григорьевича Дружинина, (1859-1936) : материалы научных чтений, 10 августа 2010 г. / Российская акад. наук, Б-ка Российской акад. наук ; [отв. ред. И.М. Беляева]. - Санкт-Петербург : БАН, 2010. - 184 с. ISBN 978-5-336-00114-3

Комментарии для сайта Cackle